2. Традиционная хозяйственная культура чувашей
Чуваши знакомы с земледелием с древнейших времен. Не случайно, среди исследователей чуваши почитались как самые усердные, трудолюбивые земледельцы. Кочевнический быт их предков, вероятно, в течении столетий, вытеснился земледельческими занятиями, но отголоски его все же обнаруживаются в некоторых деталях материальной культуры, особенно пище, одежде, жилище.
Основными культурами, возделываемыми чувашами, были ячмень, горох, конопля, рожь, гречиха, из них рожь и овес занимали почти половину посевных площадей. Из огородных культур чувашам были известны капуста, огурцы, редька, лук, чеснок, свекла, тыква, мак, а с XVIII в. - картофель.
Обработка земли производилась деревянным плугом - акапусь, использовавшимся для подъема залежей. При паровой системе земледелия не было необходимости в тяжелом плуге и он был вытеснен бороной сюре. Сеяли вручную из лукошка пурак, подвешенного через плечо, а урожай убирали серпом, косой и граблями. Молотьбу производили при помощи лошадей гоняемых по кругу по необмолоченному хлебу или цепами тапач. Жатва. Чувашия. Чебоксары, 1996. С. 31.
Климатические условия Чувашии позволяли заниматься садоводством, получившим распространение благодаря контактам с русским населением.
Особую статью в хозяйстве чувашского крестьянина составляло хмелеводство. Хмель был необходим при выпечке хлеба, при приготовлении национального напитка - сара - пива. Поэтому в каждом хозяйстве имелся свой хмельник либо отдельный участок в огороде, где по зарытым в землю жердям хмель вился вверх.
Большое влияние на развитие культуры земледелия у чувашей оказали связи с соседними земледельческими народами, особенно русскими. Так, от русских была заимствованы техника молотьбы зерна цепами, сушка в овинах, огородничество, садоводство и т. д.
Животноводство составляло также немаловажную отрасль хозяйства чувашей, но в отличие от земледелия, оно не играло определяющей роли. Чуваши разводили коз, овец, коров, лошадей, свиней, домашних птиц: кур, гусей, уток, индеек и т.д.
Особое значение имело коневодство. Лошадь была тягловой силой и ее наличие определяло достаток крестьянского хозяйства. Кроме того, коням отводилась особая роль в обрядовой жизни, так как конина была ритуальной пищей при совершении языческих молений чук.
У чувашей практиковался тип домашнего оседлого скотоводства. Зимой скот содержали во дворе, в специально построенных для этого помещениях вите, либо, при отсутствии последних, скотина на ночь загонялась прямо в жилое помещение, в результате чего внутри чувашского жилого помещения было не всегда чисто. Последнее не раз давало повод русским презрительно отзываться о санитарно-гигиенических условиях чувашей.
Весной скотину выводили на общинные пастбища. Община нанимала пастуха и подпаска, которым платила натурой (зерном и картофелем) и поочередно кормила. Поголовье скота в хозяйстве варьировалось в зависимости от материального достатка хозяев: у богатых имелось до 15 лошадей, 10 - 15 коров, 20 - 30 овец, у середняков 2 - 4 лошади, 1 - 2 коровы, 10 овец, маломощные содержали одну лошадь, редко корову и небольшое количество птиц. Нередким явлением в чувашской общине были безлошадные крестьяне.
Проживание в лесных районах обусловило бытование у чувашей бортничества и охоты. Первое развивалось на основе собирательства дикого меда, постепенно превращаясь в отрасль домашнего хозяйства, при котором пчеловод уже сам устанавливал в дупле дерева необходимое приспособление для сбора меда, запускал матку и рой. Бортничество постепенно заменялось пчеловодством при содержании пчел в колодах велле, установленных на поднарках, впоследствии чуваши переняли практиковавшийся у русских способ пасечного пчеловодства.
В период Казанского ханства, до массовой вырубки лесов в XVIII значительное распространение имела охота на пушного зверя. Рыболовством занимались жители приречных и приозерных районов. Рыба шла как на собственное потребление, так и продавалась на рынках городов.
7.
- Оглавление - экзаменационые вопросы и ответы по икч с. А. И.
- Этногенез чувашского народа
- Государственные символы Чувашии
- Чувашия в годы Великой Отечественной войны
- 4 Ноября 1941 года город Чебоксары был подвергнут бомбардировке — в тёмное время суток Чебоксары бомбил один самолёт, сбросив около 20 бомб.
- Архитектор Егоров и герой Отечественной войны 1812 года Кикин
- Понятие культуры
- Ашмарин
- 1. Болгары и сувары на Северном Кавказе
- 2. Вклад Ульянова в развитие просвещения чувашей
- История и культура Волжской Болгарии
- И. Я. Яковлев
- 1. Формирование болгарской народности в 10-13 веках
- 2. Традиционная хозяйственная культура чувашей
- 1. Нашествие монголо-татар на Волжскую Болгарию. Оборона Тигашевского городища. Золотая Орда и Казанское ханство в исторической судьбе чувашского народа.
- 1.Нашествие монголо-татар и борьба Волжской Болгарии против завоевателей
- 2. Чувашский национальный костюм: истоки и особенности.
- 1. Ученый-востоковед н.Я. Бичурин
- 2. Поселения, жилища и постройки чувашей, посуда и утварь
- 1. Музыкальное искусство Чувашии: становление и развитие.
- 2. Культура питания, традиционная кухня чувашей.
- Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Его историческое значение. Взаимное культурное обогащении двух народов.
- 2. Культурные связи Чувашии и Украины в наши дни (2004-2013).
- Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.
- 2. Общественный и семейный быт чувашей.
- Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт и гражданин.
- 2. Чувашская народная педагогика. Этнопедагогика г.Н. Волкова. «Чувашская этнопедагогика» г. Н.Волкова в современной школе.
- 1.Учреждение самостоятельной чувашской епархии во главе с епископом Германом.
- Уроженец Чувашии а.Н. Крылов – выдающийся русский и советский кораблестроитель.
- Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.
- 2. Выдающиеся чувашские спортсмены.
- «Держава гунну». Атилла.
- 2. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).
- Культура и просвещение в Среднем Поволжье в XVIII – XIX вв.
- 2. Метеорологические знания чувашей. Наблюдения за погодой. Народный календарь.
- Индустриализация, коллективизация и культурная революция в Чувашии.
- 2. Чувашская письменность.
- Христианизация Чувашского края и её влияние на историческую судьбу чувашского народа.
- К.В. Иванов – основоположник чувашской художественной литературы.
- Расселение болгарских и суварских племен в Среднем Поволжье. Болгарский союз племен.
- 2. Традиционная (дохристианская) чувашская религия и её связь с древней мировой религией зороастризмом.
- 2.2 Чувашские боги и духи
- Открытие Волжского филиала Московского энергетического института. Его роль в развитии науки и культуры в Среднем Поволжье.
- Культ киреметя. Обряд «языческого» жертвоприношения.
- Возникновение и развитие чувашской советской литературы. Организация Союза писателей часср (1934 г.).
- Представления древних чувашей о строении мира. Мифы о мироздании.
- Чувашский государственный университет имени и.Н. Ульянова – один из крупнейших центров образования, науки и культуры.
- Мифология и традиционная религия чувашского народа.
- А.А. Кокель – основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства.
- Чувашские праздники встречи Нового года и весны (çăварни, мăнкун, сурхури).
- Образование Чувашской автономной области и ее преобразование в часср: историческое и культурное значение.
- Земледельческие праздники и обряды чувашей (акатуй, çинçе, чÿк, чÿклеме).
- Театральное искусство и кино Чувашии: история и современность.
- Молодежные и детские праздники и обряды («Сурхури», «Хӗр сӑри», «Сӗрен», «Хӗр аки»).
- Развитие культуры и науки Чувашии в 1920-1930-е гг.
- Симбирская чувашская учительская школа – центр подготовки творческой интеллигенции чувашского и других народов Поволжья.
- Чувашская диаспора. Истоки формирования и современное состояние. Чувашский национальный конгресс.
- Чувашская народная вышивка и орнамент.
- Культурное строительство в Чувашия в 1945 – 1991 гг.
- Газета «Хыпар». Становление и развитие печати в Чувашии.
- Культурная жизнь Чувашской Республики в наши дни (1990-2013 гг.).