Внутренняя и внешняя политика президента у. Чавеса
Биография. Отец – афроиндейского происхождения, мать – креолка. Военный, служил в воздушно-десантных войсках (до сих пор носит красный берет). В феврале 2002 г. (18 февраля) попытался устроить государственный путч (президент – Перес). Не получилось. По политической ориентации – социалист (Единая социалистическая партия Венесуэлы). В 1998 г. стал президентом, набрал 55% голосов, однако его партия большинства в парламенте не получила.
Президентство (1998-2000 – первое, 2000-2006 – второе, 2006 – н.в.). В 1998 году Чавес баллотировался на пост президента под лозунгом борьбы с коррупцией. В то время он воздерживался от радикальной политической риторики, и предложенную им программу реформ нельзя было назвать революционно. На выборах 6 декабря 1998 года Чавес одержал победу, набрав 56,5 процента голосов избирателей. Политика правительства Чавеса включала ряд масштабных социальных программ, в том числе по созданию систем всеобщего образования и здравоохранения. Правительство установило жесткий контроль над государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela, прибыли которой направлялись на нужды общества: строительство больниц и школ, борьбу с безграмотностью, проведение аграрной реформы и другие. 1999 г. – начало действия плана «Боливар-2000», 113 млн долларов дополнительно – на социальные расходы, принцип занятости ряда офицеров в социальной инфраструктуре. Завоевав таким образом поддержку малообеспеченного большинства населения, Чавес приступил к национализации предприятий в различных отраслях промышленности В 1999 году была принята новая конституция Венесуэлы, которая увеличила президентский срок с пяти до шести лет. На последовавших за этим президентских выборах 30 июля 2000 года Чавес набрал 60 процентов голосов. В последующий период политический курс Чавеса, названный "боливарианским движением к социализму", сместился влево. Президент выступал с жесткими заявлениями в адрес "олигархов-хищников" – руководителей нефтяной отрасли, а также иерархов католической церкви и оппозиционных журналистов. На внешнеполитическом направлении Чавес занял антиамериканскую позицию. В 2001 году он осудил военную операцию США в Афганистане. По словам венесуэльского президента, американцы для борьбы против террора сами использовали террористические методы. Вполне закономерно, что в попытке свержения Чавеса в 2002 году многие, включая самого венесуэльского лидера, обвинили Соединенные Штаты.
11 апреля 2002 года в результате государственного переворота Чавес был лишен власти, но уже 14 апреля вернулся на президентский пост при поддержке лояльных частей армии и многочисленных сторонников. До 14 апреля государство возглавлял Педро Кармона Эстанга. Он распустил парламент, приостановил работу генерального прокурора и государственного контролера, а также отменил принятое в годы президентства Чавеса законодательство, перераспределившее часть национального богатства в пользу малоимущих. После 2002 года оппозиция пыталась бороться с Чавесом конституционными методами. В 2004 году противники президента добились проведения референдума о доверии руководству страны. Большинство венесуэльцев (более 59 процентов) тогда поддержали президента, и его власть лишь укрепилась.
С Кубой у Венесуэлы установились особенно дружественные отношения. Чавес по низким ценам продавал островному государству энергоносители и предоставлял ему экономическую помощь. Кастро в ответ направил в Венесуэлу многочисленных кубинских специалистов, в частности медиков, которые сыграли важную роль в реализации социальных программ правительства Чавеса. Другой член «оси добра», помимо Кубы, - Иран.
В июле 2006 года Чавес совершил визит в Россию, где встречался с российским президентом Владимиром Путиным. Две страны заключили важные соглашения. Во-первых, была достигнута договоренность о поставках российского оружия и военной авиации в Венесуэлу. Во-вторых, было намечено партнерство в энергетической области: в частности, была запланирована разработка новых нефтяных месторождений в Венесуэле при участии российской компании "Лукойл".
Перед выборами 2006 года венесуэльское общество разделилось. Сторонники Чавеса, которых среди венесуэльцев большинство и которые в основном представляют малообеспеченные слои населения, видели в нем лидера, отстаивающего интересы бедных. Противники президента обвиняли его в популизме, склонности к автократии и попытках имитировать коммунистический режим Кубы. Хотя оппоненту Чавеса - губернатору нефтедобывающего штата Сулия Мануэлю Росалесу (Manuel Rosales) – удалось сплотить разрозненные силы оппозиции в единое целое, на выборах 3 декабря 2006 года Чавес одержал верх.
Позднее в январе 2007 года парламент предоставил Чавесу расширенные полномочия сроком на полтора года. Президент получил возможность управлять страной с помощью указов, в обход законодательной власти [46]. В феврале началась обещанная национализация корпораций в ключевых отраслях. Венесуэла выкупила у американской AES Corporation активы крупнейшей энергетической компании Electricidad de Caracas (EDC). Было заключено соглашение о покупке акций телекоммуникационного гиганта CANTV, принадлежавших американской Verizon Communications.
1 мая 2007 года Чавес объявил о приостановлении сотрудничества Венесуэлы со Всемирным банком и Международным валютным фондом. Причиной этого шага президент называл стремление дистанцироваться от международных институтов, подконтрольных США. В конце июня венесуэльский лидер вновь посетил Россию. Как и в предыдущий раз, главными темами визита стали закупки российских вооружений Венесуэлой и сотрудничество двух стран в нефтегазодобывающей отрасли.
В июле 2007 года Чавес заявил о намерении внести в парламент законопроект, позволяющий президенту Венесуэлы переизбираться неограниченное число раз. Чавес пояснял, что граждане не должны лишаться права выбрать понравившегося им лидера столько раз, сколько хотят.
2 декабря 2007 года граждане Венесуэлы не поддержали предложенные Чавесом конституционные поправки. Всего на референдум были вынесены 69 поправок: помимо отмены ограничения количества президентских сроков правления, предполагалось, например, увеличить срок полномочий главы государства с шести до семи лет, упразднить автономию Центрального банка Венесуэлы, наделить избирательным правом шестнадцатилетних граждан и ввести шестичасовой рабочий день.
1 мая 2008 года указом президента в Венесуэле установлен «самый высокий», по его словам, уровень минимальной заработной платы в Латинской Америке — 372 доллара. Реально же по так называемому «черному курсу доллара», по которому исчисляются все цены в Венесуэле, минимальная зарплата составляет около 140 долларов. Повышение на 30 % заработной платы касается более 5 миллионов рабочих и служащих. На это ежегодно из бюджета страны будет выделяться свыше 2,5 миллиарда долларов. Уго Чавес заявил, что это стало возможным благодаря социалистическому характеру боливарианской революции. Президент Венесуэлы указал, что когда страной руководило прокапиталистическое правительство, повышение зарплаты трудящимся никогда не превышало 2 %.В 2007 году в процессе национализации энергетического сектора в Венесуэле все месторождения нефти в стране были поставлены под государственный контроль, а западные компании Exxon Mobil и ConocoPhillips, отказавшиеся работать на новых условиях, ушли с венесуэльского рынка. Также национализации были подвергнуты другие стратегические отрасли, такие как энергетика и телекоммуникации. 3 апреля 2008 г. президент Венесуэлы объявил о национализации цементной промышленности страны. В 2008 г. были попытки национализации крупнейшего металлургического предприятия страны Sidor, 1 мая – подписали договор о национализации.
2010-2011 – энергетический кризис. В августе 2011 г. Чавес объявил о том, что золотовалютные резервы возвращены в страну из банков Великобритании и США.
- История Новейшего времени, ч. 2 (1945-2000)
- Итоги Второй Мировой войны
- Послевоенное мирное урегулирование
- Начало Холодной войны
- Народно-демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы
- Страны Центральной и Юго-восточной Европы в 1950-1970-е
- Кризис мировой социалистической системы. Революции 1980-х гг.
- Проблемы переходного периода в странах Центральной и Юго-восточной Европы в 1990-е гг.
- Распад колониальной системы и проблемы модернизации стран «третьего мира».
- Восстановление и модернизация экономики стран Запада в 1945-1973
- Неокейнсианство. Теория «государства благосостояния»
- Научно-техническая революция.
- Структурный кризис 1970-1980-х. Теория «длинных волн» Кондратьева
- Неоконсерватизм
- Информационное общество
- Глобализация и её последствия
- Изменения в партийно-политических системах стран Запада во второй половине 40-х – 70-е годы.
- Изменения в партийно-политической системе стран Запада в 1970-2000-е гг.
- Международное коммунистическое движение после Второй Мировой войны
- Международное социалистическое движение после Второй Мировой войны.
- Гражданское общество и новые социальные движения 1960-2000
- Интеграция. Основные типы и формы.
- Внутренняя и внешняя политика г. Трумэна (1945-1953)
- Внутренняя и внешняя политика президента Эйзенхауэра (1953-1961).
- Либеральные реформы и политические кризисы в сша в 1960-1970-е
- Рональд Рейган и «рейганомика».
- Внутренняя и внешняя политика администрации у. Клинтона
- Внутренняя и внешняя политика президента Дж. Буша-Младшего. Итоги выборов 2008 г.
- Третье лейбористское правительство в Великобритании
- Консерваторы у власти: от у. Черчилля до э. Хита.
- Политика лейбористских правительств в 1960-1970-е гг. «Социальный контракт».
- М. Тэтчер и тэтчеризм
- Великобритания в 1990-е гг.
- Великобритания в 2000-е г.
- 4 Республика во Франции (1946-1958)
- Политический кризис и становление 5 республики. Генерал де Голль.
- Голлизм и режим «личной власти»
- Кризис голлизма. «Красный май» во Франции.
- Партийно-политическая борьба во Франции в 1970-е гг.
- Президент ф. Миттеран и его деятельность
- Президент ж. Ширак. «Дирижизм» и либерализация.
- Внутренняя и внешняя политика н. Саркози. Итоги президентских выборов 2012 г.
- Политический режим и политические партии в послевоенной Италии
- «Экономическое чудо» и «левоцентризм» в Италии.
- Партийно-политическая система Италии в 1970-1990-е годы.
- Раскол Германии после Второй Мировой войны.
- «Социально-рыночное хозяйство» в фрг
- Внешняя и внутренняя политика правительств в. Брандта и г. Шмидта.
- Г. Коль и деятельность его правительств.
- Политический кризис в гдр и объединение Германии.
- Последствия объединения Германии и деятельность пр-ва г. Шрёдера.
- Внутренняя и внешняя политика канцлера а. Меркель
- Международные отношения в 1950-1960-е. Карибский кризис.
- Международные отношения в 1970-1980-е гг. Разрядка и конфронтация.
- Региональные конфликты 1970-1990 гг.
- «Общееевропейский процесс». Обсе. Новая доктрина нато.
- Распад Югославии. Война на Балканах
- Проблема разоружения в 1980-1990 е гг.
- Международные отношения в 21 в.
- Латинская Америка: социально-экономическое и политическое развитие в 1950-1970-е гг. Национал-реформизм и военные режимы.
- Перонизм
- Кубинская революция
- Чилийская революция
- Мексика после Второй мировой войны
- Проблемы модернизации стран Латинской Америки в 1980-1990-е
- Переход стран Латинской Америки от диктатур к конституционным режимам в 1980-1990-е.
- Внутренняя и внешняя политика президента у. Чавеса
- Глобальные проблемы современности.
- Финансовый кризис 2008 г.
- Итоги президентских выборов 2008 г. Президентство Обамы.