2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
Президентская форма правления считается в РК наиболее удобной для конкретно-исторических условий страны. Президент РК является главой государства и представляет РК в сношениях с другими странами. Он также является главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженными силами. В случае смерти или неспособности президента исполнять свои обязанности, функции временного главы государства переходят к премьер-министру или, в случае необходимости, одному из членов Государственного совета в соответствии с законодательно установленным порядком передачи власти.
Президент избирается на один пятилетний срок всеобщим, равным, прямым тайным голосованием. Сами южнокорейские политологи выделяют семь основных направлений полномочий и обязанностей президента:
-
Глава государства, является символом и представителем всего народа в государственном управлении и международных отношениях. Он назначает и отзывает послов РК за рубежом, получает верительные и отзывные грамоты послов иностранных держав, может по должности заключать международные договоры. Он осуществляет награждения, исполняет церемониальные и представительские функции, а также обладает правом на помилование. Является гарантом Конституции, независимости, территориальной целостности государства, сохранения государственности. Специфическая особенность: президент РК конституционно обязан стремиться к мирному объединению Кореи.
-
В качестве главы исполнительной власти вводит в действие все законы, принятые законодательной ветвью, издает соответствующие указы. Президент руководит правительством и другими органами исполнительной власти. Он назначает высших чиновников, включая премьер-министра и глав ведомств.
-
В качестве главнокомандующего имеет право объявления войны, имеет высшую власть над вооруженными силами и в области военной политики.
-
По южнокорейской политической традиции президент РК обычно является лидером правящей партии (бывают случаи, когда президент отказывается от членства в партиях «ради национального согласия», например, в конце президентского срока Ким Дэ Чжуна). Он производит назначения в руководстве партии, консультируется с руководителем правящей партии по назначениям в правительстве.
-
Обладает правом законодательной инициативы: он может вносить законопроекты в Национальное собрание, высказывать свою точку зрения (письменно или устно) законодательному органу. Но (по нынешним правилам) он не может распустить парламент.
-
Президент обладает широкими полномочиями в чрезвычайных ситуациях, в случае гражданских беспорядков, внешней угрозы, природных катастроф или серьезных экономических и финансовых кризисов. Президент обязан и имеет право принять соответствующие чрезвычайные меры, включая издание указов прямого действия. Однако к таким действиям он может прибегнуть только в случае, когда нет достаточного времени для созыва Национального собрания и эти меры абсолютно необходимы для сохранения общественного порядка и защиты национальной безопасности. При этом в последующем он обязан получить одобрение парламента на предпринятые им меры: в противном случае его указы будут признаны не имеющими силу.
-
Президент имеет право объявить чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством в случае войны, вооруженных столкновений или подобной чрезвычайной ситуации. Сохранение чрезвычайного положения, также нуждается в одобрении парламентом.
Непосредственно подчинены президенту (положение на 2002г.) Секретариат, Совет национальной безопасности, Служба охраны. В подчинении главы исполнительной власти находятся также такие структуры как Консультативный совет по мирному и демократическому объединению, Президентский совет по науке и технике, Президентский комитет по делам среднего и малого бизнеса, Президентский комитет по борьбе с коррупции. Трехсторонняя комиссия по урегулировании трудовых споров, Комитет государственной службы, Государственный комитет по «второму возрождению Кореи», Президентский комитет по образованию и людским ресурсам, Президентский комитет по устойчивому развитию и др. Эти структуры возглавляются чиновниками в ранге министра.11
Вышеперечисленные организации имеют консультативный характер. Два важнейших звена госаппарата – Палата аудита и инспекций (его глава назначается президентом и утверждается парламентом) и Национальная разведывательная служба подчинены напрямую президенту. Палата аудита и инспекций наделена полномочиями проводить аудит и проверку центральных и местных органов власти и государственных организаций и государственных компаний. Палата обладает правом расследовать злоупотребления чиновников и различные нарушения в сфере государственного управления и докладывать о результатах президенту, а также парламенту. Так в период кампании против коррупции в начале президентства Ким Ён Сама было проведено несколько шумных расследований.
Национальная разведывательная служба (НРС) – потомок корейского ЦРУ и Агентства планирования национальной безопасности. В процессе демократизации РК ее полномочия, особенно неформальные, оказались урезанными. Но и сегодня НРС координирует всю разведывательную и контрразведывательную деятельность в государстве, занимается вопросами национальной безопасности, ведет работу против Северной Кореи, что определяет уникальное положение НРС в политической системе Республики Корея.
Здесь же следует рассказать о государственной службе Республики Корея. Нынешняя система государственной службы носит сильный отпечаток традиций старой Кореи, когда государственная служба считалась наряду с научными изысканиями единственно достойной благородного человека стезей. Корпус государственных служащих носит кастовый характер, прием на государственную службу осуществляется через экзамены, продвижение по службе осуществляется главным образом исходя из возраста и стажа, вознаграждение зависит от ранга и срока службы. Первый в РК Акт о государственной службе был принят парламентом в 1948 г. Ныне действующий акт был принят в 1963 г. К числу госслужащих относят служащих как центральных, так и местных органов власти. Законодательно установлена система их набора. Большая часть госслужащих – профессиональные управленцы, класссифицируемые по ряду категорий: общие, специальные (например, судьи, дипломаты, военные и т.д.), технические и др.
Главным для чиновника является его место в «табеле о рангах», которых в РК установлено. Первый ранг – наивысший (соответствует заместителю министра), второй – начальнику департамента и т.д. Для занятия той или иной должности претендент должен иметь соответствующий ранг. Чиновники с 1-го по 5-й ранг назначаются указами президента, ниже – министром. В некоторых специальных отраслях службы (образование, полиция, исследовательские работы) имеет место «приравнивание» должностей к рангируемым должностям в органах власти и управления. Прием на должность (на ранги с 5-го по 9-й) осуществляется на конкурсной основе через систему письменных экзаменов. Продвижение по службе также предполагает сдачу экзамена «на чин», однако главным критерием внесения в список кандидатов на повышение является стаж службы в данной должности. При смотрении списка соблюдается очередность.
Как было уже сказано, некоторые президентские структуры занимают особое положение в РК. Поэтому необходимо отдельно рассмотреть само правительство, хотя оно входит в общую систему исполнительной власти в стране.
Структура правительства РК включает около двух десятков отраслевых министерств, около двадцати отдельных агентств и управлений. Высшим органом исполнительной власти является Государственный совет, председателем которого по должности является президент, а заместителем председателя – премьер-министр. В него входят главы ведомств в ранге министров, их число не менее 15, но не более 30. Госсовет является консультативным органом, обсуждающим и готовящим рекомендации по важнейшим государственным вопросам для президента. Согласно ст.89 Конституции, на рассмотрение Госсовета выносятся следующие вопросы: принципиальные направления государственной политики и работы исполнительной власти; вопросы войны и мира, вопросы внешней политики; проекты поправок к Конституции, предложения об общенациональных референдумах, важнейшие законопроекты и проекты указов президента, международных договоров; важнейшие финансовые вопросы: проекты госбюджета, вопросы распоряжения госсобственностью и т.п.; указы президента об объявлении чрезвычайного положения; созыв внеочередных сессий парламента; награждение, амнистия, реабилитация; возбуждение дел о роспуске политической партии; назначение генерального прокурора, руководителей государственных университетов, послов, главнокомандующих родами войск.
Премьер-министр Республики Корея, по сути дела, является главным координатором работы правительства, помогая президенту страны, а потому его самостоятельные функции довольно ограниченны. Премьер-министр назначается президентом и утверждается парламентом (до назначения).
В прямом подчинении премьера – несколько госорганов: Агентство планирования и бюджета, Комиссия по честной торговле (другое название – по этике в бизнесе) – антимонопольный орган, Комитет по охране юношества, Агентство законодательных предположений, Агентство по делам ветеранов и патриотическому воспитанию, Комитет финансового надзора и др. Он может выступать от имени президента при наличии соответствующего поручения, может давать рекомендации президенту по вопросам назначения и увольнения членов Госсовета.
Министры назначаются указом президента по представлению премьер-министра. Их число может меняться. Они руководят министерствами, занимающимися общими вопросами. Более узкими вопросами занимаются ведомства возглавляемые чиновниками в ранге заместителя министра, которые также назначаются указом президента. Эти структурные подразделения могут входить в систему тех или иных министерств или подчиняться напрямую премьер-министру. Среди этих агентств/управлений немало таких, которые, регулируют крупные области жизни общества, экономики (Национальное агентство полиции, Налоговая служба, Таможенная служба, Статистическая служба, Гидрометеослужба, Служба охраны культурных ценностей, Служба лесоводства, Патентная служба, Служба железных дорог, Национальное агентство морской полиции и др.).
В результате реорганизации правительства в период правления президента Ким Дэ Чжуна оно фактически было разделено на следующие блоки: экономика, внешняя политика и безопасность, социальная сфера и развитие человеческого потенциала. В политическом блоке огромным влиянием пользуется помимо перечисленных министерств Национальная разведслужба, о которой уже было сказано.
К министерствам социального блока относятся: Министерство образования и людских ресурсов (с 2001 г. за направление отвечает вице-премьер кабинета) проводит государственную политику в области начального, среднего и высшего образования, включая частное Министерство культуры и туризма отвечает за развитие культуры, СМИ, спорта, молодежи, туризма, религиозные вопросы. В этом министерстве – наибольшее количество структурных подразделений, ему подчиняются многочисленные государственные организации в соответствующих областях, такие как Служба охраны культурных ценностей, Корейский фонд развития кинематографа, Фонд развития культуры и искусств Кореи, музеи, концертные залы и т.п.12
Министерство здравоохранения и социального обеспечения имеет в подчинении несколько исследовательских, санитарных, лечебных центров; Министерство труда отвечает за разработку и внедрение стандартов и правил, отношения между трудящимися и работодателями, технику безопасности, политику в области зарплаты и страхования и т.п.; Министерство по делам женщин образовано в 2001г., в рамках либеральных преобразований президента Ким Дэ Чжуна. Среди вновь образованных министерств – Министерство охраны окружающей среды.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова