1.Нашествие монголо-татар и борьба Волжской Болгарии против завоевателей
В 1206 г. в Центральной Азии, в степях Монголии, образовалась монголо-татарская держава. Hа съезде монголов (монг. курултай - сравн. чув. хурал) Tемучин был провозглашен Чингисханом, правителем Монгольского государства.
В поисках источников обогащения Чингисхан приступил к завоеванию стран Азии и Европы. Монголо-татары покорили Сибирь, Северный Китай, а затем, в 1219-1221 гг., Среднюю Азию. Пройдя через Армению, Грузию, Азербайджан, в 1222 г. монголо-татары вышли через Дербентский проход в степи Северного Кавказа. Соединенное русско-половецкое ополчение в сражении на реке Калке в 1223 г. было разбито монголо-татарским войском.
После битвы на Калке монголо-татары отправили пятитысячный отряд на Волжскую Болгарию.Болгарская армия (в основном конница) имела хорошее вооружение: мечи, сабли, луки со стрелами, палаши, кинжалы, топоры, ножи, кистени, булавы, копья, рогульки, кольчуги и шлемы. Hа болгарской земле стояло около 40 крепостей. Поэтому первоначально болгары сумели дать отпор монголо-татарам. Они заманили противника в засады, окружили и перебили. Потерпев поражение, монголо-татары спустились вниз по Волге к городу Саксину. В 1229 и 1232 гг. болгары отбили очередные волны их наступления. В связи с серьезной опасностью, грозившей государству, Волжская Болгария заключила мир с Владимиро-Суздальским княжеством.
Монголо-татары тщательно готовились к завоеванию «Улуса Джучи», в состав которого, по завещанию Чингисхана, включалась и Волжская Болгария. В 123б г. огромная армия во главе с Бату (Батыем) двинулась на болгар и, несмотря на упорное сопротивление, одолела их. Эти события отражены и в русских летописях: «Придоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожни татари, и взяша славный Великий город Больгарский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша».
Были разрушены Болгар, Биляр, Жукотин (Джукетау), жестоко пострадали Керменчук, Сувар. Разорив Болгарию, опустошив также мордовские и буртасские земли, зимой 1237 г. захватчики вступили в пределы русских княжеств.
Волжская Болгария потеряла свою независимость. Однако монголо-татары не сразу покорили население Среднего Поволжья. В 1239-1240 гг. произошло восстание против жестоких завоевателей. Его возглавили болгарских князья Баян и Джику. В 1241 г. монголам пришлось вторично завоевывать болгарскую землю.
В это время часть болгаро-чувашей переселилась на земли Приказанья и на территорию современной Чувашии, а некоторые - даже в города Владимиро-Суздальской земли. Hачался трагический период в истории чувашского народа.
В 1243 г. хан Бату обосновался на Hижней Волге и провозгласил создание нового государства - Золотой Орды со столицей в Сарае.Границы Золотой Орды простирались от Иртыша до Дуная, включая Дешт-и-Кыпчак (Половецкая степь), Волжскую Болгарию, Хорезм, Приуралье, Крым и Северный Кавказ.
Волжская Болгария превратилась в провинцию (улус) Золотой Орды.Она имела важное экономическое значение для всей Орды: плодородные земли в бассейне Волги и ее притоков Камы, Суры, Свияги и других рек стали главной житницей государства.
Из разоренных городов Волжской Болгарии со временем возродились Болгар, Жукотин, Биляр, Сувар, но из них только первые два достигли былой мощи. Появились новые города - Балымер, Tубулгатау, Кашан, Tетеш, Иски, Казань, Кам, Tаяба, Веда Суар (в конце ХIII в. на том месте, где позже возник город Чебоксары). Города превратились в опорные пункты для эксплуатации покоренного завоевателями населения.
Болгар в начальный период существования Золотой Орды, до строительства города Сарая, являлся ее столицей, а в дальнейшем оставался летней резиденцией ханов. Здесь в 1240-1330-е гг. чеканились Золотоордынские монеты.
В Болгарском улусе население было обязано ежегодно платить десятинную дань - ясак и всевозможные другие налоги, поставлять хлеб, строить крепости, давать воинов в монгольско-татарское войско. Уцелевшие болгарские феодалы были подчинены захватчикам и служили им в качестве сотников и десятников.
Отряды монголо-татар огнем и мечом сметали с лица земли селения, жители которых сопротивлялись их гнету.
В 1223 году войско Чингисхана близко подошло к Киевской Руси. На реке Калка состоялось сражение между монголо-татарами и русско-половецкими войсками. Разбив русские войска монголо-татары двинулись к Волжской Болгарии. Узнав об этом, болгары устроили засаду и полностью разгромили нападавших. Ещё не раз монголо-татары пытались захватить Болгарию, но каждый раз болгары находили силы отстаивать свои земли.
После смерти Чингисхана в 1236 году монголо-татары собрали огромные силы и во главе с ханом Батыем обрушились на Волжскую Болгарию. Болгары героически защищали свою страну, но силы были неравны. Захватчики жестоко расправились с болгарами - не щадили ни стариков, ни младенцев. Было разрушено большинство городов, много селений, дым пожарищ стелился над когда-то многолюдным цветущим краем. Много жизней было загублено, часть людей убежала в глухие леса, часть осталась под властью монголо-татар. Болгары не раз пытались вернуть утраченную свободу. В 1241 году болгарские князья Джику и Баян возглавили очень крупные восстания против поработителей, но они были жестоко подавлены. Как государство, Волжская Болгария погибла, могущества и самостоятельности болгары уже себе никогда не вернули.
Болгарский Улус в составе Золотой орды
Через несколько лет, после завоевания Волжской Болгарии, некоторые города отстроились заново, но былого великолепия ни один из них не достиг, кроме, пожалуй, Булгара, ставшего первой столицей Золотой Орды - одного из государств, организованного монголо-татарами на завоёванных землях. В Булгаре появились новые здания, оживились торговля, ремёсла, науки.
Золотоордынский период в этнической истории булгар и их потомков, в том числе поволжских татар, характерен усилением контактов с тюркоязычным миром. Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для населения Золотой Орды, испытал язык булгар.
Исторические события, связанные с периодом Золотой Орды, хотя и внесли значительные осложнения в этнические процессы края, не изменили сложившийся уклад хозяйственно-культурной жизни народа. Материальная и духовная культура татар, в том числе и их кухня, продолжали сохранять этнические особенности тюркских племен периода Волжской Булгар.
Следовательно, город Болгар и вся булгарская земля в целом входили в состав Золотой Орды ее северным улусом, и всякие попытки рассмотрения его вне связи с этим крупнейшим государством не имеют никакой научной основы. Вследствие единства государственной религии - ислама, особенно в период правления Узбека, сходства языка и основных элементов городской культуры (архитектура, строительство, ювелирное искусство и другие виды ремесла) Болгар был не только близок к Золотой Орде, но стал ее органической частью. Именно в золотоордынский период произошли в Болгаре существенные, порой коренные изменения: было освоено производство чугуна, секрет изготовления которого был привезен из Центральной Азии, появилось огнестрельное оружие, возник обычай установления эпиграфических памятников, произошли большие изменения в формах и орнаментации простой гончарной посуды и появилась изразцовая керамика с под глазурной росписью, кирпично-каменная архитектура приобрела мозаичную и майоликовую облицовку.
Еще сильнее страдали булгарские земли от походов русских ушкуйников, начавшихся одновременно с первыми смутами в Сарае, ибо разбойники почувствовали ослабление централизованной власти. Наряду с ограблением своих, русских городов, например, Костромы, Углича, Нижнего Новгорода, эти русские «викинги» ходили с походами на Булгар, Жукотин и некоторые другие города по Каме в 1360, 1366, 1374 и 1391 годы. Они грабили их, получали выкуп, уводили людей в плен. Не остались в стороне и русские князья, совершившие походы на Среднюю Волгу в 1370, 1376 и 1431 годы. Последний поход, совершенный Федором Пестрым, воеводой великого князя Василия II, явился разрушительным для Булгара, после чего этот город навсегда сошел с исторической арены.
В начале 15 века походы русских князей и нашествия кочевников окончательно разорили болгарские земли.
За время с 13 до начала 15 веков было разорено более 2000 поселений и уничтожено более четырёх пятых населения болгар. Большая часть территории Волжской Болгарии превратилось в «дикое поле», где вообще не жили люди.
Культура Волжской Болгарии оказала существенное влияние на быт и образ жизни народов Поволжья и Приуралья. После падением Казанского ханства его земли присоединились к Русскому государству. Управление краем было передано Приказу Казанского дворца. В 1555 учреждена Казанская епархия, главной обязанностью которой являлась христианизация народов Среднего Поволжья и Приуралья.
