logo
ШПОРОЧКИ ПО ИСТ РОССИИ 2Ч

15.Искусство в годы перестройки.

15.Состояние искусства к се80х-Развитие искусства в СССР можно охарактеризовать несколькими основными чертами:Самое главное – творческая несвобода,Информационный вакуум,Слабые связи с заграницей,Идеологический диктат, монополия марксизма-ленинизма,Творческий диктат – соцреализм,Вписанность в партийно-государственную систему,Жестко заданные цели,Многочисленная цензура.Искусство, по природе полифоническое, в СССР с 1917 г. стало моноискусством. Результаты художественной деятельности нельзя оценить однозначно. За последние 20 лет оценки эти менялись кардинально. В конце 80-х начале 90-х искусство наше воспринималось как тоталитарное искусство, проводилось много аналогий с искусством нацисткой Германии. Сейчас по мере кризиса новейшего искусства России становиться очевидным очень высокий уровень многих произведений советской страны.Выполнило ли советское официальное искусство свою задачу. Наверное, все-таки нет. Когда общество наше стало освобождаться, мир увидел простого советского человека, и увиденное не впечатляло. Хотя прорывы за советский период конечно были, например Эзейштейн.Наша культура не могла быть в авангарде духовной культуры человечества. Она блокировала все инновации, не сумела обеспечит развитие массовой культуры (в лучшем значении этого слова).Академик Лихачев характеризуя нашу культуру подчеркивал ужасающую материально-техническую базу и очень низкую культуру народа (советские люди были неподготовлены к усвоению культурных ценностей). Но самое ужасное, по мнению Лихачева, наша уверенность в своей духовности и особенности. Чванство наша национальная черта.В этих условиях в 1985 году начинается перестройка. Неготовность большей части населения к переменам, неясность цели – тормозило все процессы.Какие положительные изменения с началом перестройки произошли в культурной сфере:Улучшение международной обстановки и как следствие установление контактов с заграницей. Это были важные факторы для развития науки и искусства.Изменилась позиция руководства КПСС. Курс на гласность стал основой всех духовных преобразований в стране. Особой была и позиция Горбачева по отношению к интеллигенции («соблазнение интеллигенции»). Его контакты с интеллигенцией не носили отеческого характера. Целью главы государства было не упустить интеллигенцию из под влияния партии. Интеллигенция шла контакт, надеясь на либерализацию жизни. Горбачев и Яковлев поддерживали эти надежды.Т.Е.наблюдается диалог власти с культурой.Идеологические изменения напрямую отразились на художественном творчестве.Уже с 1985 г. печатаются Распутин «Пожар», Астафьев «Печальный детектив».Перестраивается деятельность творческих союзов. Первыми были кинематографисты. На 5 съезде очень критиковалось существующее положение в кино – семейственность, засилье т.н. генералов. Жесткая цензура (около 200 фильмов лежали на полках). В результате было переизбрано руководство, во главе союза стал Е. Климов. Было решено выпустить на экран полочные фильмы Климова, Германа и др.Подобные события происходят и в других творческих союзах. Наблюдается раскол в союзе писателей (консерваторы сосредоточились в СП РСФР(Ю.Бондарев, В.Белов) либералы с союзе «Апрель» (Б.Васильев, Приставкин).Начинается критика советских классиков А.Иванов, Г.Марков, БондарчукСфера разрешенного искусства начинает расширяться, самиздат и тамиздат начинает публиковаться в журналах (Бек, Гросман, Дудинцев, Рыбаков). Публикуются и раннее запрещенные произведения (Горький «Несвоевременные мысли», Ахматова «Реквием», Пастернак, Платонов).Реабилитировали писателей репрессированных в сталинский период Гумелев, Замятин, Пильняк.Публикуются воспоминания репрессированных Л.Разгон, Е. Гинзбург, В. Аксенов.На родину возвращаются эмигранты в своих произведениях 1 волны – Бунин «Окаянные дни», Набоков «Лолита», «Другие берега»,3 волны – Тарковский, Бродский, Аксенов, Войнович, Солженицын и другие.Было возвращено гражданство Растроповичу, Вишневской, Аксенову, Любимову, Нуриеву, Тарковскому.За годы перестройки были созданы множество интересных произведений. В рамках идей шестидесятников – пьесы Шатрова «Бресткий мир», «Так победим». Очень популярным становится документальное кино – Подниекс «Легко ли быть молодым», Марина Голдовская «Власть соловецкая», Говорухин «Так жить нельзя».Быстро осваиваются другие темы. Темы героизма и трудовых будней быстро исчезли. Происходит определенная деградация как противовес пафосу советского времени. Обостряется интерес к дивиантному поведению. Появляются новые герои: В. Пичул «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино», Тодаровский «Интердевочка», Айтматов «Плаха».Темы становятся острыми и актуальными, поднимаются экологические проблемы. Часто обращаются к авангарду в поисках новых форм, все старое отрицается совсем.Постепенно в нашу культуру приходит запад, сначала антисоветские произведения – Оуэн «1984», Артур Кестлер «Слепящая тьма». Затем стали приходить культурные ценности без идеологии – «Унесенные ветром», «Крестный отец» и др.Наше искусства начинает вестернизоваться через видео салоны и кабельное телевидение, к нам пришли мыльные оперы («Рабыня Изаура»).Происходит быстрая эволюция художественного творчества:Разрыв с традиционализмом,постепенный переход от идеалов 60-х гг., к полному безразличию всяких ценностей,быстрая утрата профессионализма,люмпенизация искусства, массовое искусство в худшем понимании этого слова (особенно эстрада),проникновение рыночных идеалов в ту среду, которая ранее была закрыта,ослабла не только государственная и партийная цензура, а цензура профессиональная. Исчезли стандарты художественного творчества,изменилась суть, цель, и направленность искусства. Из литературоцентричного оно становится ТВцентричным.