logo
Ответы ИКЧ (Васильев)

1. Музыкальное искусство Чувашии: становление и развитие.

Tрадиционная музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимодействия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варгап (купас), свирель и дудка (шахличе), скрипка (серме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кесле) И др.

Ладовая основа чувашской музыки - пентатоническая. Вокал - в основном одноголосный и редко двухголосный. В отличие от многих соседних народов, у чувашей большое распространение получило коллективное (хоровое) пение. Tанцы у чувашей не отличались большим разнообразием. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин - темпераментные, с подпрыгиваниями, приседаниями.

В начале ХХ в. в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодежный стиль музыкального фольклора (девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы и др.), получают распространение русские пляски (барыня, камаринская и др.).

Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Оно было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни масленичных катаний). Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни.

Бытовали у чувашей и ритуальные песни. Пели во время проведения обрядов кер сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д. Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.

До христианизации застольные песни чувашей имели сугубо обрядовую окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду, родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает сходную с ним картину переживаний человека.

Народная музыка

В начале XX века музыкальная культура чувашей была представлена только народным песнопениями. В старинном фольклоре песни бытовые (колыбельные, детские, лирические, посиделочные, застольные, шуточные, плясовые, хороводные, игровые), обрядовые (в том числе свадебные, похоронные, поминальные), трудовые (бурлацкие, ямщицкие, крестьянские), песни социального содержания (сиротские, бедняцкие, батрацкие, рекрутские, переселенческие, каторжные, женские), исторические (о событиях времён Золотой Орды и Казанского ханства, о Степане Разине, Емельяне Пугачёве).

В советское время завоевали популярность песни о новом быте, колхозной жизни, также лирические, молодёжные.

Ладовой основой чувашской музыки является пентатоника. Часто в песнях представлены 2-3 пентатонных лада, что ведёт к расширению звукового состава до 6-7 звуков и образованию т. н. полутона на расстоянии. Встречаются песни с 6- и 7-ступенными диатоническими звукорядами, включающими полутоны.

Народные музыкальные инструменты — дудка (чуваш. ’’шăхлич’’), волынка из бычьего пузыря (чуваш. ’’шăпăр’’) и сарнай из козьей кожи (чуваш. ’’сăрнай’’), вархан и палнай (язычковые), гусли (чуваш. ’’кĕсле’’), барабан (чуваш. ’’параппан’’), ханкарма (бубен); вошли в быт также скрипка и гармонь.

Записи чувашской народной музыки («Музыка чувашских песен») впервые были напечатаны в Казани под редакцией В. А. Мошкова в 1893 году. В 1908 и 1912 годах учащиеся и преподаватели Симбирской чувашской учительской школы выпустили 2 выпуска «Образцов мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». В советский период изданы сборники С. М. Максимова («Песни верховых чувашей», 1932; «Чувашские народные песни», 1964; «Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова», 1969), среди зарубежных -«Chuvash Folksongs» (by Lászlo Vikár and Gábor Bereczki, Budapest, 1979). Также много песен собрали В. П. Воробьёв, Г. Г. Лисков, Т. П. Парамонов, Ю. А. Илюхин.

Классическая музыка, опера и балет

Профессиональное музыкальное искусство в Чувашии зародилось после Октябрьской революции 1917 года. Чувашские композиторы Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, В. П. Воробьёв, Г. Г. Лисков за основу своих произведений брали чувашские народные песни. Г. В. Воробьёв в 30-е годы XX столетия создал симфонию.

На сцене Чувашского музыкального театра поставлены оперы «Шывармань» («Водяная мельница», 1960), «Хамаръял» («Земляки», 1962) Ф. С. Васильева, «Прерванный вальс» (1963), «Сеспель» (1971), «Священная дубрава» (1976) Асламаса, «Нарспи» Хирбю (1967), «Звёздный путь» Орлова-Шузьм (1969), балеты «Сарпиге» (1970), «Арзюри» («Призрак», 1975) Ф. С. Васильева, «Чудесная вышивальщица» Ходяшева (1979), музукальные комедии и оперетты «Когда расцветает черёмуха» Орлова-Шузьм (1949), «Три свадьбы» (1953), «Счастье» (1963) Фандеева, «Анаткасра» Ф. С. Васильева (1976), оперы «Певица» (1971), «Саламби» (1976) Асламаса, «Чакка» A. Г. Васильева (1972), «Нарспи» И. Я. Пустыльника (1952), балеты «Улине» Алексеева (1960), «Зора» Токарева (1960), «Нарспи и Сетнер» Асламаса (1976), «Цветок счастья» Фандеева (1980).

В развитие чувашской музыки большой вклад внесли русские композиторы В. М. Кривоносов (первая муз. комедия «Радость», 1935; кантаты, орк. и камерные соч.), И. В. Люблин, С. И. Габер. Ленинградский композитор B. Г. Иванишин создал чувашские симфонию (1936) и оперу («Нарспи», 1940).

Популярная музыка

Чувашские исполнители также поют современные эстрадные песни. Наиболее известные исполнители: Алексей Шадриков, Алексей Московский, Константин Евруков, Михаил Федоров, Саша Казакова, Светлана Яковлева, Светлана Карсакова, Диана, Полина Борисова, Хавас Ушкан. К многим чувашским композициям музыку пишет известный музыкант Сергей Марков.