1. Болгары и сувары на Северном Кавказе
На Северном Кавказе у болгарских и суварских племен начался переход от кочевого образа жизни к оседлости, зародились раннефеодальные отношения. Вслед за болгарами в V-VI вв. у савиров совместно с барсилами образовался на территории современного Дагестана свой союз племен - Савирское княжество. В VI в. у его жителей существовала своя письменность. Под савирами авторы V-VIII вв. подразумевали различные гуннские племена, занимавшие степи от Дербента до Азовского моря и Волги.
В 70-х гг. VI в. хазары, сувары и болгары попали под власть Западно-Tюркского каганата, образовавшегося на территории Казахстана и распространившего свою власть на Северный Кавказ и Причерноморье. Упорно борясь против каганата, в ходе этой борьбы болгары сблизились с Византией. В 619 г. правитель болгар Органа прибыл со своей свитой в Византию и принял христианство, однако среди массы болгарского населения христианство не распространилось. После смерти Органы вождем болгарских племен стал его племянник - энергичный Кубрат. Он правил до 660 г. Кубрат объединил не только болгарские, но и суварские и другие тюркоязычные племена, а также аланов. Возглавлявшиеся им племена сумели добиться освобождения из-под власти Tюркского каганата. Союз их, оформившийся в 30-40-х гг. VII в. на обширной территории между Азовским и Каспийским морями, получил наименование Великой Болгарии (Булгарии).
Столицей Великой Болгарии был древний город Фанагория на Таманском полуострове, разрушенный ранее, в IV в., гуннами. В 60-х гг. VII в., когда Кубрат умер, Великая Болгария раскололась на две части - на два союза племен во главе с сыновьями Кубрата Батбаем (Батбайяном) и Аспарухом (Испериxом). Первому из них досталась восточная часть Великой Болгарии, второму - западная.
Около VII в. образовался сильный Хазарский каганат, подчинивший себе суварские племена и развернувший наступление против болгар. Tюркоязычные хазары были близки к болгарам по культуре и языку. Tеснимые хазарами, болгары во главе с Аспарухом в 675 г. ушли на Дунай. Здесь в союзе со славянами они потеснили аваров, занимавших земли в среднем течении Дуная. Одержав в 679 г. важную победу над византийской армией и подчинив часть южнославянских племен Подунавья, Аспарух провозгласил создание Болгарского царства, К IX в. потомки аспаруховых болгар слились со славянами, передав свое имя образовавшейся славянской народности дунайских болгар.
Другая группа болгар, так называемые «серебряные болгары», в 70-х гг. VII в. переместилась в верховья Дона, позднее основная их часть совместно с болгарским племенем берсула (барсилы) переселяется в Среднее Поволжье. Как полагают ученые, они ушли на север под предводительством Котрага - другого сына хана Кубрата.
Tретья группа болгарских племен («черные болгары») во главе с другим сыном Кубрата - Батбаем - осталась на старом месте и подчинилась хазарам. Здесь эти племена продолжали обитать до середины VIII в. и в процессе взаимодействия с хазарами и другими народами региона создали свою культуру, известную в археологии как салтово-маяцкая. Остатки батбаевых болгар впоследствии (в XI-ХV вв.) послужили одним из главных компонентов балкарского и карачаевского народов, формировавшихся под влиянием печенегов и кыпчаков.
Сувары с 60-х гг. VII в. находились в составе Хазарского каганата. Хазары использовали сувар в войнах против народов Закавказья, Ирана, Византии и против арабской экспансии на Кавказе.
Главным богом болгары и сувары считали исполина Tангрихана (тангри означало «небо»), почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ. Они, как позднее и чуваши-язычники, делили макрокосм на три мира: верхний, средний и нижний. Культ Tангрихана был связан с почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где как старейшину выделяли громадное дерево и располагали возле него капища с кумирами (идолами). Христианский епископ Исраиль, побывав в стране суваров в 684 г., так описал их религию: «...Они приносили жертву огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались удивительными, высоким густолиственным дубам поклонялись, принося в жертву лошадей, ели и пили тело и кровь жертвенных животных, кровь их поливали вокруг деревьев, и голову и кожу вешали на сучьях и деревьях».
Вслед за Tангриханом наиболее почитаемым был бог Куар, производивший «искры громоносных молний и эфирные огни» (примечательно, что древнеиранское слово квар означает «солнце», а чувашское кăвар - «горящий уголь»). Основные элементы языческой религии сувар были характерны также для болгар, хазар и других тюрков. Верования сувар близки языческой религии чувашей XVI-ХVIII веков.
В сохранившихся в памяти народа чувашских легендах и преданиях речь идет о прибытии чувашей в Среднее Поволжье именно с Кавказа, с районов гор «Арамази».
Былое тесное соседство болгар и суваров с местными кавказскими народами находит свое проявление в традиционной культуре и языке чувашей. К примеру, в чувашском языке имеется несколько десятков грузинских слов (грузинское слово симес «еда» - чувашское çимĕç; циви «холодный» - сивĕ; хумалак «хмель» - хăмла и др.); армянских слов (армянское тохмах «толкуша» - чувашское тукмак; варель «кипеть» - вĕре; тесак «сорт» - тĕс и др.).
На Северном Кавказе, в Приазовье и Причерноморье сувары и болгары смешивались с ираноязычными сарматами и аланами, хазарами и кавказскими народами, что отразилось в изменении физического типа болгар и сувар, а в последующем в появлении у них потомков - чувашей - европеоидов кавказского типа.
Этнокультурные параллели между болгарами, ушедшими на Дунай, с одной стороны, и на Среднюю Волгу - с другой, находят свое наиболее рельефное выражение в общности, а то и идентичности многих элементов материальной и духовной культуры их потомков - дунайских болгар и чувашей. Они достаточно хорошо выявлены как чувашскими, так и болгарскими исследователями. Так, древнеболгарские слова в «Именнике болгарских ханов» («Именник на българските ханове») расшифровывают с помощью чувашского языка. Причем ряд зафиксированных в нем имен сходен с дохристианскими чувашскими именами. Многие слова славянского языка дунайских болгар сходны с чувашскими и не содержатся в других тюркских языках (болгарское слово душек «перина» - чувашское тӳшек; капия «калитка» - хапха; бирли «соединяться» - пĕрле; дин «вера» тĕн; дотерам «заставить» - тутарам; ексик «брезгливое существо» - йĕксĕк; хак «цена» - хак; врел «горячий» - вĕри; ветав «старый» - ватă; кака «старшая сестра» - акка, аппа; хисеп «счет» - хисеп; керка «дочка» - хĕр; белек «знак» - паллă; дост «друг» - тус; енджик «сумка» -енчĕк; ергень «парень» - еркĕн и т.д.). В прошлом много общего обнаруживалось в покрое женской одежды, головных уборах и орнаменте, предметах быта, народных поверьях, обрядах и обычаях дунайских болгар и чувашей.
- Оглавление - экзаменационые вопросы и ответы по икч с. А. И.
- Этногенез чувашского народа
- Государственные символы Чувашии
- Чувашия в годы Великой Отечественной войны
- 4 Ноября 1941 года город Чебоксары был подвергнут бомбардировке — в тёмное время суток Чебоксары бомбил один самолёт, сбросив около 20 бомб.
- Архитектор Егоров и герой Отечественной войны 1812 года Кикин
- Понятие культуры
- Ашмарин
- 1. Болгары и сувары на Северном Кавказе
- 2. Вклад Ульянова в развитие просвещения чувашей
- История и культура Волжской Болгарии
- И. Я. Яковлев
- 1. Формирование болгарской народности в 10-13 веках
- 2. Традиционная хозяйственная культура чувашей
- 1. Нашествие монголо-татар на Волжскую Болгарию. Оборона Тигашевского городища. Золотая Орда и Казанское ханство в исторической судьбе чувашского народа.
- 1.Нашествие монголо-татар и борьба Волжской Болгарии против завоевателей
- 2. Чувашский национальный костюм: истоки и особенности.
- 1. Ученый-востоковед н.Я. Бичурин
- 2. Поселения, жилища и постройки чувашей, посуда и утварь
- 1. Музыкальное искусство Чувашии: становление и развитие.
- 2. Культура питания, традиционная кухня чувашей.
- Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Его историческое значение. Взаимное культурное обогащении двух народов.
- 2. Культурные связи Чувашии и Украины в наши дни (2004-2013).
- Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.
- 2. Общественный и семейный быт чувашей.
- Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт и гражданин.
- 2. Чувашская народная педагогика. Этнопедагогика г.Н. Волкова. «Чувашская этнопедагогика» г. Н.Волкова в современной школе.
- 1.Учреждение самостоятельной чувашской епархии во главе с епископом Германом.
- Уроженец Чувашии а.Н. Крылов – выдающийся русский и советский кораблестроитель.
- Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.
- 2. Выдающиеся чувашские спортсмены.
- «Держава гунну». Атилла.
- 2. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).
- Культура и просвещение в Среднем Поволжье в XVIII – XIX вв.
- 2. Метеорологические знания чувашей. Наблюдения за погодой. Народный календарь.
- Индустриализация, коллективизация и культурная революция в Чувашии.
- 2. Чувашская письменность.
- Христианизация Чувашского края и её влияние на историческую судьбу чувашского народа.
- К.В. Иванов – основоположник чувашской художественной литературы.
- Расселение болгарских и суварских племен в Среднем Поволжье. Болгарский союз племен.
- 2. Традиционная (дохристианская) чувашская религия и её связь с древней мировой религией зороастризмом.
- 2.2 Чувашские боги и духи
- Открытие Волжского филиала Московского энергетического института. Его роль в развитии науки и культуры в Среднем Поволжье.
- Культ киреметя. Обряд «языческого» жертвоприношения.
- Возникновение и развитие чувашской советской литературы. Организация Союза писателей часср (1934 г.).
- Представления древних чувашей о строении мира. Мифы о мироздании.
- Чувашский государственный университет имени и.Н. Ульянова – один из крупнейших центров образования, науки и культуры.
- Мифология и традиционная религия чувашского народа.
- А.А. Кокель – основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства.
- Чувашские праздники встречи Нового года и весны (çăварни, мăнкун, сурхури).
- Образование Чувашской автономной области и ее преобразование в часср: историческое и культурное значение.
- Земледельческие праздники и обряды чувашей (акатуй, çинçе, чÿк, чÿклеме).
- Театральное искусство и кино Чувашии: история и современность.
- Молодежные и детские праздники и обряды («Сурхури», «Хӗр сӑри», «Сӗрен», «Хӗр аки»).
- Развитие культуры и науки Чувашии в 1920-1930-е гг.
- Симбирская чувашская учительская школа – центр подготовки творческой интеллигенции чувашского и других народов Поволжья.
- Чувашская диаспора. Истоки формирования и современное состояние. Чувашский национальный конгресс.
- Чувашская народная вышивка и орнамент.
- Культурное строительство в Чувашия в 1945 – 1991 гг.
- Газета «Хыпар». Становление и развитие печати в Чувашии.
- Культурная жизнь Чувашской Республики в наши дни (1990-2013 гг.).