2.5. Судебная система
Временем создания судебной системы в своей стране корейцы считают 1895 г., когда судебная власть впервые была законодательно отделена от исполнительной и был принят Закон о судебной системе. С тех пор система судов неоднократно изменялась, прежде всего, под влиянием японских колониальных и американских оккупационных властей.
В настоящее время в РК имеются суды трех уровней: Верховный суд, высшие суды (промежуточная апелляционная инстанция) и окружные суды (суды первой инстанции), филиалами которых являются отраслевые (или кустовые) и муниципальные суды. Окружные и высшие суды расположены по географическому принципу. В РК действуют пять высших судов (в гг. Сеул, Пусан, Тэгу, Кванджу и Тэджон), 12 окружных, 42 кустовых и 105 муниципальных судов. В армии существуют военные трибуналы для рассмотрения дел о воинских преступлениях.13
Верховный суд является высшей судебной инстанцией государства. Он состоит из председателя Верховного суда и тринадцати судей. Судья, назначенный на должность министра судебной администрации (главы администрации Верховного суда), на время исполнения им этих обязанностей не может участвовать в рассмотрении дел в Верховном суде. Как суд последней инстанции, Верховный суд принимает к рассмотрению апелляции по приговорам и решениям, вынесенным высшими судами, апелляционными слушаниями окружных судов и военными трибуналами. Верховный суд также наделен правом проверки законности избрания президента и членов Национального собрания РК.
Согласно Конституции, Верховный суд обладает правом руководства нижестоящими судами, установления правил деятельности всех судебных инстанций и судебной процедуры. Это правo реализуется Советом судей, в состав которого входят все судьи Верховного суда. В качестве консультативного и вспомогательного аппарата Верховного суда используется группа судебных исследователей в составе от 20 до 30 человек. Кроме того, к каждому из судей Верховного суда прикреплены в качестве судебных исследователей по два судьи из высших судов. Совет судей Верховного суда рассматривает кандидатуры должности судей нижестоящих судов, принимает нормативные акты по вопросам, касающимся судебной процедуры, готовит предложения по бюджету Верховного суда и порядку расходования выделенных средств.
Министерство судебной администрации (не входит в правительство) – орган, учрежденный Верховным судом для руководства административной деятельностью судов всех уровней. Министр судебной администрации назначается председателем Верховного суда из числа членов Верховного суда, а его заместитель – из числа судей в должности не ниже старшего судьи окружного суда.
Высшие суды являются промежуточной апелляционной инстанцией в отношении решений или приговоров окружных судов, вынесенных коллегией из трех судей. Одновременно они могут являться судами первой инстанции при рассмотрении некоторых видов дел об административных правонарушениях. Дела в высших судах рассматриваются только коллегией в составе трех судей.
К специализированным видам судов относится Семейный суд (существует только в Сеуле), рассматривающий семейные дела и случаи правонарушений со стороны несовершеннолетних. К юрисдикции Семейного суда относятся все семейные споры и конфликты, имеющие правовое значение. При рассмотрении этих дел широко применяется согласительная процедура. На периферии функции семейных судов исполняют окружные суды.
В Сеуле с 1996 г. действуют два новых специализированных суда - Патентный, в функции которого входит разрешение споров в области патентования и проверка заключений Корейского института промышленной собственности, отвечающего за правовые аспекты патентной работы, и Административный. Этот суд рассматривает дела об административных правонарушениях.14
Окружные суды, дислоцированные в Сеуле и одиннадцати крупных городах, прежде всего в провинциальных центрах, обладают как уголовной, так и гражданской юрисдикцией. До 1995г. в Сеуле действовали два раздельных окружных суда – по уголовным и гражданским делам, которые затем были объединены в один.
К юрисдикции окружных судов относятся также дела о регистрации собственности, реорганизации или ликвидации корпораций и о банкротстве.
В судах РК применяются два способа рассмотрения дел – либо одним судьей, либо коллегиально – тремя судьями. Суд Присяжных не используется. Хотя окружные суды считаются судами первой инстанции законом предусмотрено рассмотрение ими апелляций на решения и приговоры, вынесенные одним судьей, либо кустовым и муниципальным судами. Эти дела рассматриваются коллегией из трех судей.
В кустовых и муниципальных судах дела рассматриваются только одним судьей, назначаемым председателем Верховного суда из числа судей соответствующего окружного суда. Суды первой инстанции при рассмотрении гражданских дел часто применяют согласительную процедуру, которая осуществляется судьей и двумя не заинтересованными в исходе дела посторонними лицами.
Председатель Верховного суда назначается президентом с согласия Национального собрания. Президент также назначает с согласия парламента членов Верховного суда по представлению его председателя. Судьи нижестоящих судов назначаются на должности председателем Верховного суда с испытательным сроком 2 года.
В РК насчитывается около 1500 судей, в том числе в Верховном суде – 14 членов Верховного суда (включая председателя) и 47 судебных исследователей, в высших судах – 220. Срок пребывания судей в должности определен законом в 10 лет (для членов Верховного суда – 6 лет), однако часты случаи назначения судей на повторный срок, за исключением председателя Верховного суда, повторное назначение которого не допускается. Предельный возраст пребывания в должности: для председателя Верховного суда – 70 лет, для членов Верховнoгo суда – 65, для других судей – 63 года. Независимость судей и их политический нейтралитет гарантируются законодательно. В частности, Законом о судебной системе предусмотрено, что судья не может в течение срока полномочий быть отстранен от должности, за исключением случаев совершения им уголовного преступления; судья может быть подвергнут дисциплинарному наказанию или понижению в зарплате только по решению дисциплинарной комиссии Верховного суда; на срок полномочий ограничивается участие судей в политической деятельности.15
Помимо судей к участникам судебного процесса в РК относятся: судебные служащие, прокуроры, адвокаты, судебные стряпчие.
Главный прокурорский орган – Генеральная прокуратура, возглавляемая генеральным прокурором. Она управляет главными, окружными и районными прокуратурами. Все учреждения прокуратуры находятся в ведении министра юстиции, который, однако, не имеет права контролировать отправление правосудия прокурором, кроме оговоренных законом случаев Генеральный прокурор назначается президентом из числа специалистов, имеющих юридический стаж не менее 15 лет. Остальных прокуроров назначает министр юстиции.
В функции Конституционного суда входит принятие решении о конституционности законов, импичменте, роспуске политических партий, урегулировании споров между государственными организациями и ведомствами, между государственными ведомствами и органами местного управления, а также в вопросах, имеющих отношение к Конституции (ст. 111).
Суд состоит из 9 судей, назначаемых президентом. При этом трое назначаются из числа лиц, предложенных Национальным собранием, а кандидатуры еще троих выдвигает Верховный судья. Глава Конституционного суда назначается президентом с согласия Национального собрания.
Срок полномочий судей – 6 лет с возможностью повторного назначения, в течение которых они не могут состоять в каких-либо политических партиях и заниматься политической деятельностью. Судьи не могут быть смещены с должности, кроме случаев импичмента, тюремного заключения или более тяжелого наказания. Для принятия решения необходимо совпадение голосов не менее 6 судей.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова