logo
sps_Korei

2.9. Особенности южнокорейской политической культуры

Изменения, произошедшие первые десять лет демократии (1987–1997) в РК были довольно значительны. Военные перестали играть главную роль в политике: в 1992 г., после выборов впервые с 1961г., президентом стал не генерал Ким Ён Сам. Инициаторы переворота 1980г, включая бывших президентов Чон Ду Хвана и Ро Дэ У были осуждены, рабочие получили ряд гражданских прав, в частности право на забастовки, несколько «потеплели» отношения с Северной Кореей и остались примерно прежними экономические показатели. Вообще, суд над высшими должностными лицами государства, даже бывшими (Чон Ду Хваном и Ро Дэ У), можно рассматривать как важную, первую попытку гражданского общества установить эффективный контроль над государством и исполнительной властью.

Но авторитарные тенденции в методах управления страной сохраняются. Это объясняется недавним прошлым. Непрекращающееся противостояние с КНДР провоцировало репрессии не только против коммунистов, но всех разделяющих более или менее «левые» взгляды. Очень широкая трактовка определения «деятельность в пользу Северной Кореи» из Закона о национальной безопасности (1948 г.) разрешала вполне легально просто душить любую оппозицию. Длительное правление военных (1961–1987 гг.) также не было ознаменовано развитием демократических институтов. Всё это сформировало определённое правоцентристское общественное мнение. Нахождение в данных идеологических рамках привело новых демократических лидеров к подтверждению приверженности прежним базовым ценностям. Это союз с США и Японией, постепенность реформ в экономике, антикоммунизм. Преобладание правоцентристских установок, побуждает новых претендентов на власть, обращаться к регионам и личностям блокируя возможность создания альянсов основанных на идеологических принципах («эра региональных политических боссов»).24

Поэтому отличительной особенностью корейской политики явля­ется регионализм. Выдвижение политиков (иногда даже при­ем на работу), голосование, политическое блокирование, фор­мирование социальной базы партий и движений, внутриполи­тические конфликты во многом связаны именно с этим фактором, в первую очередь с исторически сложившимся про­тивоборством между юго-восточными и юго-западными регио­нами Южной Кореи (Йоннам и Хонам). Фактор региональной поддержки избирателей, например, оказал решающее влияние на исход президентских выборов Ким Дэ Чжуна. Он получил голоса избирателей юго-западных провинций (Чолла), а Ли Хве Чхан – юго-восточных (Кёнсан). Избиратели предпо­читали оказывать поддержку кандидатам родом из их провин­ций. Избиратели же провинций Чхунчхон, ранее голосовавшие за правящую партию, отдали свои голоса Ким Дэ Чжуну, т. к. Ким Чжон Пхиль, заключивший политический союз с Ким Дэ Чжуном, был уроженцем данной провинции. Это во многом и решило исход выборов.

Очень сильна во внутренней корейской политике клановость. Не­формальные связи и структуры в политике образуются, прежде всего, на базе родственных, земляческих связей, общности школы, универси­тета, воинской части. Для понимания всех тонкостей южнокорей­ской политики необходимо знать, из каких мест родом тот или иной человек, с кем он учился (здесь важно старшинство), где служил, кто из его родственников занимает то или иное положение. Человек «без роду, без племени» за редким исключением практически не может выдвинуться, независимо от личных качеств.

В традиции политической жизни Южной Кореи в после­военные годы вошли насильственные методы ведения полити­ческой борьбы. Наиболее яркие их проявления – проводящие­ся на систематической основе демонстрации студентов, кресть­ян, профсоюзных активистов, столкновения с полицией, часто вызванные даже не необходимостью и не спонтанные, а отве­чающие сложившимся в обществе представлениям о том, «как принято». Нередки и физические столкновения в парламенте, не говоря уже о таких непарламентских методах борьбы, как бойкот за­седаний оппозицией, недопущение к участию в работе депута­тов «вражеской» партии, физическая изоляция руководства парламента для срыва его заседаний и т.п. Такие методы при­меняются тогда, когда оппозиция оказывается в меньшинстве, и формально имеющая большинство партия вынуждена искать кулуарный компромисс – голосование «по закону» может восприни­маться как подрыв устоев и традиций политической жизни.

Ещё одной отличительной особенностью корейской политики, как и всей социально-экономической жизни и функционирования системы управления, является коррупция. Существует точка зрения, что пока в стране нет сил уравновешивающих влияние крупного бизнеса на политику, борьба с коррупцией – дело бесперспективное. Профсоюзы ограничены в правах и не в состоянии противостоять крупнейшим чеболь. По оценке Комиссии по борьбе с коррупцией, созданной при президенте РК в 1999 г., существуют три группы причин коррупции: структурно-системные, социально-культурные и личностные. Президент Ким Дэ Чжун декларировал «войну с коррупцией». Был провозглашен системный подход, который заключается в реализации комплекса мер – создание необходимой законода­тельной базы, осуществление программ мониторинга, как со стороны соответствующих государственных органов, так и об­щественных организаций, внедрение положений Конвенции против взяточничества (Anti-bribery Convention), принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в феврале 1999г.25

Проводится реформа административно-правового регули­рования финансово-хозяйственной деятельности, в рамках кото­рой создается антикоррупционная инфраструктура, разрабатываются программы по борьбе с коррупцией, проводятся соответствующие проверки в различных звеньях государственного и частнокорпоративного секторов. В частности, в 1999-2000 гг. такие проверки осуществлены в отношении деятельности налоговых органов, полиции и строительной индустрии. С 2000 г. ор­ганизуются проверки в сфере образования, бюджетного финан­сирования, общественных фондов и некоторых других областях. Делается акцент на сотрудничество в антикоррупционной борьбе с общественностью и широкую пропагандистско- разъяснительную работу, предусматривается достижение прозрачности этой деятельности путем использования сети Интернет, введения и расширения сети общественного контроля.

В заключении хотелось бы отметить, что РК осваивает демократические достижения западного мира, но в то же время оберегает и воспроизводит многие черты своей традиционной культуры как основы национальной идентичности. Южнокорейский опыт развития демократического процесса показывает, что провозглашение демократических идей и лозунгов само по себе является недостаточным, опирающийся на традиционные основы конфуцианского общества авторитаризм многогранен и прочно укоренился в политической культуре и массовом сознании общества. Перспектива окончательного преодоления авторитаризма напрямую зависит от формирования демократической политической культуры. Речь идет о становлении новой социокультурной среды, основанной на гуманизме и либерализации общественно-политических отношений в контексте глобальных антиавторитарных и антитоталитарных изменений, которыми отмечена всемирная история 70–90-х гг. XX в., и собственный исторический путь развития Южной Кореи в данный период.