2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
Главным законодательным органом РК является однопалатное Национальное собрание (НС). Депутаты Национального собрания РК первого созыва были избраны 10 мая 1948 г. в южной части Корейского полуострова. Первый состав НС принял Конституцию страны, избрал президента и 15 августа 1948 г. провозгласил образование Республики Корея.
В состав НС РК (по состоянию на 2002 г.) входили 273 депутата, из которых 227 избираются по одномандатным территориальным округам, а 46 мест распределяется между политическими партиями, получившими не менее 5 мест в округах, пропорционально общему числу голосов, поданных за их кандидатов по всей стране. Срок полномочий депутатов – 4 года. В выборах участвуют граждане РК не моложе 20 лет, а избираются в НС граждане не моложе 25 лет. Депутаты не могут занимать иных постов, пользуются иммунитетом в период сессий. Они не могут привлекаться к ответственности за высказывание мнения в Национальном собрании (кроме оскорбительных высказываний и клеветы).10
Для ведения заседаний депутаты НС избирают тайным голосованием большинством голосов от общего состава спикера и двух вице-спикеров сроком на 2 года. Спикер председательствует на заседаниях, руководит Национальным собранием. По закону от 28 февраля 2002 г. спикер должен иметь надпартийный статус и занимать «нейтральную позицию». Сессии НС проводятся 1 раз в год начиная с 10 сентября (если это выходной, то со следующего дня), продолжительностью до 100 дней. Внеочередные сессии собираются сроком до 30 дней по требованию президента РК или одной четверти депутатов. Пленарные заседания проводятся в присутствии не менее одной четверти депутатов, а решения принимаются большинствoм голосов при присутствии более половины депутатов.
В настоящее время в составе НС РК имеется 16 постоянных и 2 специальных комитета. Перечень постоянных комитетов и сфера их полномочий соответствуют составу министерств в правительстве РК.
Для рассмотрения законопроектов, выходящих за рамки компетенции одного комитета, или других актуальных вопросов НС образует специальные комитеты, срок деятельности которых оговаривается при их формировании. Все депутаты НС РК являются членами одного из постоянных комитетов, их состав утверждается спикером по рекомендации фракций и соответствует представительству различных партий в парламенте. Срок членства депутатов в постоянных комитетах составляет 2 года. Председатели постоянных комитетов избираются на пленарных заседаниях НС тайным голосованием из числа членов соответствующего комитета.
В соответствии с ныне действующим законом политическая партия, имеющая более 20 мест в НС, образует фракцию, которая может выступать в межпартийных переговорах в НС. Такое же право предоставлено группам из 20 и более независимых депутатов.
НС РК осуществляет законодательную власть в стране. Законопроекты на рассмотрение НС вносятся группой депутатов (не менее 20 человек) или правительством. Если законопроект требует бюджетных ассигнований, то к нему прилагаются соответствующие финансовые расчеты. Спикер распространяет законопроект среди депутатов и передает в соответствующий постоянный комитет на рассмотрение до вынесения на рассмотрение пленарного заседания. Если Конституцией или другими законами не предусмотрено иное, то законопроект принимается большинством голосов в присутствии не менее половины депутатов НС РК.
Принятый НС законопроект передается в правительство, и президент РК обнародует его не позднее 15 дней после передачи. Обычно закон вступает в силу через 20 дней после опубликования. Если президент возражает против принятого НС законопроекта, то он может вернуть его в НС с соответствующим обоснованием для пересмотра. Президентское вето может быть преодолено двумя третями голосов в присутствии не менее половины депутатов. В этом случае законопроект должен быть опубликован президентом в течение 6 дней после его передачи в правительство. Если этого не происходит, то спикер НС РК публикует законопроект, который становится законом.
Контроль над финансами – одна из важных функций НС РК. Оно рассматривает и принимает бюджет страны, утверждает представляемый правительством балансовый отчет, определяет типы и ставки налогов, утверждает финансовые обязательства РК. Подготовленный и представленный не позднее 90 дней до начала финансового года правительством проект бюджета заслушивается на пленарном заседании, после чего передается в постоянные комитеты для первичного рассмотрения, а затем – в специальный комитет по бюджету для всестороннего рассмотрения. После этого бюджет окончательно принимается парламентом не позднее 30 дней до начала финансового года. Не позднее 120 дней до начала нового финансового года Палата аудита и инспекций представляет отчет о доходах и расходах за предыдущий год.
НС РК имеет право законодательного контроля за государственными делами. Премьер-министр, министры и другие представители правительства обязаны являться на заседания НС или его постоянных комитетов для ответа на запросы депутатов.
НС дает согласие на назначение президентом премьер-министра, председателя Палаты аудита и инспекций, председателя и членов Верховного суда, председателя Конституционного суда, а также выдвигает трёх из девяти членов Конституционного суда и тpёx из девяти членов Центральной избирательной комиссии. По предложению не менее одной трети депутатов, одобренному большинством общего состава НС, парламент может рекомендовать президенту РК освободить от должности премьер-министра или министра.
НС РК может принять решение об импичменте президента, премьер-министра, министра, членов Конституционного суда, членов Центральной избирательной комиссии, членов Палаты аудита и инспекций и других определенных законом лиц в случае нарушения ими Конституции и законов при выполнении своих обязанностей. Согласие НС требуется в случаях объявления президентом войны иностранному государству и направления вооруженных сил РК за границу. По требованию НС президент обязан отменить введенное им чрезвычайное положение в стране.
Здесь же следует коротко остановиться на избирательной системе в РК. Главным элементом избирательной системы является центральная избирательная комиссия (ЦИК), которая конституционно наделена функциями «справедливого руководства» выборами, референдумами, решения вопросов, связанных с деятельностью политический партий. Ей подчиняются 17 управлений в провинциях, городах и метрополиях, 16 тыс. избирательных участков. Девять членов ЦИК назначаются президентом РК, кандидатуры троих предлагаются Национальным собранием, троих – Верховным судом, они избирают из своего числа Председателя (по обычаю – представитель Верховного суда). Сроки пребывания в должности – 6 лет, причем в этот период членам ЦИК нельзя заниматься политической деятельностью, и они имеют определенный иммунитет. ЦИК организует и проводит президентские и парламентские выборы, выборы глав местных администраций и местных Советов, референдумы.
В годы демократизации общественность потребовала обязательной проверки и обнародования ряда сведений о кандидатах: данных налоговых органов, сведений о воинской службе и т.п. Во избежание прохождения во власть коррумпированных политиков в 2000 г. политические партии провели консультации о возможных изменениях в избирательном законодательстве – уменьшении числа депутатов от территориальных округов хотя бы на 10 %, что отвечает требованию общественности о снижении финансовых затрат на содержание парламентариев (предложение было реализовано), а также о введении голосования по двум бюллетеням – за кандидата по одномандатному округу и за конкретную партию. Последнее, по замыслу инициаторов, должно способствовать преодолению регионализма и расширить влияние партий на всю страну (нововведение не прошло). Соответствующие изменения были внесены в избирательный закон в марте 2002 г. Вместе с тем это затруднило процедуру голосования – на местных выборах 2002 г. избиратели были вынуждены заполнять по пять бюллетеней. При проведении выборов все шире применяются электронные системы и технологии, что уже позволяет отслеживать голосование в режиме реального времени.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова