1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
Уровень развития общества можно рассмотреть, обратив внимание на состояние основных социальных институтов. Они так же, как и профессионально-образовательная структура, указывают на сферы приложения социально значимой активности человека. Под социальными институтами принято понимать устойчивые совокупности общественных отношений, складывающихся в совместной деятельности людей, организационно оформленных для выполнения социально значимых функций. В качестве основных рассмотрим такие социальные институты, как семья, образование, наука и здравоохранение.
Семья, один из важных социальных институтов, претерпел серьезные изменения. Традиционная корейская семья была большой и состояла из представителей трех или четырех поколений, живущих вместе под одной крышей. Из-за высокой детской смертности большая семья считалась особым благословением, и каждая семья стремилась иметь много детей. Однако быстрый процесс индустриализации и урбанизации страны в 60-х и 70-х гг. XX в., сопровождался действенными мерами по контролю над рождаемостью со стороны правительства. В результате такой государственной политики в 80-х гг. XX в. показатель среднего количества детей на одну семью резко снизился до двух и менее человек.
Согласно давней конфуцианской традиции от отца роль главы семьи переходит к старшему сыну, поэтому в Корее вообще и в Южной Корее в частности всегда предпочтение отдавалось рождению мальчиков. Чтобы разрешить проблему неравенства детей в семье, правительство полностью переработало семейное законодательство таким образом, чтобы обеспечить сыновьям и дочерям равные права на наследство.
Безусловно, индустриализация страны сделала жизнь корейской семьи более сложной и динамичной. Многие современные молодые супружеские пары сейчас предпочитают отделиться от семейного клана и жить самостоятельно. Это может быть показателем роста благосостояния жителей РК, выражающимся в возможности раздельного проживания разных поколений. В настоящее время корейцы живут в основном малыми семьями, состоящими только из родителей и детей.
Говоря о корейских семьях, нельзя обойти стороной вопрос о фамилиях, их в Корее существует около 300. Подавлявшее большинство корейцев носят лишь несколько самых распространенных, к которым относятся фамилии Ким, Ли, Пак, Ан, Чан, Чо, Чхве или Цой, Чон, Хан, Кан, Ю и Юн.
Интересно то, что, выйдя замуж, корейские женщины не меняют фамилию. Когда американцы, обращаясь к женщине, называют ее миссис Смит, это значит, что Смит – фамилия ее мужа. Если же в Корее замужняя женщина называет себя миссис Ким, обычно это значит, что Ким – ее девичья фамилия. Крайне редко женщины предпочитают называть себя по фамилии мужа.
Ещё один любопытный момент связан с тем, что у корейцев не принято обращаться друг к другу по именам, за исключением очень близких друзей. Даже в общении между детьми одних родителей младшие, обращаясь к старшим братьям и сестрам, используют слова онни и оппа, означающие соответственно «старшая сестра» и «старший брат».
Сохранению семьи способствует целый ряд факторов: традиционные корейские праздники, хотя из-за быстрых темпов и ритмов жизни современная Корея утратила традиции многих их них. Но осталось несколько праздников, которые корейцы отмечают все также ревностно, как и раньше. Один из них – это Соль, первый день года по лунному календарю, который приходится примерно на конец января или февраль по европейскому календарю. Чтобы отметить праздник собирается вся семья. Члены семьи, одетые в ханбок или другие нарядные одежды, исполняют обряд поминовения предков. После этого ритуала младшие члены семьи традиционными глубокими поклонами совершают церемонию приветствия и поздравлений старших. Ещё одним праздником, который с наибольшим нетерпением ждут все жители современной Кореи, является осенний праздник Чхусок – день полнолуния, приходящийся на пятнадцатый день восьмого месяца лунного календаря. Автомагистрали заполнены бесконечными вереницами машин, и практически все учреждения и магазины закрываются на три дня. Семьи собираются вместе, отдают дань памяти умершим родственникам и посещают их могилы. Все стремятся отметить праздник Чхусок в родных местах. Заказы билетов на самолеты и поезда обычно делают предварительно за несколько месяцев до праздника.
Торжественно корейцы отмечают несколько важных дат в жизни человека: пэк иль, отмечаемый через 100 дней после рождения ребенка, толь – день, когда ребенку исполняется один год, и хвегап или хвангап, 60-ый день рождения, считающийся завершением 60-летнего восточного зодиакального цикла. Во времена, когда детская смертность была высока, а средняя продолжительность жизни мала, эти даты праздновали с воодушевлением. В этих больших семейных праздниках раньше участвовали даже дальние родственники, сегодня же собираются лишь близкие члены семьи. Что касается юбилея хвегап, все больше пожилых корейцев предпочитают отмечать его не в кругу семьи, а, например, отправившись в заграничное путешествие.
Образование и наука являются важными составляющими социально-экономической системы корейского общества. Образованию традиционно придают большое значение как средству достижения общественного положения и как основному способу самореализации личности.
Система образования в РК. Школы, в их современном виде, появились в стране в 80-гг. XIX в. Сразу же после создания Республики Корея правительство страны приступило к формированию современной системы образования. В 1953 г. было введено обязательное начальное шестилетнее образование. Кстати, уровень образования населения был одним из основных факторов, позволивших стране добиться быстрого экономического роста за последние тридцать лет.
Министерство образования и развития людских ресурсов является правительственным органом, который отвечает за разработку и реализацию политики в области образования. Благодаря централизованному финансированию системы образования большая часть бюджетов школ составляют средства, выделенные государством.
Система образования Республики Кореи состоит из шестилетнего начального образования, трехлетнего среднего образования, трехлетнего среднего образования в школах повышенной ступени, а также четырехлетнего образования в колледжах и университетах, при которых также работают магистратуры и аспирантуры, дающие возможность получить ученую степень кандидата наук. Существуют также двух- и трехгодичные технические и профессионально-технические колледжи.
Программа начальной школы включает обучение по девяти предметам: этике, корейскому языку, обществоведению, математике, естествознанию, физкультуре, музыке, изобразительному и прикладному искусству. По окончании начальной школы дети в возрасте от 12 до 14 лет проходят обучение в средней школе с седьмого по девятый классы. В средних школах соотношение между числом учащихся и преподавателей составляло в 2000 г. 20,1 человека на 1 учителя, в то время как в 1970 г. этот показатель был равен 42,3 человека. Программа средней школы состоит из 11 обязательных предметов, ряда предметов, изучаемых по выбору, а также факультативных занятий. Технические и профессионально-технические специальности изучаются по выбору теми учащимися, которые намерены пойти работать по окончании школы.4
В Республике Корея действуют два вида средней школы повышенной ступени: общая и профессионально-техническая. Желающие поступить в профессионально-техническую школу повышенной ступени (дающие знания в области сельского хозяйства, техники, делового администрирования и морского дела) принимаются на основании результатов экзаменов, проводимых в школе. Как правило, программа таких школ на 40–60 % состоит из общих предметов, а оставшаяся часть приходится на специальные предметы. Так, в 2000 г. в стране действовали 764 профессионально-технических средних школы повышенной ступени, в которых обучались 746 тыс. 986 учащихся. Среди общих средних школ повышенной ступени есть несколько специализированных школ с углубленным изучением искусства, физкультуры, естественных наук и иностранных языков. Программа обучения в этих школах направлена на подготовку к поступлению в университеты. В 2000 г. в Республике Корея действовали 11 тыс. 935 общих средних школ повышенной ступени, в которых обучались 1 млн. 300 тысяч учащихся. В 2000 г. 99, 5 % учащихся после окончания средних школ продолжили обучение в школах повышенной ступени двух типов.
В Республике Корея существует несколько типов высших учебных заведений: колледжи и университеты, в которых курс обучения составляет четыре года (шесть лет в медицинских и стоматологических колледжах), педагогические университеты с четырехлетним обучением, двухгодичные профессионально-технические колледжи, заочные университеты, открытые университеты, а также различные двух- и четырехгодичные учебные заведения со статусом колледжа, такие, как школы медсестер или духовные семинарии. В 2000 г. в стране насчитывалось 355 высших учебных заведения, в которых обучались 3 млн. 360 тысяч студентов, а число профессоров и преподавателей составляло 56 тыс. 903 человека.5
Прием студентов в колледжи и университеты в РК подчинен довольно строгим правилам. Поступление абитуриента зависит от итоговых оценок, полученных в средней школе повышенной ступени, а также от результатов единого общенационального теста. Кроме этого, начиная с 1996 г., некоторые колледжи и университеты проводят дополнительный вступительные экзамен в форме сочинения.
