logo search
Istoria_Noveyshego_vremeni

Информационное общество

От автора24. Самый загадочный вопрос. Ответ, казалось бы, крайне простой – информационное об-во – это то общество, в котором информация стала экономической категорией и приобрела качества товара (т.е., её можно производить и продавать). Но определение это достаточно упрощённое. Необходимо его уточнить и развить.

Информационное общество. Теоретическая концепция постиндустриального общества: историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания.

Итак, основные черты информационного об-ва (в просторечии – ИИ):

- резкое увеличение роли знаний/информации/информационных технологий в жизни об-ва;

- рост доли людей, занятых пр-вом информации в ВВП страны;

- резко нарастающая информатизация об-ва при помощи техники;

- создание глобального информационного пространства (Интернет, вестимо)

- идея «электронного пр-ва».

Автором идеи является профессор Токийского университета Ю. Хаяши. Его идею развили американец Ф. Махлуп (1962) и японец Т. Умесао (1963). Термин стал общеупотребительным после того, как была опубликована одна из ключевых работ Збигнева Бжезинского “Between two ages: America`s role in the technetronic age”, 1970 г. Собственно говоря, наиболее верным переводом словосочетания «информационное общество» на английский язык и будет «technetronic era|age». В 1992 г. Клинтон и Гор употребили этот термин в своём известном докладе в Национальном научном фонде. ООН даже установил день информационного об-ва – 17 мая.

Так что же это такое?

Социолог У. Мартин предлагает следующий подход. ИИ можно охарактеризовать при помощи ряда факторов:

  1. Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

  2. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

  3. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

  4. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

  5. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Согласно этой же теории, есть ряд нововведений ИИ по сравнению с постиндустриальный обществом:

- структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

- растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

- широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

- развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

- поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

- широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

Другой американский социолог Д. Белл предлагает еще более простую концепцию. То общество, в котором компьютер играет главную роль при пр-ве/распространении/обработке информации и имеются развитые телекоммуникации – и есть информационное.

Говоря об ИИ, необходимо учесть и социальные последствия его развития. Это, в первую очередь, политика учётности населения. Два самых известных её аспекта – развитие биометрии для учёта действий людей и использование криптографии.