4.3. Законодательная власть в кндр
Согласно Конституции, Верховное Народное Собрание является высшим органом государственной власти КНДР, но законодательную власть в перерывах между сессиями ВНС (нерегулярных, но по Конституции они должны проводиться ежегодно) может осуществлять Президиум ВНС.
ВНС имеет право вносить изменения в Конституцию принимать законы, утверждать законодательные акты, приняты Президиумом ВНС, «определять основные принципы внутренней и внешней политики». Согласно ст. 91, ВНС избирает и отзывает с должности высших государственных руководителей председателя ГКО, членов ГКО (по представлению председателя), председателя Президиума ВНС и его членов, премьера кабинета министров и членов кабинета, генерального прокурора, председателя Центрального суда, председателей и членов комиссий ВНС. ВНС рассматривает и утверждает народнохозяйственный план и бюджет, рассматривает их исполнение, может заслушивать доклад о работе правительства и отдельных ведомств. ВНС ратифицирует международные договора.
Законы и постановления ВНС принимает простым большинством, изменения Конституции квалифицированным (на деле ВНС голосует всегда единогласно).
Президиум ВНС согласно ст. 106, является высшим органом государственной власти в период между сессиями ВНС. Специально оговорена возможность наличия в его составе помимо заместителей и членов почетных заместителей (эти посты созданы для соратников Ким Ир Сена, отошедших от активных дел).
Список его полномочий выглядит достаточно внушительно. Президиум ВНС созывает сессии ВНС, рассматривает и принимает законы и изменения к ним (с последующим утверждением сессией ВНС), рассматривает и принимает план и бюджет и «проекты их регулирования» (изменения), представленные между сессиями ВНС, комментирует Конституцию, осуществляет надзор над исполнением законов госорганами, отменяет не соответствующие законодательству решения органов госвласти, организует и проводит выборы, ведет работу с депутатами ВНС и его отраслевыми комиссиями. Президиум ВНС также образует и упраздняет органы исполнительной власти - министерства и комитеты, назначает их руководителей, избирает и отзывает судей Центрального суда, ратифицирует международные договора, назначает и отзывает дипломатических представителей, награждает государственными наградами, осуществляет право амнистии и помилования. Он также утверждает и изменяет административно-территориальное деление страны.
Здесь же имеет смысл рассмотреть и избирательную систему в КНДР.
Выборы в КНДР имеют, во многом, формальный характер, а существующая система их организации является дополнительным рычагом контроля за населением и пропагандистским инструментом. Основные принципы действующего в настоящее время в КНДР избирательного права закреплены в ряде законодательных актов, таких как Конституция, Положение о выборах депутатов Верховного народного собрания (1948 г.), Положение о выборах депутатов в провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные) и уездные народные собрания (1949 г.), а также соответствующих постановлениях Постоянною совета Верховного народного собрания КНДР, указах Центрального народного комитета и некоторых других нормативных актах. Единого закона, определяющего порядок формирования представительных органов государственной власти в КНДР нет.
Конституция так формулирует основные принципы избирательного права КНДР: «Органы власти всех ступеней, начиная с уездных народных собраний и кончая Верховным народным собранием, избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Депутаты органов власти всех ступеней поддерживают тесные связи с избирателями, ответственны в своей деятельности перед ними. Избиратели могут в любое время отозвать избранного ими депутата (ст. 6, 7)».
Согласно законодательству, все граждане КНДР, достигшие 17 лет, независимо от пола, национальности, профессии, осёдлости, имущественного положения, образования, партийной принадлежности, политических взглядов и вероисповедания имеют право избирать и быть избранными. Этим правом пользуются и военнослужащие (ст. 66).
Избирательные участки создаются, соответствующими народными комитетами и включают в себя от 300 до З тыс. избирателей. В особых случаях с санкции провинциального народного комитета возможно создание избирательных участков с числом избирателей менее 300 человек. Отдельные избирательные участки создаются в больницах, санаториях, родильных домах с числом больных свыше 25 человек, а также на железнодорожных узлах, в воинских частях и пограничных войсках.
Дата проведения выборов устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до выборов. Голосование проходит с 9.00 до 20.00 (практически заканчивается к 12.00, когда все граждане спешат явиться на избирательный участок). Избирательное законодательство КНДР предусматривает создание одномандатных избирательных округов, которые образуются в соответствии с установленной нормой представительства. Эта норма различна при выборах депутатов народных собраний различных ступеней. В первой Конституции КНДР закреплялось положение, согласно которому один депутат Верховного народного собрания избирался от 50 тыс., впоследствии была введена норма представительства один депутат Верховного народного собрания КНДР от 30 тыс. населения.
Выборы проходят по одномандатным избирательным округам, создаваемым по территориальному принципу. Избирательные округа по выборам в Верховное народное собрание КНДР образуются Президиумом Верховного народного собрания, избирательные округа по выборам в народные собрания провинций (городов центрального подчинения), городов (районов) и уездов – соответствующими народными комитетами.
Для руководства выборами создаются избирательные комиссии. В КНДР формируются три вида избирательных комиссий:
1) территориальные избирательные комиссии – Центральная комиссия по выборам депутатов Верховного народного собрания, а также провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные) и уездные избирательные комиссии;
2) окружные избирательные комиссии;
3) участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия создается Президиумом Верховного народного собрания не позднее, чем за 60 дней до выборов, в составе 9–13 человек, городские (районные), уездные избирательные комиссии – за 45 дней до выборов в составе 7–11 человек соответствующими народными комитетами.
Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в Верховное народное собрание создаются провинциальными (городов центрального подчинения) народными комитетами не позднее, чем за 45 дней до выборов, в составе 7–11 человек, а окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в народные собрания провинций (городов центрального подчинения), городов и уездов – соответствующими народными комитетами за 40 дней до выборов в составе 5–7 человек. Участковые избирательные комиссии создаются народными комитетами городов (районов) и уездов за 35 дней до выборов в составе 5–7 человек.
Общее руководство выборами в Верховное народное собрание КНДР возложено на Центральную избирательную комиссию, которая осуществляет руководство и контроль за неуклонным выполнением избирательного законодательства на веси территории КНДР.
В соответствии с избирательным законодательством КНДР право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит Трудовой партии Кореи, профессиональным, молодежным и женским организациям. Кандидатов в депутаты также выдвигают общие собрания коллективов промышленных предприятий и учреждений, членов сельскохозяйственных кооперативов, воинов Народной армии. Предусмотрена возможность совместного выдвижения организациями Трудовой партии Кореи и общественными организациями единого кандидата в депутаты.
Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, признанных действительными. Подсчет голосов осуществляется участковыми избирательными комиссиями в присутствии всех членов этих комиссии. Результаты голосования фиксируются в соответствующем протоколе, который направляется в окружную избирательную комиссию для определения результатов голосования по всем избирательному округу.
В ходе проведения выборов депутатов в Верховное народное собрание и местные народные собрания по всей стране проходят собрания трудящихся в трудовых коллективах в сельскохозяйственных кооперативах, воинских частях. Кандидатами в депутаты выдвигаются руководители Трудовой партии Кореи, видные государственные и общественные деятели, передовики производства, представители всех классов и социальных слоев, лучшие представители корейского народа. На выборах в Верховное народное собрание КНДР баллотируются также кандидаты в депутаты от Ассоциации корейцев проживающих в Японии (Чхонрён).
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова