Восстановление и модернизация экономики стран Запада в 1945-1973
Введение. Раньше рассказывать об этой теме было достаточно просто. Существовала такая вещь, как ГМК – государственно-монополистический капитализм. При помощи этого инструмента всё и изучалось. Толковалось раньше все очень просто – есть классическая монополия. Она постепенно сливается с буржуазным государством с целью отодвинуть неотвратимый его конец и переход к социализму. Но этого не происходит. Логика Маркса работала в 19 веке – есть угнетаемый рабочий, государству на него все равно, есть злобный капиталист, выжимающий из него все соки. В начале века происходит драматизация ситуации – появляются монополии, задача которых выжать все соки из рабочих. И тут должен был произойти бунт, но….в игру вмешивается государство. Оно становится активным игроком в экономике (это и есть основной принцип ГМК) и далеко не всегда подчинено капиталу (Пример Греции и Испании). В 20 в. государство стало активным игроком общественной/экономической жизни – в этом и ест новизна ситуации.
ПМВ стала первым опытом сотрудничества капитала и государства – необходимо было выживать в трудных условиях. Потом последовал период революционного натиска – тоже необходимо удерживаться вместе. Потом период стабилизации капитализма (нормальная волна кризис-подъём, термин этот – коминтерновский). А Дальше – страшный кризис 1929 г. Именно государство спасает ситуацию, классический пример – экономически-социальная система, созданная ФДР. В годы ВМВ – обострение, похожее на ПМВ, но в больших масштабах. Иными словами, в межвоенный период мы можем говорить о том, что регулирующая роль государства проявлялась только в экстремальных условиях. А после ВМВ она стала постоянным фактором. Главное отличие - ранее государство было временным инструментом. После ВМВ - постоянный фактор.
Модели ГМК. Как мы помним из предыдущего курса, в межвоенный период активно существовали 3 модели ГМК: буржуазно-либеральная (Новый Курс), социал-реформистская (Франция Народного фронта) и тоталитарная (Германия и Италия). Первые две были самыми перспективными, третья – самой эффективной в краткосрочной перспективе. После ВМВ выжили первые две модели. Они оказывали прямое воздействие на политическую жизнь страны, в Европе эти модели периодически менялись.
Отличия этих моделей: их 2 – 1) социальные расходы; 2) доля рынка. В социал-реформистской модели – больше социальные расходы, больше государственная доля. В консервативной – наоборот, меньше социальных расходов, больше рынка. Но инструменты регулирования экономики – одни и те же.
Инструменты регулирования экономики. Они бывают прямыми и косвенными. Они абсолютно одинаковы для двух моделей. Разница состоит в степени их использования:
Появление нового типа соб-ти – государственной. Источник – забранное у коллаборационистов (Франция, Италия) или национализированное/выкупленное и владельцев (Великобритания). В первую очередь, гос-во приобретало отрасли, производящие газ/электричество/уголь/водоснабжение/авиалинии/транспорт/связь/металлургию. Иными словами, коммунальные предприятия и предприятия ,Производящие ресурсную базу. Почему? Потому что эти предприятия часто убыточные. Гос-ва берет и восстанавливает те жизненно важные отрасли, куда не хотят лезть частники, потому что восстанавливать дорого и убыточно, а прибыль с них не такая уж и большая. Государство, таким образом, берет стратегические отрасли (которые очень часто были убыточными), частники – прибыльные отрасли. И экономика начинает работать. Единства по поводу национализации нет. Ранее считалось, что частник нужен для организации пр-ва, а теперь стало очевидно, что и государство с этой ролью справляется неплохо. Частник боится. Что его отправят далеко и надолго.
В результате, картина национализации в Западной Европе и США была следующей. Австрия – 67%, Франция – 40% (в пром-ти – 25%), Япония – 35% (и 20% в пром-ти), В США – 5% и 1%. Также необходимо учитывать, что в государственном секторе необходимо создавать класс чиновников-управленцев и стимулировать их работу (с частниками проще, они ради своей прибыли готовы ночами не спать).
Бюджет и налоги. Государство создаёт систему бюджета и планирует его. И предлагает отрасли, куда можно вложить. Этот инструмент регулирования становится самым важным в США – все дерутся из-за бюджета, появляются лобби (классический пример – известная авиакомпания Lockheed Martin). Налоги – аналогично, на них все основано. Благодаря им выдерживается баланс между государственными и иностранными инвестициями. Меньше налогов – больше инвестиций, и наоборот.
Инструменты косвенного регулирования. Здесь не одни инструмент, а целый набор. Один из элементов – государственное планирование. Оно есть директивное (СССР, план выполнить обязан – или будут проблемы) и индикативное (Франция, 5 республика, принимается государственный план развития ряда отраслей, выполняешь – получаешь бонус, не выполняешь – тоже неплохо, но и бонуса нет). В эту группу также входя банковские регуляторы экономики – в первую очередь, кредит и финансовая система. Есть еще финская модель государственного регулирования, лично рассказанная Л.С. Есть сахарный завод. Сырье закупает. У гос-ва контрольный пакет. И система такая: есть урожай - много продукта - много прибыли – делимся с государством прибылью. Мало урожая – мало продукта – мало прибыли – государство поможет. И такая схема работает.
Социальные расходы. Здесь необходимо помнить одну вещь. Долгое время, советская историография считала, что социальные расходы есть только в СССР, а за рубежом людей едят. Но тут внезапно оказалось, что 49% бюджета США в 1977 г. уходило на социальные расходы. Причем качество услуг было несопоставимым – например, Великобритания считалась образцом, там 3-е лейбористское пр-во во главе с Эттли постаралось.
А теперь необходимо вкратце пройтись по странам и событиям.
США. До 1948 г. – кризис, после 1948 г. – резкий взлёт, 178% довоенного пр-ва. Укрепление позиций крупного капитала. Экономика не носила частнокапиталистический характер периода prosperity, теперь была относительно значимая роль гос-ва как регулятора экономики. Рост числа членов профсоюзов – с 9 млн человек в 1939 до 14,3 млн в 1945. Трумэн провозгласил The Fair Deal – справедливый (честный) курс, направленный на максимальное сохранение достижений периода Нового курса Рузвельта. Противостояние по данному поводу между консерваторами и либералами. Июнь 1947 – закон Тафта-Хартли, ограничение ряда прав рабочих, например, право на проведение стачек. Антикоммунистическая кампания – большая часть рабочих её поддержала. Осень 1948 г. – новый кризис (но неглубокий). В 1952 г. достигли максимального довоенного пр-ва. В 1960 г. – население составляло уже 178 млн человек. Рост средней з/п в час - в 1960 она составляла 2,2 доллара. Спады были в 1953 и 1957 – но они оказались неглубокими.
Великобритания. Война ударила серьезно. Приличное кол-во фабрик разрушено. Огромный госуд. долг – в июне 1945 г. он составил 21 млрд фунтов стерлингов. Внешний долг – 3,35 млрд. Англия начала сдавать позиции на рынках Британской Империи, туда массово хлынул поток американских дешевых товаров. Дефицит платёжного баланса в 1945 г. – 800 млн. фунтов стерлингов. Тем не менее, быстрый ост экономики – особенно при лейбористах. К 1947 г. был достигнут довоенный уровень пр-ва. Резкий рост экспорта – к 1950 он вырос на 53% по сравнению с 1937 г. 1946 – национализация угледобывающей пром-ти. Август 1947 – нац-ия ж/д и электроэнергетики. Основа национализации – возмещение убытков. 1947 – «Промышленный манифест», упор на традицинные ценности свободного предпринимательства. Несмотря на национализацию, почти вся администрация предприятий осталась на местах. Октябрь 1948 – попытка национализации предприятий, производящих сталь и чугун. Результат двойственный – билль приняли ,но отложили исполнение до 1951 г. (консерваторы надеялись его заблокировать). Дополнительные меры по гос.регулировани экономики – военные заказы, исследования, попытки регулировать ввоз/вывоз/объем/экспорт капитала. В итоге получилась смешанная модель экономики, в которой доля гос-ва составляла около 20-25%. Это все существовало до эпохи тэтчеризма. Очень продуманная социальная система: лето 1948 – завершение создания системы всеобщего страхования, 1948 – начала работать Национальная служба здравоохранения, дешевое жилье, отменили закон 1927 г., ограничивавший деятельность профсоюзов. Но есть и проблемка – откуда деньги брать? Лейбористы действовали традиционно – увеличение государственного долга + рост налогов. 18 сентября 1949 г. – девальвация фунта стерлингов на 30 %, несмотря на экономию министра финансов С. Криппса22.
Консерваторы во главе с Черчиллем, пришедшие к власти в 1951 году, оставили все мероприятия лейбористов в силе – вернули только в частные руки 55 металлургических заводов + грузовой транспорт + сократили программу стр-ва жилья. 1950 –е – рост британской экономики.
Франция. Очень большие затраты на социальные программы. Национализация части пром-ти и банков. Утрата ростовщического характера капитализма, рост дохода корпораций, увеличении пр-ва.
Это – вкратце, общие черты по трем основным странам. Более подробно экономику смотрим в соответствующем разделе по каждой из стран.
- История Новейшего времени, ч. 2 (1945-2000)
- Итоги Второй Мировой войны
- Послевоенное мирное урегулирование
- Начало Холодной войны
- Народно-демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы
- Страны Центральной и Юго-восточной Европы в 1950-1970-е
- Кризис мировой социалистической системы. Революции 1980-х гг.
- Проблемы переходного периода в странах Центральной и Юго-восточной Европы в 1990-е гг.
- Распад колониальной системы и проблемы модернизации стран «третьего мира».
- Восстановление и модернизация экономики стран Запада в 1945-1973
- Неокейнсианство. Теория «государства благосостояния»
- Научно-техническая революция.
- Структурный кризис 1970-1980-х. Теория «длинных волн» Кондратьева
- Неоконсерватизм
- Информационное общество
- Глобализация и её последствия
- Изменения в партийно-политических системах стран Запада во второй половине 40-х – 70-е годы.
- Изменения в партийно-политической системе стран Запада в 1970-2000-е гг.
- Международное коммунистическое движение после Второй Мировой войны
- Международное социалистическое движение после Второй Мировой войны.
- Гражданское общество и новые социальные движения 1960-2000
- Интеграция. Основные типы и формы.
- Внутренняя и внешняя политика г. Трумэна (1945-1953)
- Внутренняя и внешняя политика президента Эйзенхауэра (1953-1961).
- Либеральные реформы и политические кризисы в сша в 1960-1970-е
- Рональд Рейган и «рейганомика».
- Внутренняя и внешняя политика администрации у. Клинтона
- Внутренняя и внешняя политика президента Дж. Буша-Младшего. Итоги выборов 2008 г.
- Третье лейбористское правительство в Великобритании
- Консерваторы у власти: от у. Черчилля до э. Хита.
- Политика лейбористских правительств в 1960-1970-е гг. «Социальный контракт».
- М. Тэтчер и тэтчеризм
- Великобритания в 1990-е гг.
- Великобритания в 2000-е г.
- 4 Республика во Франции (1946-1958)
- Политический кризис и становление 5 республики. Генерал де Голль.
- Голлизм и режим «личной власти»
- Кризис голлизма. «Красный май» во Франции.
- Партийно-политическая борьба во Франции в 1970-е гг.
- Президент ф. Миттеран и его деятельность
- Президент ж. Ширак. «Дирижизм» и либерализация.
- Внутренняя и внешняя политика н. Саркози. Итоги президентских выборов 2012 г.
- Политический режим и политические партии в послевоенной Италии
- «Экономическое чудо» и «левоцентризм» в Италии.
- Партийно-политическая система Италии в 1970-1990-е годы.
- Раскол Германии после Второй Мировой войны.
- «Социально-рыночное хозяйство» в фрг
- Внешняя и внутренняя политика правительств в. Брандта и г. Шмидта.
- Г. Коль и деятельность его правительств.
- Политический кризис в гдр и объединение Германии.
- Последствия объединения Германии и деятельность пр-ва г. Шрёдера.
- Внутренняя и внешняя политика канцлера а. Меркель
- Международные отношения в 1950-1960-е. Карибский кризис.
- Международные отношения в 1970-1980-е гг. Разрядка и конфронтация.
- Региональные конфликты 1970-1990 гг.
- «Общееевропейский процесс». Обсе. Новая доктрина нато.
- Распад Югославии. Война на Балканах
- Проблема разоружения в 1980-1990 е гг.
- Международные отношения в 21 в.
- Латинская Америка: социально-экономическое и политическое развитие в 1950-1970-е гг. Национал-реформизм и военные режимы.
- Перонизм
- Кубинская революция
- Чилийская революция
- Мексика после Второй мировой войны
- Проблемы модернизации стран Латинской Америки в 1980-1990-е
- Переход стран Латинской Америки от диктатур к конституционным режимам в 1980-1990-е.
- Внутренняя и внешняя политика президента у. Чавеса
- Глобальные проблемы современности.
- Финансовый кризис 2008 г.
- Итоги президентских выборов 2008 г. Президентство Обамы.