2.8. Неправительственные организации в рк
Создание и развитие общественных организаций в Республике Корея имеет короткую историю. До 1987 г., т.е. прихода к власти администрации Ро Дэ У, гражданские движения в РК либо рассматривались только как незаконные и подрывные группировки, либо ограничивались, в том числе и силовыми мерами, сферами деятельности, не имеющими отношения к политике (женскими, молодежными проблемами, защитой прав потребителей, окружающей среды и т.п.). Ограничения на собрания и демонстрации не давали гражданским движениям развернуться в полном объеме.
В последнее десятилетие, после прихода к руководству страной гражданских лидеров началось бурное развитие в Республике Корея неправительственных организаций. После 1987 г. оппозиционные движения за демократизацию, которые ранее, в условиях жесткого прессинга со стороны диктаторских авторитарных режимов, в основном имели подрывной характер, уже не могли опираться на поддержку широких слоев населения. Это открыло возможность для создания лояльных власти общественных организаций. Особенно активно процесс возникновение новых неправительственных организаций происходил в период президентства Ким Ен Сама.
При президенте Ким Дэ Чжуне была официально признана Конфедерация корейских профсоюзов, ранее бывшая незаконной. Число неправительственных организаций быстро растет (с 3 тыс. 300 в 1997 г. до 6 тыс. в 2000 г.)21. Включая и региональные отделения НПО, их число достигает примерно 20 тысяч. Из них около тысячи организаций работают в социальной сфере, начиная с политических и экономических вопросов и кончая защитой прав потребителей. Отдельно в РК включают в статистику различные трудовые и религиозные организации. Сейчас в РК представлено большинство действующих в мире крупных международных неправительственных организаций, таких как «Эмнести Интернэшнл», YMCA, «Гринпис» и другие, причем некоторые из этих организаций довольно многочисленны и располагают филиалами в провинциальных городах страны Число членов организаций колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч и даже десятков тысяч человек. Членство в большинстве НПО обычно свободное, за исключением четко выделенного руководящего состава. Членом организации может считаться любой человек, участвующий в ее работе или оказывающий ей финансовую поддержку.
На состоявшейся в октябре 1999 г. в Сеуле Всемирном конференции неправительственных организаций были представлены 210 южнокорейских НПО, в том числе 54 – имеющие политическую, экономическую и социальную направленность, 29 – различные научно-исследовательские организации и университеты, 5 – право- защитные, 30 – женские, 9 – экологические, 12 – молодежные, 29 – религиозные, 34 – отделения различных международных неправи- тельственных организаций.22 В целом эти цифры соответствуют общему соотношению различных НПО внутри страны.
Регистрация и контроль за деятельностью НПО поручены Министерству администрации и местного самоуправления, где имеется специальное подразделение. После прихода к власти администрации Ким Дэ Чжуна отмечается определенное усиление роли НПО в государственных делах. Сейчас практически каждое правительственное учреждение считает своим долгом иметь консультативный аппарат из числа видных деятелей общественных организаций (в основном из числа бывших сотрудников). Кроме того, НПО, лояльные к нынешней администрации, рассматриваются как кадровый резерв при назначениях на государственные посты.
Среди НПО существует довольно острая конкуренция, прежде всего в борьбе за получение правительственных грантов (это порой является решающим фактором самого существования организации, несмотря на общепринятый принцип независимости НПО от государства). Среди НПО идут дискуссии по ряду актуальных вопросов направлений их деятельности. Так, ранее значительная часть НПО придерживалась мнения, что общественная организация по определению должна являться оппозиционной, иначе ее деятельность теряет смысл. Такие тенденции ярко прослеживались в период президентства Ро Дэ У, и в меньшей степени – при администрации Ким Ён Сама, когда ряд НПО начал проявлять серьёзный интерес к предложениям правительства. В настоящее время, за исключением небольшого числа радикальных организаций, подавляющее большинство НПО не стремятся к конфронтации и вполне удовлетворяются уже тем, что их предложения по тому или иному вопросу не отвергаются правительством априори.
Наиболее активны в РК сейчас такие оппозиционные НПО, как Гражданская коалиция за экономическую справедливость (основана в 1989 г.) и Народная солидарность за демократию участия, объединяющие в основном представителей молодого поколения городского среднего класса. Деятельность этих движений подчеркивает то обстоятельство, что официальные политические партии видимо, не справляются с обязанностями по предоставлению и продвижению социальных и политических интересов многих социальных групп.
Власти РК допускают в разумных пределах существование оппозиционных правительству организаций, к примеру, параллельных профсоюзов, а также НПО экстремистского толка, расценивая их как некий непременный атрибут демократии. К таким организациям можно отнести, прежде всего, довольно многочисленные студенческие объединения. Наиболее известная из них – Всекорейская ассоциация студенческих советов (Ханчхонрён), регулярно становящаяся объектом внимания средств массовой информации после частых антиправительственных демонстраций. После таких акций, нередко сопровождающихся насильственными действиями, поднимается вопрос о признании Ханчхонрёна антигосударственной организацией и его запрете на основании Закона о национальной безопасности, однако затем решение откладывается на неопределенный срок. Вместо силового решения, могущего вызвать создание на месте запрещенных организаций новых, еще более радикальных, государство предпочитает принимать превентивные меры (широко используя возможности спецслужб) по постепенной замене руководства Ханчхонрёна и других студенческих организаций в целях снижения антиправительственной направленности их деятельности.23 Но определённые случаи заставляют власти РК настороженно относиться к созданию новых политических общественных организаций. В частности, факт разоблачения шпионской сети спецслужб КНДР, действовавшей под прикрытием нелегальной «Народно-демократической революционной партии», вновь дал возможность правительству продемонстрировать опасность использования гражданских организаций для ведения подрывной деятельности со стороны Северной Кореи.
В заключении можно отметить, что, несмотря на определённый прогресс, достигнутый за последнее время в развитии общественных организаций в РК, по мнению руководства страны, гражданские движения еще находятся на этапе становления, и должно пройти какое-то время, прежде чем они смогут принимать реальное участие в управлении государством.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова