2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
Изменения, произошедшие первые десять лет демократии (1987–1997) в РК были довольно значительны. Военные перестали играть главную роль в политике: в 1992 г., после выборов впервые с 1961г., президентом стал не генерал Ким Ён Сам. Инициаторы переворота 1980г, включая бывших президентов Чон Ду Хвана и Ро Дэ У были осуждены, рабочие получили ряд гражданских прав, в частности право на забастовки, несколько «потеплели» отношения с Северной Кореей и остались примерно прежними экономические показатели. Вообще, суд над высшими должностными лицами государства, даже бывшими (Чон Ду Хваном и Ро Дэ У), можно рассматривать как важную, первую попытку гражданского общества установить эффективный контроль над государством и исполнительной властью.
Но авторитарные тенденции в методах управления страной сохраняются. Это объясняется недавним прошлым. Непрекращающееся противостояние с КНДР провоцировало репрессии не только против коммунистов, но всех разделяющих более или менее «левые» взгляды. Очень широкая трактовка определения «деятельность в пользу Северной Кореи» из Закона о национальной безопасности (1948 г.) разрешала вполне легально просто душить любую оппозицию. Длительное правление военных (1961–1987 гг.) также не было ознаменовано развитием демократических институтов. Всё это сформировало определённое правоцентристское общественное мнение. Нахождение в данных идеологических рамках привело новых демократических лидеров к подтверждению приверженности прежним базовым ценностям. Это союз с США и Японией, постепенность реформ в экономике, антикоммунизм. Преобладание правоцентристских установок, побуждает новых претендентов на власть, обращаться к регионам и личностям блокируя возможность создания альянсов основанных на идеологических принципах («эра региональных политических боссов»).24
Поэтому отличительной особенностью корейской политики является регионализм. Выдвижение политиков (иногда даже прием на работу), голосование, политическое блокирование, формирование социальной базы партий и движений, внутриполитические конфликты во многом связаны именно с этим фактором, в первую очередь с исторически сложившимся противоборством между юго-восточными и юго-западными регионами Южной Кореи (Йоннам и Хонам). Фактор региональной поддержки избирателей, например, оказал решающее влияние на исход президентских выборов Ким Дэ Чжуна. Он получил голоса избирателей юго-западных провинций (Чолла), а Ли Хве Чхан – юго-восточных (Кёнсан). Избиратели предпочитали оказывать поддержку кандидатам родом из их провинций. Избиратели же провинций Чхунчхон, ранее голосовавшие за правящую партию, отдали свои голоса Ким Дэ Чжуну, т. к. Ким Чжон Пхиль, заключивший политический союз с Ким Дэ Чжуном, был уроженцем данной провинции. Это во многом и решило исход выборов.
Очень сильна во внутренней корейской политике клановость. Неформальные связи и структуры в политике образуются, прежде всего, на базе родственных, земляческих связей, общности школы, университета, воинской части. Для понимания всех тонкостей южнокорейской политики необходимо знать, из каких мест родом тот или иной человек, с кем он учился (здесь важно старшинство), где служил, кто из его родственников занимает то или иное положение. Человек «без роду, без племени» за редким исключением практически не может выдвинуться, независимо от личных качеств.
В традиции политической жизни Южной Кореи в послевоенные годы вошли насильственные методы ведения политической борьбы. Наиболее яркие их проявления – проводящиеся на систематической основе демонстрации студентов, крестьян, профсоюзных активистов, столкновения с полицией, часто вызванные даже не необходимостью и не спонтанные, а отвечающие сложившимся в обществе представлениям о том, «как принято». Нередки и физические столкновения в парламенте, не говоря уже о таких непарламентских методах борьбы, как бойкот заседаний оппозицией, недопущение к участию в работе депутатов «вражеской» партии, физическая изоляция руководства парламента для срыва его заседаний и т.п. Такие методы применяются тогда, когда оппозиция оказывается в меньшинстве, и формально имеющая большинство партия вынуждена искать кулуарный компромисс – голосование «по закону» может восприниматься как подрыв устоев и традиций политической жизни.
Ещё одной отличительной особенностью корейской политики, как и всей социально-экономической жизни и функционирования системы управления, является коррупция. Существует точка зрения, что пока в стране нет сил уравновешивающих влияние крупного бизнеса на политику, борьба с коррупцией – дело бесперспективное. Профсоюзы ограничены в правах и не в состоянии противостоять крупнейшим чеболь. По оценке Комиссии по борьбе с коррупцией, созданной при президенте РК в 1999 г., существуют три группы причин коррупции: структурно-системные, социально-культурные и личностные. Президент Ким Дэ Чжун декларировал «войну с коррупцией». Был провозглашен системный подход, который заключается в реализации комплекса мер – создание необходимой законодательной базы, осуществление программ мониторинга, как со стороны соответствующих государственных органов, так и общественных организаций, внедрение положений Конвенции против взяточничества (Anti-bribery Convention), принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в феврале 1999г.25
Проводится реформа административно-правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности, в рамках которой создается антикоррупционная инфраструктура, разрабатываются программы по борьбе с коррупцией, проводятся соответствующие проверки в различных звеньях государственного и частнокорпоративного секторов. В частности, в 1999-2000 гг. такие проверки осуществлены в отношении деятельности налоговых органов, полиции и строительной индустрии. С 2000 г. организуются проверки в сфере образования, бюджетного финансирования, общественных фондов и некоторых других областях. Делается акцент на сотрудничество в антикоррупционной борьбе с общественностью и широкую пропагандистско- разъяснительную работу, предусматривается достижение прозрачности этой деятельности путем использования сети Интернет, введения и расширения сети общественного контроля.
В заключении хотелось бы отметить, что РК осваивает демократические достижения западного мира, но в то же время оберегает и воспроизводит многие черты своей традиционной культуры как основы национальной идентичности. Южнокорейский опыт развития демократического процесса показывает, что провозглашение демократических идей и лозунгов само по себе является недостаточным, опирающийся на традиционные основы конфуцианского общества авторитаризм многогранен и прочно укоренился в политической культуре и массовом сознании общества. Перспектива окончательного преодоления авторитаризма напрямую зависит от формирования демократической политической культуры. Речь идет о становлении новой социокультурной среды, основанной на гуманизме и либерализации общественно-политических отношений в контексте глобальных антиавторитарных и антитоталитарных изменений, которыми отмечена всемирная история 70–90-х гг. XX в., и собственный исторический путь развития Южной Кореи в данный период.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова