logo
sps_Korei

4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр

Репрессивный аппарат КНДР во многом имеет внесудебный характер, но в стране существуют и такие атрибуты правосудия, как суд и прокуратура. В систему правоохранительных органов также входит Министерство на­родной безопасности. В Конституции редакции 1998 г., в отличие от прошлых редакций, на первом месте положения, касающиеся прокуратуры, как бы под­черкивая «обвинительный уклон» системы правосудия вообще.

Прокуратура.

Согласно ст. 150, к функциям прокуратуры относятся: надзор за исполнением законов организациями и граж­данами; надзор за соответствием распоряжений госорганов Конституции, постановлениям центральных органов власти; защита «власти и социалистического строя», собст­венности, прав граждан, «разоблачение преступников и других правонарушителей».

Прокурорские функции осуществляют Центральная про­куратура (она отвечает перед ВНС и его Президиумом, срок ее полномочий равен сроку полномочий ВНС), провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные и специальные прокуратуры. Прокуратура призвана следить за точным исполнением уголовного законодательства на всей территории страны. Прокуроры поддерживают госу­дарственное обвинение в суде. Прокуратуры всех уровней имеют право возбудить уголовное дело и вести расследование по признакам общеуголовных преступлений, а Центральная прокуратура – также по статьям УК, предусматривающим на­казания за преступления против государства. В армии дейст­вуют органы военной прокуратуры, находящиеся в двойном подчинении – Центральной прокуратуры и Центрального суда, с одной стороны, и армейского командования соответствующего уровня – с другой. В организованных по военному принципу отраслях экономики – оборонной промышленности, железно­дорожном транспорте, добывающей промышленности – так же действуют специальные прокуратуры и специальные суды.

Суды.

На суды в КНДР, согласно ст. 156, возложены следующие обязанности: охрана власти и социалистического строя, собственно­сти, прав, жизни и имущества граждан; «добиваться от всех учреждений, предприятий, организаций и граждан строгого соблюдения законов государства и активного участия в борьбе против классовых врагов и любых правонарушителей»; исполнение приговоров и решений по имущественным делам, совершение нотариальных действий.

В судебную систему входят Центральный суд (несет ответственность перед ВНС и его Президиумом, а это ставит под сомнение содержащийся в Конституции тезис о независимости судов и подчинении их только закону), провинциальные (городов центрального подчинения) суды, народные и специальные суды. Сроки полномочий их председателей и на­родных заседателей равны сроку полномочий соответствующего уровня народных собраний. Председатели и судьи спе­циальных судов назначаются Центральным судом. Народные заседатели (заимствовано из советской действительности) «избираются на собраниях военнослужащих или персонала соответствующих коллективов» (ст. 155). Рассмот­рение дел ведется с участием одного судьи и двух народных заседателей, а в особых случаях – трех судей.

Правоохранительные органы КНДР работают под контролем ТПК, их курирует лично Ким Чен Ир. Он руководит деятельностью Министерство охраны государственной безопасности.

Здесь же следует рассмотреть особенности уголовного законодательства и систему контроля над населением в КНДР.

Уголовное законодательство КНДР напоминает соответ­ствующее законодательство социалистических стран 80-х гг. с большим уклоном в сторону преследования «антигосударст­венных» преступлений. Последняя редакция Уголовного кодек­са принята 5 февраля 1987 г. Постоянным комитетом ВНС.42

Главной особенностью является отсутствие принципа пре­зумпции невиновности в законодательстве. Еще меньшей за­щищенности личности способствует то, что в КНДР продолжает действовать (ст. 10 УК) институт аналогии – наказание за преступление, не предусмотренное УК, определяется в соответ­ствии со сходным при природе и тяжести, предусмотренными законом. Таким образом, следственным органам и судам пре­доставлены широкие полномочия в том, чтобы найти аналогию любому деянию – следовательно, «запрещено все, что не разре­шено». Кроме того, имеются закрытые статьи, а в ряде случаев – в вооруженных силах, ведомствах, где работа организована по военному принципу, – закрытые уголовно-правовые докумен­ты, еще более расширяющие круг противоправных деяний. Текст УК, предназначенный для использования в правоохрани­тельных органах, шире, чем общедоступный, содер­жит постановления и разъяснения органов прокуратуры и суда.

УК состоит из 8 глав: первые две включают общие поло­жения, а в главах с 3 по 8 (осо­бенная часть) выделяются, прежде всего, преступления против государства. Они включают не только заговоры, теракты, мя­тежи и подстрекательство к ним, но предусматривают и пре­следование граждан КНДР, перебежавших на сторону против­ника (от 7 лет до смертной казни), «подрывную деятельность против государства» (под которое подводится любое, не устраивающее власти дейст­вие) и др. Обширен раздел, посвященный преступле­ниям против социалистической экономики и «социалистиче­ского порядка управления». Глава 6 посвящена «преступлениям против порядка управления» – таким как, неповиновение государственным приказам, массовые беспорядки, разглашение государственной тайны и «подрыв престижа государственного орга­на», что открывает широкие возможности для применения принципа аналогии, (критика любой организации КНДР является незаконной). Лишь одна, 8-я, глава рассматривает пре­ступления против жизни и имущества граждан.

Идеологически окрашенное и жесткое уголовное за­конодательство КНДР, служит мощным средст­вом «скрепления» государственного и общественного устройства, недопущения любых отклонений от установленного порядка.

Начиная с 1967 г. все население КНДР перерегистрирова­но с учетом классификации, основанной на политической ло­яльности. «Сердцевина» (около 28 % населения) включает пол­ностью лояльных граждан (членов партии и их семьи). Они пользуются льготами и приви­легиями, например, проживания в столице и крупных городах, поступления в вузы и др. «Колеблющиеся» составляют 45 % на­селения, к ним относятся рядовые граждане, рабочие и кре­стьяне. Наибольшим притеснениям подвергаются «враждебные элементы», составляющие до 27 % населения, – потомки пред­ставителей «эксплуататорских классов», «врагов народа», имеющие родственников в Южной Корее и за рубежом и т. п.

В КНДР создан мощный аппарат политического сыска и обеспечения государственной безопасности, включающий мно­го разветвленных структур. Министерство охраны государст­венной безопасности, созданное по советскому образцу, отслеживает политическую благонадежность всего населения и номенклатуры, включая высшую. Его четвер­тое управление ведет слежку за партийными и государствен­ными руководителями, Второе управление – за иностранцами. Третье управление ведает пограничной службой, Седьмое – местами заключения, Шестнадцатое – средствами прослуши­вания. Министерство народной (общественной) безопасности выполняет полицейские функции и функции проверки полити­ческой благонадежности и соблюдения режима передвижения, проживания и т.п. Оно также занимается борьбой с пожарами, записью актов гражданского состояния, высылкой из городов в сельскую местность семей преступников, в его ведении нахо­дятся тюрьмы, колонии, «спецприемники» для лиц, нарушаю­щих правила передвижения по стране. В этом ему оказывает помощь система «народных групп» (инминбанов), на селе – «пятидворок», которыми руководят уполномоченные МНБ. Каж­дая группа из нескольких семей имеет ответственного, обязан­ного докладывать «наверх» о поведении всех членов. Члены партии находятся под дополнительным наблюдением контролирующих партийных инстанций в системе организационно-инструкторского отдела ЦК ТПК.

Всем правоохранительным органам вменено в обязан­ность выявление политических врагов режима. Эта работа осу­ществляется не только постоянно, но и в ходе «месячников по выявлению и разоблачению шпионов и диверсантов с Юга». Подозреваемые члены партии сначала проходят «идеологи­ческую проверку» на комиссиях при партко­мах с участием представителей МОГБ. В аппарате ЦК ТПК такие проверки осуществляет организационно-инструкторский отдел. Совершивших проступки членов партии проверяют на предмет соблюдения «10 принципов единства партии» – документа, подписываемого при вступлении в ТПК. Мерами наказания для нарушителей являются не только исключение из партии, но даже высылка и арест.