А.А. Кокель – основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства.
13.03.1880–04.02.1956 гг.
Алексей Афанасьевич Кокель (1 [13] марта 1880, Тарханы, Симбирская губерния[1] — 4 февраля 1956, Харьков) — художник, профессор (1939)[4]. Преподавал в Харьковском художественном училище (1916—1921) и Харьковском художественном институте (1921—1936)[5], среди его учеников — Борис Косарев, М. Дерегус, В. Сизиков, Л. Шматько, В. Яценко, Л. Чернов, Е. Светличный.
Брат епископа Благовещенского Священномученика Германа (Григория Афанасьевича).
Родился в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии[1], в многодетной чувашской семье.
В 1902 -1903 гг. обучался в Нормальной рисовальной школе при Академии художеств в Санкт-Петербурге, в 1904 г. поступил в Императорскую Академию художеств. Обучался у Савинского, Ционглинского, Залемана, с 1907 - в мастерской И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского[6]. В 1905 г. сменил фамилию Афанасьев на Кокель: «Считаю должным заявить канцелярии, что моя настоящая фамилия Кокель, а не Афанасьев, как я записан во всех бумагах Академии, и потому прошу переменить ее на Кокель»[5].
За конкурсную (дипломную) картину «В чайной» (1912) был удостоен поездки в Италию.
С 1916 г. А.А. Кокель жил и работал на Украине, принимал участие в становлении и развитии системы высшего художественного образования.
В творческом наследии А. А. Кокеля особую ценность представляют его академические рисунки. Их много, и все они в основном большого размера, нарисованы углем.
В изобразительных приемах нет символа, аллегории или иносказания (художник и не любил ими пользоваться).
Только методом социалистического реализма А. А. Кокель счел возможным создать такие большие полотна, как «Страж революции» (1927), «Награждение ударницы» (1931), «Ликбез» (1935), «На соляных промыслах» (1936), «К. Е. Ворошилов у танкистов» (1937) и многие другие произведения.[2]
Умер и похоронен А. А. Кокель в Харькове.
Алексей Афанасьевич Кокель - Живописец, график, профессор, первый чувашский художник с академическим образованием
Родился 13 марта 1880 г. в с. Тарханы (Турхан) Батыревского района Чувашской Республики.
Основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства и один из создателей станковой живописи Украины. В 1903 г. окончил Нормальную рисовальную школу при Академии художеств, а в 1912 г. – Петербургскую Академию художеств по мастерской И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского.
“...Кокель – художник необычный. Его высоко ценил И. Е. Репин. И то, что он сказал о Кокеле, не сказал ни об одном современном художнике, ни об одном своем ученике. Поэтому всегда, когда речь заходила о Кокеле, мы словно указывали на самого Репина. Это был такой мастер, рядом с которым ни один другой не выдерживал критики”(Касиян В. И. // Алексей Афанасьевич Кокель.– С.12).
Ф. Шаляпин, М. Горький, А. Луначарский, М. Рыльский, П. Тычина, М. Бажан, С. Герасимов, М. Сарьян, В. Касиян близко знали А. Кокеля и с глубоким уважением относились к нему.
Являлся организатором и первым ректором второго на Украине высшего художественного учебного заведения – Харьковской государственной академии дизайна и искусств, в котором до конца своей жизни проработал профессором и заведующим кафедрой рисунка. Работал профессором Киевского художественного института (ныне – Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Организатор и председатель Ассоциации художников Червонной Украины. Участник международных, всесоюзных, республиканских и персональных выставок.
Основные работы: “Портрет чувашской женщины”, “Уральские заводы”, “Итальянцы”, “Из чувашской сюиты”, “Извозчик”, “Венчание. Чуваши”, “В чайной”, “Семейный портрет”, “Старый рабочий”, “На посту”, “Награждение ударницы”, “Ликбез”, “На соляных промыслах”, “Колхозный базар”, “Зима” и др.
- Оглавление - экзаменационые вопросы и ответы по икч с. А. И.