Следует особо сказать о специальном и неформальном образовании. Государство, понимая необходимость создания условий для людей с физическими недостатками, постоянно увеличивает число специальных учебных заведений для инвалидов. В 2000 г. в стране было 129 школ для инвалидов, где проходили обучение 23 тыс. 605 человек. Эти учебные заведения включают 12 школ для детей с ослабленным зрением, 18 – для детей с ослабленным слухом, 17 – для детей с физическими недостатками, и 82 школы для детей с задержкой умственного развития. В дополнение к этим специальным школам, в некоторых общеобразовательных школах созданы специальное классы для обучения учащихся-инвалидов. С целью повышения качества специального обучения в 1994 г. правительство создало Национальный институт специального образования, который разрабатывает программы специального образования и осуществляет соответствующую подготовку учителей.6
Уникальным явлением в образовательной практике РК можно назвать Заочный университет, который дает возможность работающей молодежи и взрослым получить четырехлетнее высшее образование по специальностям: деловое администрирование и управление, сельское хозяйство, педагогика и домоводство. Университет ежедневно передает четырнадцать 30-минутных программ по радио и одну 30-минутную телевизионную программу по каналу EBS-TV (Система образовательного телевидения), а также ведет образовательные программы на кабельном канале «Телесеть Открытого университета» по 18 часов ежедневно. Слушатели Заочного университета, которые успешно сдают экзамены по пройденному курсу, получают такой же диплом, как и выпускники обычных колледжей и университетов. Существует также система «эфирного» и заочного образования по программам средней школы и средней школы повышенной ступени. Другие виды неформального образования включают различные учебные программы, которые осуществляют как государственные, так и частные opганизации. Такие учебные программы охватывают широкий спектр образовательных тем – от обучения профессиональным навыкам до специальных знаний и овладения техникой в области искусств, чтобы помочь молодежи и людям старшего возраста в их производственной деятельности и организации досуга.
Наука в РК. В 1966 г. правительство учредило Корейский институт науки и технологий (KIST) и в 1967 г. – Министерство науки и технологий. Первоначально политика страны в области науки и технологий была нацелена в основном на внедрение, адаптацию и применение иностранных технологий. Однако в 80-х гг. акцент был смещен на планирование и осуществление национальных проектов в области развития науки и технологий с целью повышения уровня научный исследований и технологических разработок. С 90-х гг. правительство сосредоточило усилия на трех основных областях: развитии исследований в области фундаментальной науки, обеспечении эффективного распределения и использования научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и расширении международного сотрудничества. Эти усилия были направлены на повышение конкурентоспособности Республики Корея в области современных технологий.
В апреле 1999 г. был создан Национальный совет по Науке и технологиям, призванный усилить общую координацию в этой сфере. Его основная роль заключается в координации политики и общих планов развития науки и технологий, расширении инвестиций в эти отрасли, определении приоритетов для развития национальных программ. Национальный совет, во главе которого находится Президент страны, состоит из 19 человек, в число которых входят министры, имеющие отношение к науке и технологиям. Учредив Национальный совет, правительство стремилось содействовать увеличению инвестиций в науку и технологии, чтобы развивать такие передовые отрасли, как биотехнология, экологические технологии, создание новых материалов, информационные технологии и использование ядерной энергии.
На конец 1999 г. общие инвестиции в НИОКР достигли 10 млрд. долларов США, что составляет 2, 46 % ВНП страны. Республика Корея активно делает капиталовложения в развитие технологий, способствующих созданию новых отраслей промышленности.
Особое место в научном знании занимает изучение Кореи - корееведение. Эта область научных исследований начала развиваться после освобождения страны в 1945г. В период 35-летнего колониального господства научные исследования либо запрещалось проводить, либо в них преобладала японская точка зрения. В 1978 г. была открыта Академия изучения Кореи, а через два года при Академии была создана магистратура. К 1998 г. 349 выпускников Академии получили степень магистра и 87 человек – ученую степень кандидата наук по семи основным специальностям: философия и религия; история; корейский язык, литература и изучение классических сочинений; искусство; общество и этнография; политика и экономика; образование и этика. Изучение Кореи становится сферой научных интересов большого числа ученых и исследователей в разных странах. В 170 университетах Китая, Японии, Таиланда, Дании, США, России, Швейцарии, Германии, Польши, Украины, Венгрии и других стран открыты кафедры и отделения по изучению Кореи. Сейчас многие иностранные граждане имеют возможность пройти курс обучения корейскому языку в ведущих университетах Сеула, включая Сеульский национальный университет, Университет Ёнсе, Университет Коре и Женский университет Ихва.
Здравоохранение является неотъемлемой составляющей социальной системы экономически благополучного государства. Экономический рост Кореи способствовал и существенному улучшению здоровья населения. В 1960 г. средняя продолжительность жизни мужчин составляла 51 год и женщин – 54 года. К 1997 г. эти цифры выросли соответственно до 70, 1 лет и 78, 1 лет. Резко снизились показатели детской и материнской смертности.
Очевидно, что все эти положительные перемены непосредственно связаны с качественным улучшением питания населения, развитием медицины и большей доступностью медицинских услуг. Вопросы медицинского обслуживания населения, включая долгосрочное планирование мер по охране здоровья, развитию здравоохранения и oказанию социальной помощи находятся в компетенции Министерства здравоохранения и благосостояния. В последние годы бюджет данного министерства постоянно растет: в 2000 г. на нужды здравоохранения было истрачено 4527 триллиона вон (около 3, 94 млрд. долларов США), что составило 5, 2 % государственного бюджета. По сравнению с 1999 г. средства, выделенные министерству, увеличились на 8, 8 %.
В 1977 г. началось внедрение таких форм медицинского обслуживания, как медицинское страхование и льготная медицинская помощь. Однако до 1980 г. они охватывали лишь 29, 5 % населения. В 1999 г. медицинским страхованием имели возможность пользоваться 96, 5 % населения, а остальные 3, 5 % обращались за непосредственной медицинской помощью.
Постоянно увеличивается число больниц, врачей и медицинского персонала. В 1975 г. в стране насчитывалось 11 тыс. 188 клиник и больниц, включая специализированные клиники восточной медицины. Так к 1998 г. число медицинских учреждений выросло до 34 тыс. 588. Количество дипломированных врачей увеличилось до 65 тыс. 431 человек по сравнению с 16 тыс. 800 врачами в 1975 г.
Статистические данные за 1998 г. показывают, что на 616 человек приходился один врач, один специалист по восточной медицине – на 4999 человек, один стоматолог – на 2879 человек и один фармацевт – на 988 человек.7
Социальное обеспечение в Республике Корея включает в себя различные программы и направления. Это и расширение медицинского страхования и введения в 1995 г., системы страхования занятости. С 1988 г, действует государственная система пенсионного обеспечения. Основной целью всех программ социального обеспечения является предоставление определённых гарантий экономически активному населению на случай экономических кризисов, а также повышение уровня жизни нетрудоспособных граждан. Эти программы финансируются государством и состоят из пособий на оплату основных расходов на жизнь и медицинских услуг. Предусматривается также увеличение занятости людей старшего возраста через создание новых рабочих мест. С конца 80-х гг.XX в., всё больше внимания уделяется оказанию помощи инвалидам. В конце 1997 г., в Министерстве здравоохранения был разработан «Пятилетний план повышения благосостояния инвалидов», претворение в жизнь, которого проходило при участии органов исполнительной власти и Министерства труда и Министерства образования. По плану было увеличено число образовательных учреждений для подготовки инвалидов, расширилась сеть центров по оказанию помощи, модернизация специального оборудования. Кроме того, повышение занятости людей старшего поколения и инвалидов происходит через субсидирование работодателей государством для оборудования специальных рабочих мест. Вследствие принятых мер и общего улучшения уровня жизни в РК стал расти средний возраст жителей страны.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова