logo search
Ответы ИКЧ (Васильев)

2. Традиционная хозяйственная культура чувашей

Чуваши знакомы с земледелием с древнейших времен. Не случайно, среди исследователей чуваши почитались как самые усердные, трудолюбивые земледельцы. Кочевнический быт их предков, вероятно, в течении столетий, вытеснился земледельческими занятиями, но отголоски его все же обнаруживаются в некоторых деталях материальной культуры, особенно пище, одежде, жилище.

Основными культурами, возделываемыми чувашами, были ячмень, горох, конопля, рожь, гречиха, из них рожь и овес занимали почти половину посевных площадей. Из огородных культур чувашам были известны капуста, огурцы, редька, лук, чеснок, свекла, тыква, мак, а с XVIII в. - картофель.

Обработка земли производилась деревянным плугом - акапусь, использовавшимся для подъема залежей. При паровой системе земледелия не было необходимости в тяжелом плуге и он был вытеснен бороной сюре. Сеяли вручную из лукошка пурак, подвешенного через плечо, а урожай убирали серпом, косой и граблями. Молотьбу производили при помощи лошадей гоняемых по кругу по необмолоченному хлебу или цепами тапач. Жатва. Чувашия. Чебоксары, 1996. С. 31.

Климатические условия Чувашии позволяли заниматься садоводством, получившим распространение благодаря контактам с русским населением.

Особую статью в хозяйстве чувашского крестьянина составляло хмелеводство. Хмель был необходим при выпечке хлеба, при приготовлении национального напитка - сара - пива. Поэтому в каждом хозяйстве имелся свой хмельник либо отдельный участок в огороде, где по зарытым в землю жердям хмель вился вверх.

Большое влияние на развитие культуры земледелия у чувашей оказали связи с соседними земледельческими народами, особенно русскими. Так, от русских была заимствованы техника молотьбы зерна цепами, сушка в овинах, огородничество, садоводство и т. д.

Животноводство составляло также немаловажную отрасль хозяйства чувашей, но в отличие от земледелия, оно не играло определяющей роли. Чуваши разводили коз, овец, коров, лошадей, свиней, домашних птиц: кур, гусей, уток, индеек и т.д.

Особое значение имело коневодство. Лошадь была тягловой силой и ее наличие определяло достаток крестьянского хозяйства. Кроме того, коням отводилась особая роль в обрядовой жизни, так как конина была ритуальной пищей при совершении языческих молений чук.

У чувашей практиковался тип домашнего оседлого скотоводства. Зимой скот содержали во дворе, в специально построенных для этого помещениях вите, либо, при отсутствии последних, скотина на ночь загонялась прямо в жилое помещение, в результате чего внутри чувашского жилого помещения было не всегда чисто. Последнее не раз давало повод русским презрительно отзываться о санитарно-гигиенических условиях чувашей.

Весной скотину выводили на общинные пастбища. Община нанимала пастуха и подпаска, которым платила натурой (зерном и картофелем) и поочередно кормила. Поголовье скота в хозяйстве варьировалось в зависимости от материального достатка хозяев: у богатых имелось до 15 лошадей, 10 - 15 коров, 20 - 30 овец, у середняков 2 - 4 лошади, 1 - 2 коровы, 10 овец, маломощные содержали одну лошадь, редко корову и небольшое количество птиц. Нередким явлением в чувашской общине были безлошадные крестьяне.

Проживание в лесных районах обусловило бытование у чувашей бортничества и охоты. Первое развивалось на основе собирательства дикого меда, постепенно превращаясь в отрасль домашнего хозяйства, при котором пчеловод уже сам устанавливал в дупле дерева необходимое приспособление для сбора меда, запускал матку и рой. Бортничество постепенно заменялось пчеловодством при содержании пчел в колодах велле, установленных на поднарках, впоследствии чуваши переняли практиковавшийся у русских способ пасечного пчеловодства.

В период Казанского ханства, до массовой вырубки лесов в XVIII значительное распространение имела охота на пушного зверя. Рыболовством занимались жители приречных и приозерных районов. Рыба шла как на собственное потребление, так и продавалась на рынках городов.

7.