logo
sps_Korei

2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система

Главным законодательным органом РК является однопа­латное Национальное собрание (НС). Депутаты Национального собрания РК первого созы­ва были избраны 10 мая 1948 г. в южной части Корейского по­луострова. Первый состав НС принял Конституцию страны, из­брал президента и 15 августа 1948 г. провозгласил образование Республики Корея.

В состав НС РК (по состоянию на 2002 г.) входили 273 депу­тата, из которых 227 избираются по одномандатным территори­альным округам, а 46 мест распределяется между политически­ми партиями, получившими не менее 5 мест в округах, пропор­ционально общему числу голосов, поданных за их кандидатов по всей стране. Срок полномочий депутатов – 4 года. В выборах участвуют граждане РК не моложе 20 лет, а избираются в НС граждане не моложе 25 лет. Депутаты не могут занимать иных постов, пользуются им­мунитетом в период сессий. Они не могут привлекаться к ответственности за высказывание мнения в Национальном собрании (кроме оскорбительных вы­сказываний и клеветы).10

Для ведения заседаний депутаты НС избирают тайным го­лосованием большинством голосов от общего состава спикера и двух вице-спикеров сроком на 2 года. Спикер председательству­ет на заседаниях, руководит Национальным собранием. По закону от 28 февраля 2002 г. спикер должен иметь надпар­тийный статус и занимать «нейтральную позицию». Сессии НС проводятся 1 раз в год начиная с 10 сентября (если это выходной, то со следующего дня), продолжительностью до 100 дней. Внеочередные сессии соби­раются сроком до 30 дней по требованию президента РК или одной четверти депутатов. Пленарные заседания проводятся в присутствии не менее одной четверти депутатов, а решения принимаются большинствoм голосов при присутствии более половины депутатов.

В настоящее время в составе НС РК имеется 16 постоянных и 2 специальных комитета. Перечень посто­янных комитетов и сфера их полномочий соответст­вуют составу министерств в правительстве РК.

Для рассмотрения законопроектов, выходящих за рамки компетенции одного комитета, или других актуальных вопросов НС образует специальные комитеты, срок деятельности которых оговаривается при их формировании. Все депутаты НС РК являются членами одного из постоян­ных комитетов, их состав утверждается спикером по рекоменда­ции фракций и соответствует представительству различных пар­тий в парламенте. Срок членства депутатов в постоянных коми­тетах составляет 2 года. Председатели постоянных комитетов избираются на пленарных заседаниях НС тайным голосованием из числа членов соответствующего комитета.

В соответствии с ныне действующим законом политиче­ская партия, имеющая более 20 мест в НС, образует фракцию, которая может выступать в межпартийных переговорах в НС. Такое же право предоставлено группам из 20 и более независи­мых депутатов.

НС РК осуществляет законодательную власть в стране. За­конопроекты на рассмотрение НС вносятся группой депутатов (не менее 20 человек) или правительством. Если законопроект требует бюджетных ассигнований, то к нему прилагаются соот­ветствующие финансовые расчеты. Спикер распространяет за­конопроект среди депутатов и передает в соответствующий по­стоянный комитет на рассмотрение до вынесения на рассмотре­ние пленарного заседания. Если Конституцией или другими законами не предусмотрено иное, то законопроект принимается большинством голосов в присутствии не менее половины депу­татов НС РК.

Принятый НС законопроект передается в правительство, и президент РК обнародует его не позднее 15 дней после пере­дачи. Обычно закон вступает в силу через 20 дней после опубли­кования. Если президент возражает против принятого НС зако­нопроекта, то он может вернуть его в НС с соответствующим обоснованием для пересмотра. Президентское вето может быть преодолено двумя третями голосов в присутствии не менее по­ловины депутатов. В этом случае законопроект должен быть опубликован президентом в течение 6 дней после его передачи в правительство. Если этого не происходит, то спикер НС РК публикует законопроект, который становится законом.

Контроль над финансами – одна из важных функций НС РК. Оно рассматривает и принимает бюджет страны, утверждает представляемый правительством балансовый отчет, определяет типы и ставки налогов, утверждает финансовые обязательства РК. Подготовленный и представленный не позднее 90 дней до начала финансового года правительством проект бюджета заслушивается на пленарном заседании, после чего передается в постоянные комитеты для первичного рассмотрения, а затем – в специальный комитет по бюджету для всестороннего рассмотрения. После этого бюджет окончательно принимается парламентом не позднее 30 дней до начала финансового года. Не позднее 120 дней до начала нового финансового года Палата аудита и инспекций представляет отчет о доходах и расходах за предыдущий год.

НС РК имеет право законодательного контроля за государственными делами. Премьер-министр, министры и другие представители правительства обязаны являться на заседания НС или его постоянных комитетов для ответа на запросы депутатов.

НС дает согласие на назначение президентом премьер-министра, председателя Палаты аудита и инспекций, председателя и членов Верховного суда, председателя Конституционного суда, а также выдвигает трёх из девяти членов Конституционного суда и тpёx из девяти членов Центральной избирательной комиссии. По предложению не менее одной трети депутатов, одобренному большинством общего состава НС, парламент может рекомендовать президенту РК освободить от должности пре­мьер-министра или министра.

НС РК может принять решение об импичменте президента, премьер-министра, министра, членов Конституционного суда, членов Центральной избирательной комиссии, членов Палаты аудита и инспекций и других определенных законом лиц в слу­чае нарушения ими Конституции и законов при выполнении своих обязанностей. Согласие НС требуется в случаях объявления президентом войны иностранному государству и направления вооруженных сил РК за границу. По требованию НС президент обязан отменить введенное им чрезвычайное положение в стране.

Здесь же следует коротко остановиться на избирательной системе в РК. Главным элементом избирательной системы является центральная избирательная комиссия (ЦИК), которая конститу­ционно наделена функциями «справедливого руководства» выборами, референдумами, решения вопросов, связанных с деятельностью политический партий. Ей подчиняются 17 управлений в провинциях, городах и метрополиях, 16 тыс. избирательных участков. Девять членов ЦИК назначаются президентом РК, кандидатуры троих предлагаются Национальным собранием, троих – Верховным судом, они избирают из своего числа Председателя (по обычаю – представитель Верховного суда). Сроки пребывания в должности – 6 лет, причем в этот период членам ЦИК нельзя заниматься политической деятельностью, и они имеют определенный иммунитет. ЦИК организует и проводит президентские и парламент­ские выборы, выборы глав местных администраций и местных Советов, референдумы.

В годы демократизации общественность потребовала обязательной проверки и обнародования ряда сведений о кандидатах: данных налоговых органов, сведений о воинской службе и т.п. Во избежание прохождения во власть коррумпированных политиков в 2000 г. политические партии провели консультации о возможных изменениях в избирательном законодательстве – уменьшении числа депутатов от территориальных округов хотя бы на 10 %, что отвечает требованию общественности о сниже­нии финансовых затрат на содержание парламентариев (предложение было реализовано), а также о введении голосования по двум бюл­летеням – за кандидата по одномандатному округу и за конкретную партию. Последнее, по замыслу инициаторов, должно способствовать преодолению регионализма и расширить влияние партий на всю страну (нововведение не прошло). Соответствующие изменения были внесены в избирательный закон в марте 2002 г. Вместе с тем это затруднило процедуру голо­сования – на местных выборах 2002 г. избиратели были вы­нуждены заполнять по пять бюллетеней. При проведении вы­боров все шире применяются электронные системы и техноло­гии, что уже позволяет отслеживать голосование в режиме реального времени.