Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
Первым научную, типологическую классификацию создал в начале ХХ в. А.С.Лаппо-Данилевский.
В качестве основания для своей классификации А.С.Лаппо-Данилевский избрал степень близости источника к отраженному в нем событию. Согласно ей все исторические свидетельства он поделил на источники, изображающие факт и источники, обозначающие факт. Первые он назвал остатками культуры, вторые - историческими преданиями. К Остаткам культуры А.С.Лаппо-Данилевский относил вещественные памятники и юридические акты. К преданиям создатель классификации относил все словесные и письменные свидетельства.
Классификация А.С.Лаппо-Данилевского была методологически обо-снованной и отвечала потребностям конкретно-исторических исследований. Поэтому она естественным образом вошла в методологический арсенал советской исторической науки и господствовала в ней вплоть до середины 50-х годов ХХ в. Это время ознаменовалось обращением историков к теоретико-методологическим аспектам науки. Исследователи рассматривали и проблему классификации. В итоге дискуссий после ряда неудачных попыток сложились современные, действующие класси-фикации источников.
Наибольшее признание получили классификационные схемы Л.Н. Пушкарева, обнародованные им в 1975 году. Рассмотрим его типологическую схему. Все исторические источники он поделил на семь типов: 1) вещественные (археологические), 2) письменные, 3) устные (фольклорные), 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фото, - кинодокументы и 7) фонодокументы.
В настоящее время большинство источниковедов и историков придерживается более совершенной видовой классификации, созданной Л.Н. Пушкаревым.
Однако, как бы ни был хорош источник, он не может существовать вне исследования. Т.е. историк не может ограничиться лишь простым накоплением исторических источников, не исследуя их.
И тогда историк сталкивается с несколькими неразрешимыми противоречиями:
Во-первых, опираясь на свидетельства исторического источника, историк, в конечном счете, руководствуется стремлением “знать прошлое так, как будто видел его своими глазами”, то есть превратиться в “свидетеля” прошедших событий. Но именно этого историк никогда сделать не сможет. Ниоткуда не следует, что очевидец события, зафиксировав его в первоисточнике, действительно “знает” его, то есть понимает его смысл и значение... А если это не первичный источник, а, например, списки с летописи, или списки со списков? И, предположим, в какой-либо из списков закралась ошибка, случайно или преднамеренно? А если на основе данных, полученных из подобных «источников» пишутся учебники и научная литература? Отсюда получается, что историк как бы видит прошлое на расстоянии, сквозь призму других людей и их впечатлений об увиденном. У него не получится воспроизвести прошедшее. Историк хочет знать прошлое как прошлое, следовательно, в контексте позднейших событий, накопленного человечеством опыта.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ:
Основные исторические концепции:
«мировой дух в истории» Гегеля.
«Возможность светлого будущего» в теории К. Маркса.
«Осевое время» в теории К. Ясперса.
«Три души истории», «Закат Европы» О. Шпенглера.
Зарождение цивилизаций по Тойнби.
Теория мировых культур П. Сорокина.
История и истина.
Граница объективного познания прошлого.
Типология исторических источников.
ЛИТЕРАТУРА:
Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 т. М., 1988 г.
Ключевский В.О. Сочинения: в 9 томах., М., 1987 г.
Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей». М., 1993.
Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории». Ростов н/Д., 1997.
Соловьев С.Н. «Чтения и рассказы по истории России». М., 1989.
Головатенко А. История России: спорные проблемы: Учебное пособие. М., 1994.
Ипполитов Г.М. Некоторые актуальные проблемы истории: Учебное пособие. Самара. 2000.
История Отечества с древнейших времен до начала ХХ в: Учебник. М., 1995.
История Отечества. Новые подходы к содержанию предмета: Учебное пособие. Псков, 1995.
История России IX-XXвв. Курс лекций. М., 1996.
История России. Проблемы цивилизационного выбора: Учебное пособие / под общей ред. В. В. Рыбникова и В. А. Динеса. Саратов, 1999.
Орлов А.С. и др. История России: Учебник. М., 1997.
Щукин А. И. Знаменитые россияне. Биографический словарь-справочник. М., 1996.
- Федеральное агентство связи
- Лекция №1 введение в историческую науку развитие истории как науки и возникновение основных исторических концепций.
- Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
- Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории
- 3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.
- Россия в мировом сообществе цивилизаций.
- Лекция №2 цивилизация древней руси. Эволюция восточно-лавянской государственности в XI - XIII вв.
- 1. Этногенез восточных славян
- 2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
- Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.
- Лекция № 3 социально-политические изменения в русских землях в XIII — XV вв.
- 3. Основные этапы складывания Московского централизованного государства.
- Лекция №4. Московское государство: на пути к деспотии восточного типа
- Военно-политические и социальные итоги Смуты
- Петровская модернизация.
- Эпоха Екатерины II – время "просвещенного абсолютизма" в России
- §1. Мировые цивилизации в xiXвеке
- Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
- Этапы реформирования россии (первая четверть XIX в.)
- Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-х - начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России.
- Лекция №8. Цивилизационый выбор российского общества в начале XX в.: революция и реформы
- Характеристика российской промышленности
- Состояние сельского хозяйства
- Положение в торговле
- Транспорт в Российской империи
- Российское общество: социальная стратификация
- Социальная стратификация населения России на 1897 г.
- Россия идейно-политическая: генезис политических партий
- Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)
- Годовые доходы офицеров европейских армий (в рублях) в 1892 г.
- Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
- Этапы революции
- Значение революции
- Расклад политических сил в III Государственная дума
- Реформы п.А. Столыпина: замыслы и реалии п.А. Столыпин: необходимы предварительные рассуждения
- П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
- ©Медвецкий а.Ф. Лекция №9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Расстановка сил на мировой арене и приоритеты внешней политики Российской империи
- Внешняя политика Российской империи (1905 – 1914 гг.)
- “Последний военный ренессанс” императорской России
- Россия в первой мировой войне
- ©Ипполитов г.М. Лекция №10. Революция 1917 года Несколько предварительных замечаний
- §1. Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения
- Революция 1917 года в России — это закономерность.
- §2. Россия, год 1917, год революционный: как это было?
- Партийный состав Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
- §3 Рождение новой государственности
- Лекция №11. Гражданская война в россии (1917 – 1922 гг.): противостояние, братоубийство и попытки строительства нового мира
- §1. Русская гражданская война: причины, периодизация, противобор-ствующие стороны
- Фазы гражданской войны в России
- Численность боевых сил белого движения на фронтах гражданской войны
- Соотношение сил белых и красных по всем фронтам (по состоянию на октябрь 1919 г.)
- §2. О роли и месте иностранной военной интервенции
- Количество средств, поставленных а.И. Деникину в 1919 – 1920 гг.
- §3. О трагедии раздвоения русского офицерства
- §4. Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России
- §5. Почему победили красные?
- §6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
- Национально-государственные особенности политической системы
- Причины и истоки «холодной войны»
- Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
- Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"
- Ссср на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы
- Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!
- Понятийно-категориальный аппарат
- Явления — результат влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
- Пояснения к словарю
- Приложения
- Из истории планеты и ее обитателей
- Сколько стоит смерть и жизнь
- Война и мир
- Важнейшие показатели первой и второй мировых войн
- Характерные черты тоталитаризма:
- Диалектически противоречивые проблемы сообщества мировых цивилизаций на современной этапе их истории
- Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
- Некоторые характерные черты постиндустриального общества
- Раритеты научно-справочных изданий
- Материалы русской истории
- Сергей Михайлович Соловьев "История России с древнейших времен"
- Н.М. Карамзин "История государства Российского"
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
- Митрополит Макарий "История Русской церкви"(оглавление)