logo search
История - Конспект лекций и приложения

Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.

На рубеже VI - IХ вв. древняя Русь переживает период перехода от первобытной общины к феодальным отношениям, завершившийся формированием раннефеодального государства.

Первые условия формирования государственности на Руси появляются уже в VI в. К IХ в. государство стало насущной необходимостью и заменило внешне сходные с ним органы племенного управления.

Процесс образования государства сопровождался во-первых - процессом распада родовых отношений и рождением феодальных, во-вторых – формированием крупных политических образований, массовой колонизацией, покорением соседних племен, соперничество с мировыми державами. Первый процесс находится в тесной взаимосвязи со вторым.

Образование государства у вост. Сл. было связано с развитием производительных сил у земледельческих племен. Выражалось это в появлении таких орудий труда и такого количества уже расчищенных и распаханных земель, которые позволили сократить размеры трудового коллектива до одной крестьянской семьи. Особенно это характерно для южных районов, в отличие от северных, где до VIII в сохранялись кровнородственные отношения. Подобные перемены привели к постепенному распаду рода, появлению более мелких крестьянских подворий, а соответственно и к образованию соседской общины, способной вынести тяжесть сословной организации общества. К VIII в. древнерусская община представляла собой сложную организацию с присутствием имущественного неравенства, различий в условиях быта, появлением дружин и огромных укрепленных сёл с тысячным населением.

Однако, ослабление родовых связей и образование соседской общины создает условия для развития различных форм экономического и внеэкономического принуждения. Семейный двор, как ячейка соседской общины, становится в большей степени зависимой от природных и погодных условий, демографической ситуации, вооруженных конфликтов и т.д. Это обусловило появление новой структурной формы, дававшей обществу более твердую опору – феодального двора. Феодальный двор явился хранилищем неприкасаемого запаса зерна, на случай неурожая общины, оружейным и железоделательным центром, опорным центром вооруженной охраны.

Археологические находки подтверждают активное развитие торговых отношений в этот период, в том числе и международных, также активно повлиявших на формирование государственности у вост. сл. (это подтверждают находки кладов восточных монет VII - начала IХ вв. в Приднепровье, на Оке, в Поволжье, Новгородской земле).

В процессе развития внутриобщинных отношений появилось и имущественное неравенство. К нему приводило: а)уничтожение принципа принудительного уравнительного распределения, б)замена родовой собственности на семейную и личную, в) неравномерное накопление прибавочного продукта.

В IX в. на Руси появляются первые признаки формирования племенной знати, ставшей основой для касты феодалов.

До этого момента владение землей не играло большой роли в обеспечении могущества властителей. Основными источниками их богатства были поступления от торговли и военная добыча. С IX в. как военная, так и светская власть получают большие экономические возможности, что постепенно превращает их в военно-политическую элиту.

В начинают расти земельные владения князей и знатных дружинников. Подчинение земельных угодий происходило двумя способами:

- размещение на контролировавшихся знатью землях личных рабов;

- закабаление некогда свободных крестьян (закабаление за долги (за купу), заключение договоров на выполнение тех или иных работ (ряд), вступление под покровительство князя с условием защиты общины от внешних врагов, подчинение свободных крестьян силой оружия).

В IX в. возникают первые вотчины (крупные хозяйства феодального типа).

Однако, замедленный процесс феодализации сопровождается сохранением на бытовом уровне понятий, обозначавших родовую общину (вервь), домовладыку (князь), младших членов семьи (челядь).

Предпосылкой формирования государственности у вост. сл. являлось также и наличие союзов племен. Подобные союзы являлись прототипом западных протогосударств. У вост. сл. их количество в рассматриваемы период колебалось от десяти до пятнадцати. По некоторым источникам сохранились их названия: Савня, Артания, Куяба. Создание союзных племен обуславливалось необходимостью защиты границ от внешних врагов.

Данные обстоятельства способствовали формированию эффективной системы управления. Б.Н. Рыбаков подчеркивает, что во многих союзах племен существовала уже обособившаяся от общества княжеская власть. В ряде союзов уже проявлялась возможность передачи власти по наследству (у древлян во главе управления стоял князь; «держали землю», т.е. управляли ею «лучшие мужи», права которых периодически подтверждало народное собрание - «земля», города управлялись выборными старейшинами).

Т.о., к началу IX в. славянские союзы племен являлись готовыми протогосударствами афинского типа, в силу сложившейся системы управления, близкой к стилю античных городов-полисов.

Многие предпосылки образования Древнерусского государства аналогичны тем, что складывались и в других странах Европы:

Однако, как в зарубежной, так и в отечеств. литературе получила распространение т.н. «нормандская теория» образования государства у вост.сл. – призвание варягов. Сторонниками распространения данной теории принято считать немцев Готлиба Байера (1694 – 1738) и Герарда Миллера (1705 – 1783). Эта теория официально была распространена в России в 30-40 гг. XVIII в. во времена «бироновщины» и преувеличивала роль влияния варягов на процесс образования государства у вост. сл. Впервые против этой теории выступили русские ученые во главе с М.В. Ломоносовым. Они отрицали абсолютное влияние варягов на формирование восточно - сл. государства и утверждали самобытность его образования.

Следует заметить, что скандинавские племена в IX в. сами еще не знали государственности. Отряды викингов возглавлялись военными предводителями – конунгами, не являвшимися абсолютной властью. Основным родом занятий этих отрядов была 1) торговля с другими странами, в т.ч. и с Византией и с Русью– где основной торговый путь носит название «из варяг в греки», 2) наем в военные дружины, в т.ч. и в дружины вост. сл., и в войска Византии, и др. стран Европы, 3) наем в телохранители к князьям и императорам (в т.ч. Византии). Варяги часто выступали и в роли союзников русских князей в военных походах. Это не исключало взаимное влияние равносильного как в ту, так и в другую сторону. Известно присутствие подобных наемников в дружинах Новгорода, у Киевских князей. При раскопках вдоль торгового пути «из варяг в греки» обнаружены захоронения по скандинавским обычаям, и в конце концов, летописи сообщают нам, что некоторые из скандинавов были католиками.

Нельзя также отвергать вероятность временного подчинения варягам славянских городов, становившихся торговыми и военно-политическим центрами. По мнению многих ученых на их месте могли возникать т.н. варяжские княжества, носившие агрессивно-военный характер, в противовес мирным славянским городовым областям.

Отсюда можно сделать вывод, что Русь знала варягов задолго до прихода Рюрика. Рюрик вокняжился в Новгороде, вероятно после кратковременного пребывания в более северном поселении, основанном варягами – Ладоге, Синеус распоряжался в Белоозере, а Трувор в Изборске. Система их правления напоминала наместничество – правление представителей князя, обладавших ограниченными правами на подвластные им земли.

Летописи говорят об объединении различных восточнославянских земель после смерти Рюрика и о завоевании в 882 году родственником и преемником Рюрика Олегом Киева.

Основываясь на вышесказанном можно сделать следующий вывод: роль варягов в образовании государства вост. сл. можно сравнить с ролью катализатора государствообразующего процесса.

Христианизация Руси.

Одним из самых крупных и имевших долгосрочное влияние на Русь стало принятие христианства в качестве государственной религии.

К Х в. Русь представляла собой территорию сосредоточения множества не только народностей, но и вероисповеданий. Наряду с язычеством здесь к этому времени были известны такие религии, как ислам, иудейство, буддизм, христианство. Хотя традиционные обряды пользовались у руссов определенной популярности, однако ярых ревнителей язычества на землях вост. сл., по всей видимости, не было. В городах на пути из варяг в греки частыми гостями были иноземные купцы, в том числе и христиане. Среди дружинников киевских князей также встречались крещеные воины. Договор, заключенный князем Игорем с Византией в 944 г. подписали и воины-язычники, и христиане, занимавшие высокое положение в киевском обществе. В то же время в Киеве существовала церковь Ильи Пророка, одноименный храм существовал и в Константинополе, причем прихожанами там были в основном наезжавшие в Византию древнерусские купцы-воины. Во второй половине Х в. существовали христианские храмы в Новгороде, в др. городах на пути из варяг в греки.

Одним из первых основных событий на пути принятия христианства на Руси стало крещение княгини Ольги. Место крещения Ольги остается спорным вопросом, однако важным остается сам факт присутствия на троне первого правителя-христианина.

Т.о., Русь конца IX – нач. Х в. можно считать землей полуязыческой, не принадлежавшей официально ни одной конфессии и период правления Ольги и ее сына Святослава был периодом относительно мирного сосуществования христианства и язычества.

После смерти Святослава в 972 году и прихода к власти Владимира, язычество переживало подъем: в Киеве в 980 году по приказу князя было организовано языч. святилище с пантеоном богов. Однако, через несколько лет Владимир понял бесперспективность старой религии. Принял крещение и приступил к обращению в христианство своих подданных. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимиру не хотелось мириться. Внешние обстоятельства способствовали усилению Руси: законная власть Византии обратилась к Владимиру за помощью в подавлении очередного бунта. Владимир согласился послать войско к Константинополю, потребовав в обмен согласия императора на свой брак с царевной Анной. Согласие было дано, с условием крещения жениха.

Восстание было подавлено и вскоре в г. Херсонес произошло бракосочетание. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных, рассматривая это событие как государственный акт.

Но, - юг – север (Новгород, Ростов) – город, село - отличия

После формального крещения – задача христианского просвещения (первонач. Русская церковь подч. Болгарской метрополии, отделившейся от Константинополя в 9 веке).

Последствия: - Русь была признана как христианское гос-во – новый ур. взаимоотношений с Европой

- рус. Церковь, развиваясь в сотрудничестве с гос-вом, стала объединяющей силой

- хрис-во смягчило процесс вхождения финнояз. и тюркских народностей с состав киевской Руси

- культурное развитие

Вопросы к семинарам:

  1. Особенности и характерные черты славянского феодализма.

  2. Предпосылки и основные направления формирования русской государственности.

  3. Особенности, основные этапы и результаты принятия христианства на Руси.

Литература:

  1. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1998.

  2. Ловьмянский Г. Русь и норманны. М., 1985.

  3. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

  4. Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории. К. 1987.

©Медвецкий А.Ф.