История и культура Волжской Болгарии
Волжская Болгария стала первым государственным образованием в Среднем Поволжье. В первой четверти Х в. болгарский хан Алмуш, сын Шилки, сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчиненных ему племен Среднего Поволжья. Государственное объединение болгарских племен происходило в борьбе с хазарским господством. Алмуш царствовал с 895 по 925 г. После него во главе Болгарского государства стояли Микаиль, Hаср, Tалиб, Мумин, Мумин Шамсун, Хайдар, Сагид, Бурадж, Ибрагим, Султан-Мурай, Ильгам (последний царь, умер в 1236 г.).
Столицей государства до середины ХII в. был город Болгар, расположенный на левом берегу Волги, а во второй половине ХII - начале ХIII в. - город Биляр. Кроме того, имелись другие города - Сувар на реке Утке, Ошель на правобережье Волги, Джукетау (Жукотин, т. е. «Чўкту») на левобережье Камы, Hохрат на реке Актае, Керменчук, Tухчин и др. Как предполагают ученые, предшественником средневековых Чебоксар тоже было болгарское поселение.
Город Сувар, по предположению А. М. Ефимовой, возник как крепость одного из крупных болгарских племен. Hа карте Фра-Мауро 1459 г. на месте нынешнего города Чебоксары указан город «Веда-Суар», Исследователи закономерно задаются вопросом - не являются ли основателями города выходцы из Сувара на левобережье Волги? При этом делается ссылка на то, что в д. Сихтерма Алькеевского района Tатарстана зафиксировано предание о гибели города Сувар. В нем рассказывается, как монголо-татарские войска, захватив город, разгромили и сожгли его, Однако часть населения Сувара и окрестных деревень спаслась бегством. Переправившись на правый берег Волги, сувары укрылись в лесах.
Города имели дубовые крепостные сооружения. По сообщению Ал-Гарнати (нач. ХII в.), "...Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена - из дуба». Дома и постройки в городах были тоже сплошь деревянными. Каменное зодчество в Болгарии возникло в конце ХIII в.
Волжская Болгария до монгольского завоевания представляла собой раннефеодальное государство с сильными пережитками родового строя и элементами рабовладения. «Простой народ» представляли главным образом земледельцы, а также скотоводы. О повинностях «простого народа», за неимением более достоверных данных, можно судить по отзывам Ибн-Фадлана, секретаря посольства Багдадского халифа Муктадира к хану
Волжская Болгария имела политические и торговые связи с Хорезмом, Багдадским халифатом, Сасанидским государством в Средней Азии. В Болгарии существовали фактории русских купцов. Между Киевской Русью и Болгарией в 1006 г. был заключен торговый договор.
И только в 1229 г., накануне монголо-татарского нашествия, Северо-Восточная Русь и Волжская Болгария установили добрососедские взаимосвязи. Между болгарами и русскими княжествами существовали не только торговые, но и довольно прочные политические контакты, скрепленные браками между русскими князьями и болгарской знатью. Известно, например, что жена князя Андрея Боголюбского была болгаркой.
Культура
Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки.
Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита.
Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии.
Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями.
Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах. Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах. Высшее образование булгарские юноши получали, обучаясь у среднеазиатских ученых.
Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы.
Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории.
В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина аль-Булгари "Лучшие лекарства от отравления". Поэты прославляли в стихах булгарского ученого, врачевателя Ходжи Булгари. Булгарский судья Йакуб ибн Нугман написал книгу "История Булгара".
Значительное развитие в Волжской Булгарии получили художественная литература и поэтическое народное творчество. Лучшим произведением стала поэма Кул Гали "Кыйсса-и Йусуф" ("Сказание о Йусуфе").
Поэт Кул Гали жил в конце XII-первой половине XIII веков. Он создавал свои произведения в Биляре. Здесь Кул Гали и написал свою поэму. В ней он создал образ идеального правителя и идеального государства. Правитель, по его мысли, должен быть мудрым, справедливым, нравственно безупречным. Государство же должно обеспечивать мирную, счастливую жизнь народа. Счастье Кул Гали не представлял без верной и чистой любви, без крепкой и дружной семьи.
Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являюся работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани.
Большим художественным вкусом отмечены многие изделия булгарских ремесленников. В западных и восточных странах были известны работы ювелиров из Булгарии под названием "булгарская фи В Волжской Булгарии культура достигла высокого уровня развития. Она развивалась как часть восточной культуры. Болгары создали в Средние века одну из ярких цивилизации Европы.
- Оглавление - экзаменационые вопросы и ответы по икч с. А. И.
- Этногенез чувашского народа
- Государственные символы Чувашии
- Чувашия в годы Великой Отечественной войны
- 4 Ноября 1941 года город Чебоксары был подвергнут бомбардировке — в тёмное время суток Чебоксары бомбил один самолёт, сбросив около 20 бомб.
- Архитектор Егоров и герой Отечественной войны 1812 года Кикин
- Понятие культуры
- Ашмарин
- 1. Болгары и сувары на Северном Кавказе
- 2. Вклад Ульянова в развитие просвещения чувашей
- История и культура Волжской Болгарии
- И. Я. Яковлев
- 1. Формирование болгарской народности в 10-13 веках
- 2. Традиционная хозяйственная культура чувашей
- 1. Нашествие монголо-татар на Волжскую Болгарию. Оборона Тигашевского городища. Золотая Орда и Казанское ханство в исторической судьбе чувашского народа.
- 1.Нашествие монголо-татар и борьба Волжской Болгарии против завоевателей
- 2. Чувашский национальный костюм: истоки и особенности.
- 1. Ученый-востоковед н.Я. Бичурин
- 2. Поселения, жилища и постройки чувашей, посуда и утварь
- 1. Музыкальное искусство Чувашии: становление и развитие.
- 2. Культура питания, традиционная кухня чувашей.
- Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Его историческое значение. Взаимное культурное обогащении двух народов.
- 2. Культурные связи Чувашии и Украины в наши дни (2004-2013).
- Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.
- 2. Общественный и семейный быт чувашей.
- Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт и гражданин.
- 2. Чувашская народная педагогика. Этнопедагогика г.Н. Волкова. «Чувашская этнопедагогика» г. Н.Волкова в современной школе.
- 1.Учреждение самостоятельной чувашской епархии во главе с епископом Германом.
- Уроженец Чувашии а.Н. Крылов – выдающийся русский и советский кораблестроитель.
- Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.
- 2. Выдающиеся чувашские спортсмены.
- «Держава гунну». Атилла.
- 2. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).
- Культура и просвещение в Среднем Поволжье в XVIII – XIX вв.
- 2. Метеорологические знания чувашей. Наблюдения за погодой. Народный календарь.
- Индустриализация, коллективизация и культурная революция в Чувашии.
- 2. Чувашская письменность.
- Христианизация Чувашского края и её влияние на историческую судьбу чувашского народа.
- К.В. Иванов – основоположник чувашской художественной литературы.
- Расселение болгарских и суварских племен в Среднем Поволжье. Болгарский союз племен.
- 2. Традиционная (дохристианская) чувашская религия и её связь с древней мировой религией зороастризмом.
- 2.2 Чувашские боги и духи
- Открытие Волжского филиала Московского энергетического института. Его роль в развитии науки и культуры в Среднем Поволжье.
- Культ киреметя. Обряд «языческого» жертвоприношения.
- Возникновение и развитие чувашской советской литературы. Организация Союза писателей часср (1934 г.).
- Представления древних чувашей о строении мира. Мифы о мироздании.
- Чувашский государственный университет имени и.Н. Ульянова – один из крупнейших центров образования, науки и культуры.
- Мифология и традиционная религия чувашского народа.
- А.А. Кокель – основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства.
- Чувашские праздники встречи Нового года и весны (çăварни, мăнкун, сурхури).
- Образование Чувашской автономной области и ее преобразование в часср: историческое и культурное значение.
- Земледельческие праздники и обряды чувашей (акатуй, çинçе, чÿк, чÿклеме).
- Театральное искусство и кино Чувашии: история и современность.
- Молодежные и детские праздники и обряды («Сурхури», «Хӗр сӑри», «Сӗрен», «Хӗр аки»).
- Развитие культуры и науки Чувашии в 1920-1930-е гг.
- Симбирская чувашская учительская школа – центр подготовки творческой интеллигенции чувашского и других народов Поволжья.
- Чувашская диаспора. Истоки формирования и современное состояние. Чувашский национальный конгресс.
- Чувашская народная вышивка и орнамент.
- Культурное строительство в Чувашия в 1945 – 1991 гг.
- Газета «Хыпар». Становление и развитие печати в Чувашии.
- Культурная жизнь Чувашской Республики в наши дни (1990-2013 гг.).