- Оглавление - экзаменационые вопросы и ответы по икч с. А. И.
- Этногенез чувашского народа
- Государственные символы Чувашии
- Чувашия в годы Великой Отечественной войны
- 4 Ноября 1941 года город Чебоксары был подвергнут бомбардировке — в тёмное время суток Чебоксары бомбил один самолёт, сбросив около 20 бомб.
- Архитектор Егоров и герой Отечественной войны 1812 года Кикин
- Понятие культуры
- Ашмарин
- 1. Болгары и сувары на Северном Кавказе
- 2. Вклад Ульянова в развитие просвещения чувашей
- История и культура Волжской Болгарии
- И. Я. Яковлев
- 1. Формирование болгарской народности в 10-13 веках
- 2. Традиционная хозяйственная культура чувашей
- 1. Нашествие монголо-татар на Волжскую Болгарию. Оборона Тигашевского городища. Золотая Орда и Казанское ханство в исторической судьбе чувашского народа.
- 1.Нашествие монголо-татар и борьба Волжской Болгарии против завоевателей
- 2. Чувашский национальный костюм: истоки и особенности.
- 1. Ученый-востоковед н.Я. Бичурин
- 2. Поселения, жилища и постройки чувашей, посуда и утварь
- 1. Музыкальное искусство Чувашии: становление и развитие.
- 2. Культура питания, традиционная кухня чувашей.
- Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Его историческое значение. Взаимное культурное обогащении двух народов.
- 2. Культурные связи Чувашии и Украины в наши дни (2004-2013).
- Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.
- 2. Общественный и семейный быт чувашей.
- Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт и гражданин.
- 2. Чувашская народная педагогика. Этнопедагогика г.Н. Волкова. «Чувашская этнопедагогика» г. Н.Волкова в современной школе.
- 1.Учреждение самостоятельной чувашской епархии во главе с епископом Германом.
- Уроженец Чувашии а.Н. Крылов – выдающийся русский и советский кораблестроитель.
- Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.
- 2. Выдающиеся чувашские спортсмены.
- «Держава гунну». Атилла.
- 2. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).
- Культура и просвещение в Среднем Поволжье в XVIII – XIX вв.
- 2. Метеорологические знания чувашей. Наблюдения за погодой. Народный календарь.
- Индустриализация, коллективизация и культурная революция в Чувашии.
- 2. Чувашская письменность.
- Христианизация Чувашского края и её влияние на историческую судьбу чувашского народа.
- К.В. Иванов – основоположник чувашской художественной литературы.
- Расселение болгарских и суварских племен в Среднем Поволжье. Болгарский союз племен.
- 2. Традиционная (дохристианская) чувашская религия и её связь с древней мировой религией зороастризмом.
- 2.2 Чувашские боги и духи
- Открытие Волжского филиала Московского энергетического института. Его роль в развитии науки и культуры в Среднем Поволжье.
- Культ киреметя. Обряд «языческого» жертвоприношения.
- Возникновение и развитие чувашской советской литературы. Организация Союза писателей часср (1934 г.).
- Представления древних чувашей о строении мира. Мифы о мироздании.
- Чувашский государственный университет имени и.Н. Ульянова – один из крупнейших центров образования, науки и культуры.
- Мифология и традиционная религия чувашского народа.
- А.А. Кокель – основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства.
- Чувашские праздники встречи Нового года и весны (çăварни, мăнкун, сурхури).
- Образование Чувашской автономной области и ее преобразование в часср: историческое и культурное значение.
- Земледельческие праздники и обряды чувашей (акатуй, çинçе, чÿк, чÿклеме).
- Театральное искусство и кино Чувашии: история и современность.
- Молодежные и детские праздники и обряды («Сурхури», «Хӗр сӑри», «Сӗрен», «Хӗр аки»).
- Развитие культуры и науки Чувашии в 1920-1930-е гг.
- Симбирская чувашская учительская школа – центр подготовки творческой интеллигенции чувашского и других народов Поволжья.
- Чувашская диаспора. Истоки формирования и современное состояние. Чувашский национальный конгресс.
- Чувашская народная вышивка и орнамент.
- Культурное строительство в Чувашия в 1945 – 1991 гг.
- Газета «Хыпар». Становление и развитие печати в Чувашии.
- Культурная жизнь Чувашской Республики в наши дни (1990-2013 гг.).