- Этногенез чувашского народа
- Государственные символы Чувашии
- Чувашия в годы Великой Отечественной войны
- 4 Ноября 1941 года город Чебоксары был подвергнут бомбардировке — в тёмное время суток Чебоксары бомбил один самолёт, сбросив около 20 бомб.
- Архитектор Егоров и герой Отечественной войны 1812 года Кикин
- Понятие культуры
- Ашмарин
- 1. Болгары и сувары на Северном Кавказе
- 2. Вклад Ульянова в развитие просвещения чувашей
- История и культура Волжской Болгарии
- И. Я. Яковлев
- 1. Формирование болгарской народности в 10-13 веках
- 2. Традиционная хозяйственная культура чувашей
- 1. Нашествие монголо-татар на Волжскую Болгарию. Оборона Тигашевского городища. Золотая Орда и Казанское ханство в исторической судьбе чувашского народа.
- 1.Нашествие монголо-татар и борьба Волжской Болгарии против завоевателей
- 2. Чувашский национальный костюм: истоки и особенности.
- 1. Ученый-востоковед н.Я. Бичурин
- 2. Поселения, жилища и постройки чувашей, посуда и утварь
- 1. Музыкальное искусство Чувашии: становление и развитие.
- 2. Культура питания, традиционная кухня чувашей.
- Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Его историческое значение. Взаимное культурное обогащении двух народов.
- 2. Культурные связи Чувашии и Украины в наши дни (2004-2013).
- Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.
- 2. Общественный и семейный быт чувашей.
- Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт и гражданин.
- 2. Чувашская народная педагогика. Этнопедагогика г.Н. Волкова. «Чувашская этнопедагогика» г. Н.Волкова в современной школе.
- 1.Учреждение самостоятельной чувашской епархии во главе с епископом Германом.
- Уроженец Чувашии а.Н. Крылов – выдающийся русский и советский кораблестроитель.
- Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.
- 2. Выдающиеся чувашские спортсмены.
- «Держава гунну». Атилла.
- 2. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).
- Культура и просвещение в Среднем Поволжье в XVIII – XIX вв.
- 2. Метеорологические знания чувашей. Наблюдения за погодой. Народный календарь.
- Индустриализация, коллективизация и культурная революция в Чувашии.
- 2. Чувашская письменность.
- Христианизация Чувашского края и её влияние на историческую судьбу чувашского народа.
- К.В. Иванов – основоположник чувашской художественной литературы.
- Расселение болгарских и суварских племен в Среднем Поволжье. Болгарский союз племен.
- 2. Традиционная (дохристианская) чувашская религия и её связь с древней мировой религией зороастризмом.
- 2.2 Чувашские боги и духи
- Открытие Волжского филиала Московского энергетического института. Его роль в развитии науки и культуры в Среднем Поволжье.
- Культ киреметя. Обряд «языческого» жертвоприношения.
- Возникновение и развитие чувашской советской литературы. Организация Союза писателей часср (1934 г.).
- Представления древних чувашей о строении мира. Мифы о мироздании.
- Чувашский государственный университет имени и.Н. Ульянова – один из крупнейших центров образования, науки и культуры.
- Мифология и традиционная религия чувашского народа.
- А.А. Кокель – основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства.
- Чувашские праздники встречи Нового года и весны (çăварни, мăнкун, сурхури).
- Образование Чувашской автономной области и ее преобразование в часср: историческое и культурное значение.
- Земледельческие праздники и обряды чувашей (акатуй, çинçе, чÿк, чÿклеме).
- Театральное искусство и кино Чувашии: история и современность.
- Молодежные и детские праздники и обряды («Сурхури», «Хӗр сӑри», «Сӗрен», «Хӗр аки»).
- Развитие культуры и науки Чувашии в 1920-1930-е гг.
- Симбирская чувашская учительская школа – центр подготовки творческой интеллигенции чувашского и других народов Поволжья.
- Чувашская диаспора. Истоки формирования и современное состояние. Чувашский национальный конгресс.
- Чувашская народная вышивка и орнамент.
- Культурное строительство в Чувашия в 1945 – 1991 гг.
- Газета «Хыпар». Становление и развитие печати в Чувашии.
- Культурная жизнь Чувашской Республики в наши дни (1990-2013 гг.).