4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
Репрессивный аппарат КНДР во многом имеет внесудебный характер, но в стране существуют и такие атрибуты правосудия, как суд и прокуратура. В систему правоохранительных органов также входит Министерство народной безопасности. В Конституции редакции 1998 г., в отличие от прошлых редакций, на первом месте положения, касающиеся прокуратуры, как бы подчеркивая «обвинительный уклон» системы правосудия вообще.
Прокуратура.
Согласно ст. 150, к функциям прокуратуры относятся: надзор за исполнением законов организациями и гражданами; надзор за соответствием распоряжений госорганов Конституции, постановлениям центральных органов власти; защита «власти и социалистического строя», собственности, прав граждан, «разоблачение преступников и других правонарушителей».
Прокурорские функции осуществляют Центральная прокуратура (она отвечает перед ВНС и его Президиумом, срок ее полномочий равен сроку полномочий ВНС), провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные и специальные прокуратуры. Прокуратура призвана следить за точным исполнением уголовного законодательства на всей территории страны. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде. Прокуратуры всех уровней имеют право возбудить уголовное дело и вести расследование по признакам общеуголовных преступлений, а Центральная прокуратура – также по статьям УК, предусматривающим наказания за преступления против государства. В армии действуют органы военной прокуратуры, находящиеся в двойном подчинении – Центральной прокуратуры и Центрального суда, с одной стороны, и армейского командования соответствующего уровня – с другой. В организованных по военному принципу отраслях экономики – оборонной промышленности, железнодорожном транспорте, добывающей промышленности – так же действуют специальные прокуратуры и специальные суды.
Суды.
На суды в КНДР, согласно ст. 156, возложены следующие обязанности: охрана власти и социалистического строя, собственности, прав, жизни и имущества граждан; «добиваться от всех учреждений, предприятий, организаций и граждан строгого соблюдения законов государства и активного участия в борьбе против классовых врагов и любых правонарушителей»; исполнение приговоров и решений по имущественным делам, совершение нотариальных действий.
В судебную систему входят Центральный суд (несет ответственность перед ВНС и его Президиумом, а это ставит под сомнение содержащийся в Конституции тезис о независимости судов и подчинении их только закону), провинциальные (городов центрального подчинения) суды, народные и специальные суды. Сроки полномочий их председателей и народных заседателей равны сроку полномочий соответствующего уровня народных собраний. Председатели и судьи специальных судов назначаются Центральным судом. Народные заседатели (заимствовано из советской действительности) «избираются на собраниях военнослужащих или персонала соответствующих коллективов» (ст. 155). Рассмотрение дел ведется с участием одного судьи и двух народных заседателей, а в особых случаях – трех судей.
Правоохранительные органы КНДР работают под контролем ТПК, их курирует лично Ким Чен Ир. Он руководит деятельностью Министерство охраны государственной безопасности.
Здесь же следует рассмотреть особенности уголовного законодательства и систему контроля над населением в КНДР.
Уголовное законодательство КНДР напоминает соответствующее законодательство социалистических стран 80-х гг. с большим уклоном в сторону преследования «антигосударственных» преступлений. Последняя редакция Уголовного кодекса принята 5 февраля 1987 г. Постоянным комитетом ВНС.42
Главной особенностью является отсутствие принципа презумпции невиновности в законодательстве. Еще меньшей защищенности личности способствует то, что в КНДР продолжает действовать (ст. 10 УК) институт аналогии – наказание за преступление, не предусмотренное УК, определяется в соответствии со сходным при природе и тяжести, предусмотренными законом. Таким образом, следственным органам и судам предоставлены широкие полномочия в том, чтобы найти аналогию любому деянию – следовательно, «запрещено все, что не разрешено». Кроме того, имеются закрытые статьи, а в ряде случаев – в вооруженных силах, ведомствах, где работа организована по военному принципу, – закрытые уголовно-правовые документы, еще более расширяющие круг противоправных деяний. Текст УК, предназначенный для использования в правоохранительных органах, шире, чем общедоступный, содержит постановления и разъяснения органов прокуратуры и суда.
УК состоит из 8 глав: первые две включают общие положения, а в главах с 3 по 8 (особенная часть) выделяются, прежде всего, преступления против государства. Они включают не только заговоры, теракты, мятежи и подстрекательство к ним, но предусматривают и преследование граждан КНДР, перебежавших на сторону противника (от 7 лет до смертной казни), «подрывную деятельность против государства» (под которое подводится любое, не устраивающее власти действие) и др. Обширен раздел, посвященный преступлениям против социалистической экономики и «социалистического порядка управления». Глава 6 посвящена «преступлениям против порядка управления» – таким как, неповиновение государственным приказам, массовые беспорядки, разглашение государственной тайны и «подрыв престижа государственного органа», что открывает широкие возможности для применения принципа аналогии, (критика любой организации КНДР является незаконной). Лишь одна, 8-я, глава рассматривает преступления против жизни и имущества граждан.
Идеологически окрашенное и жесткое уголовное законодательство КНДР, служит мощным средством «скрепления» государственного и общественного устройства, недопущения любых отклонений от установленного порядка.
Начиная с 1967 г. все население КНДР перерегистрировано с учетом классификации, основанной на политической лояльности. «Сердцевина» (около 28 % населения) включает полностью лояльных граждан (членов партии и их семьи). Они пользуются льготами и привилегиями, например, проживания в столице и крупных городах, поступления в вузы и др. «Колеблющиеся» составляют 45 % населения, к ним относятся рядовые граждане, рабочие и крестьяне. Наибольшим притеснениям подвергаются «враждебные элементы», составляющие до 27 % населения, – потомки представителей «эксплуататорских классов», «врагов народа», имеющие родственников в Южной Корее и за рубежом и т. п.
В КНДР создан мощный аппарат политического сыска и обеспечения государственной безопасности, включающий много разветвленных структур. Министерство охраны государственной безопасности, созданное по советскому образцу, отслеживает политическую благонадежность всего населения и номенклатуры, включая высшую. Его четвертое управление ведет слежку за партийными и государственными руководителями, Второе управление – за иностранцами. Третье управление ведает пограничной службой, Седьмое – местами заключения, Шестнадцатое – средствами прослушивания. Министерство народной (общественной) безопасности выполняет полицейские функции и функции проверки политической благонадежности и соблюдения режима передвижения, проживания и т.п. Оно также занимается борьбой с пожарами, записью актов гражданского состояния, высылкой из городов в сельскую местность семей преступников, в его ведении находятся тюрьмы, колонии, «спецприемники» для лиц, нарушающих правила передвижения по стране. В этом ему оказывает помощь система «народных групп» (инминбанов), на селе – «пятидворок», которыми руководят уполномоченные МНБ. Каждая группа из нескольких семей имеет ответственного, обязанного докладывать «наверх» о поведении всех членов. Члены партии находятся под дополнительным наблюдением контролирующих партийных инстанций в системе организационно-инструкторского отдела ЦК ТПК.
Всем правоохранительным органам вменено в обязанность выявление политических врагов режима. Эта работа осуществляется не только постоянно, но и в ходе «месячников по выявлению и разоблачению шпионов и диверсантов с Юга». Подозреваемые члены партии сначала проходят «идеологическую проверку» на комиссиях при парткомах с участием представителей МОГБ. В аппарате ЦК ТПК такие проверки осуществляет организационно-инструкторский отдел. Совершивших проступки членов партии проверяют на предмет соблюдения «10 принципов единства партии» – документа, подписываемого при вступлении в ТПК. Мерами наказания для нарушителей являются не только исключение из партии, но даже высылка и арест.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова