2.Начало нового этапа в жизни общества. Суть перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития страны и его результаты в экономической сфере в 1985-1986 гг..
.Периодизация:1985-1987-курс на ускорение;экономическая реформа 1988 г. и ее реализация;1989-1991-курс на рыночную экономику.На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев выступил с докладом по традиционной схеме: СССР сделал за последнюю пятилетку очередной шаг на пути к коммунизму. Но в экономике есть ряд недостатков. Особо Горбачев отметил такие:Замедление темпов экономического роста;Отставание в развитие группы Б, экономика бесчеловечна;Отставание НТР и другие…Горбачев сказал, что необходима перестройка экономики, ускорение темпов социально-экономического развития. Таким образом, был провозглашен курс на перестройку, НО! Перестройка понималась как ускорение темпов экономического роста. В основу перестройки положена концепция ускорения.Концепция ускорения - автор Аганбигян, истоки этой концепции лежат в научных изысканиях новосибирского университета (доклад 1983 г.) Для решения проблем предлагались следующие средства:1. предписывалось развивать отрасли, определяющие НТР в 1,7 раза быстрее, чем раньше. Первоочередное внимание уделялось компьютеризации, необходимо ликвидировать компьютерную безграмотность, в школе вводятся уроки информатики. Главная беда – отсутствие компьютеров.В СССР была стратегия создавать компьютеры коллективного пользования, в США – персональные. Начался импорт.2. Совершенствование системы руководства. До Горбачева причину в экономическом отставании видели в объективном факторе (удорожание производства), Горбачев – в субъективном факторе (плохое руководство).Отсюда главная задача – Совершенствование хозяйственного механизма.Многие экономисты считали, что решение задачи не реально, хозяйственный механизм ремонту не подлежит. Тем не менее, к решению проблему приступили.Главная идея: На смену административно-командного социализма должен прийти хозрасчетный социализм.В целом 1985 г. не дал ничего нового в экономике. Шла подготовка к очередному 27 съезду КПСС, который должен был рассмотреть стратегию и тактические задачи на 12 «5» (1986-1990 гг.) В целом съезд (1986) одобрил первые шаги перестройки, постановил углубить реформирование экономики:Поддержка и развитие концепции ускорения;12 «5» должна была стать трамплином для гигантского рывка в развитии страны (до 2000 г. планировалось удвоить производство промышленной продукции и объем национального дохода);планировалось выйти на новый уровень производительности труда. Задача свести на нет ручной труд (1/3 в промышленности,1/2 в строительстве, 3/4 в сельском хозяйстве – ручной труд);Вслед за Горбачевым причины отставания в экономике свели к субъективному фактору, к отсталости нашего руководства.Большое внимание уделялось проблеме человеческого фактора, вопрос этот был поставлен еще в 1985 г. Как осуществлять перестройку?- имело место сопротивление партийной номенклатуры,- ленивый народ без стимула к труду.Заинтересовать народ было нечем, материальной основы не было, дефицит на товары и услуги. А заинтересовывать народ было нужно, и тогда разрешили Гласность. Разрешили критику, даже стимулировали ее в определенных границах.Среди населения гласность была очень хорошо воспринята, но первоначально она была очень ограниченной, первые шаги были очень робкими.В экономике, не смотря на поворот к новому курсу, проводятся несколько административно-командных мер:Борьба за трезвость – борьба это была правильная, но утопичная. Резко снизился уровень производства спиртного. Взамен должны были появиться услуги и товары. Но этого не происходит. Государство несет огромные финансовые потери.Была объявлена борьба за дисциплину и порядок.Очень большой удар по экономическому развитию нанесла Чернобыльская авария и землетрясение в Спитаке.
- 1.Итоги развития ссср к сер. 1980-х гг. Необходимость
- 2.Начало нового этапа в жизни общества. Суть перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития страны и его результаты в экономической сфере в 1985-1986 гг..
- 3.Экономическое развитие ссср в 1987- сер. 1988 г.Г.
- 4.Экономическое развитие ссср в 1988-1991 гг.
- 5.Общественно-политическая жизнь страны в 1985-сер. 1988г.
- 6.Общественно-политическая жизнь страны в сер.1988-1991 гт
- 8.Распад ссср (1990-1991 гг.). Образование снг.
- 9.Международная обстановка в сер. 1980-х-гт.Задачи советской
- 10.Советско-американские отношения в годы перестройки.
- 11. Ссср и европейские государства. Проблемы безопасности в
- 12.Новое мышление во внешней политики. Ее оценка в советской и
- 13.Ссср и социалистические страны. Крах системы социализма.
- 14.Итоги развития советской культуры к сер. 1980-х-гг.
- 15.Искусство в годы перестройки.
- 16.Наука и образование в годы перестройки.
- 17.Итоги перестройки в сфере культуры.
- 18.3Адачи перестройки в социальной сфере ."Триада перестройки" и
- 19.Сфера здоровья, экология. Демографическое развитие. Итоги
- 20. Общественно - политическое развитие России в 1990-19991 гг.
- 21. Общественно -политическое развитие России в 1992-1993 гг.
- 23.Общественно - политическая жизнь России в 1996-еер. 1999 гг.
- 24.Политическая жизнь России в 2000 - 2005 гг.
- 25.Социально - экономические преобразования в начало 1-990 х гг.
- 26. Экономическое развитие России в 1993 - сер. 1998 гг.
- 27.Экономика и социальная сфера на современном этапе (2000 -
- 28.Межнациональное отношения в современной России ( 1990-2000
- 29.Социальная поляризация общества в условиях «свободного
- 30.Основные тенденции развития общественно-политической мысли
- 31.Основные тенденции культурного развития России. Кризис
- 32. Наука и образование в современной России, Положение , проблемы и направления реформирования.
- 33. Искусство современной России (литература, кино, изобразительное искусство, архитектура, скульптура). Деятели искусства современной России.
- 39. Восточное направление внешней политики России. Отношения с Японией и Китаем.
- 40. Итоги российских реформ. Современная социально -экономическая и политическая ситуация в России.