2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
На основании данных археологических и письменных источников ученым удалось достаточно полно восстановить картину жизни восточных славян.
Хозяйственно - бытовой уклад. Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Во второй половине I тыс. н.э. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Культивировались рожь, ячмень, овес, лен и др.
Ремесло отделилось от земледелия в VI — VIII вв. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Наши далекие предки были прекрасными мастерами. Только из стали и железа они производили свыше 150 видов различных изделий.
Промыслы (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.
Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
Главные торговые пути проходили по рекам Волхову — Ловати — Днепру (путь "из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке.
Товарами славяно-русов были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.
Господство семейной общинной собственности было преобладающим. Возросшая производительность различных отраслей экономики позволила вести самостоятельное хозяйство более мелким группам славян. В силу чего родовая община, в которой все принадлежало целому роду, распалась на более мелкие, семейные. Но и в ней земельные угодья, скот, орудия труда, строения принадлежали всей семье, а не только их главам.
Вместе с тем начинается постепенная концентрация материальных благ в руках племенной знати. Однако частная собственность не была превалирующей. Свободный труд общинников преобладал в хозяйстве, рабский же труд не имел широкого распространения.
Военная добыча занимала важнейшее место в числе источников существования славяно-русов. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли — таковы были главные цели их походов в сопредельные и дальние земли.
Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточно-славянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX в. скандинавы называли Русь "Гардарика"— страна городов.
Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.
Негородские поселения постепенно утратили свои защитные сооружения, а также компактное расположение в пределах одного рода, и увеличивались в размерах. Все это свидетельствовало о разложении патриархально-родового строя.
Жили славяне в больших избах-клетях, где обитало 30-35 человек, то есть целая семья. Несколько таких домов составляли поселение соседской общины, а число построек в нем достигало 200 — 250.
Социально-политическое устройство славяно-русов представляло собой военную демократию. Она означала, как уже выше отмечалось, власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти первобытного коллективизма и демократии.
Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важные вопросы жизни общины решались общим советом — вече, на которое сходились домохозяева известной округи независимо от того выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин, ответственный перед вервью.
По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начали играть более весомую роль в ее жизни. Аналогичное общинное устройство было характерно и для городов. Подчеркивая приверженность славян общинной демократии, Прокопий Кесарийский писал, что они не управляются одним человеком, а живут в народоправстве (демократии).
Военная организация восточных славян имела достаточно высокий уровень развития для своего времени. Ее основу составлял вооруженный народ. По решению вече и в зависимости от условий на войну выступают или весь народ, или отряд лучших воинов — дружинников (от «друг» — спутник на войне) во главе с князем.
Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал. Русы наводили страх на соседей своими частыми опустошительными набегами. В 551 г. славяне вторглись в Византийскую империю в количестве 3 тысяч воинов и дошли до Эгейского моря и Иллирии. В 623 г.они опустошили окрестности Константинополя, в 676 году — пытались взять Солунь (Салоники). В 813г. славяне во главе с новгородским князем Бравлином совершили поход на Сурож в Крыму и о. Эгина в Эгейском море.
В 860 или в 866 г. киевский князь Аскольд высадился у Константинополя, сжег его пригороды и принудил императора Михаила заключить с росами договор "мира и любви".
Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, осадные машины.
Вооружение славян составляли: мечи, луки с отравленными стрелами, копья, шиты, боевые топоры. В битвах они, как правило, строились в несколько глубоких колонн, составленных по родовому признаку. Бесстрашные славянские воины были желанными наемниками для Византии и даже входили в состав телохранителей ее императоров.
Протогосударства у восточных славян существовали в форме военно-племенных союзов, когда сложились межплеменные объединения и древние славянские города и там, где появилось государство.
В.О.Ключевский пришел к выводу о существовании в VI в. н.э. мощного племенного союза дулебов на северо-восточных склонах Карпат.
О племенных союзах VII в. Дулеба и Валинана на территории современной Волыни, их вождях Вандж-Славе и Маджаке писал арабский географ Масуди.
"Повесть временных лет" сообщает о самостоятельных княжениях в VIII - IX вв. в Новгороде, Ладоге, Полоцке. Киеве, у племени древлян.
С VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. Однако, древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового; трех типов образа жизни — оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северо-кавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории славяно-русского протогосударства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, — это язык.
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество — это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.
На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами — русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра — Стрибог, Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор "Слова о полку Игореве" называет русский народ "Даждьбоговыми внуками".
На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.
На третьем этапе развития языческой религии появляется "Бог богов", удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога — громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: Дружинным — Перуном (впоследствии — княжеским богом), а купцы — Белесом — богом скота (впоследствии — богом богатства и торговли).
Ментальность славяно-русского общества отличалась рядом характерных черт:
Религиозное языческое мировоззрение. Приоритет коллективизма в общественном сознании.
Высокая толерантность по отношению к другим народам, религиям, культуре, ментальностям.
Прямодушие, честность, гостеприимство, непритязательность славян отмечали многие авторы I тыс. н.э.
Итак, вышеизложенное позволяет сделать следующее обобщение: содержание процесса этногенеза восточных славян свидетельствует об общности начального периода истории русского и других славянских народов Европы. В рамках его сложился комплекс факторов, оказавших и оказывающих долгосрочное влияние на исторические судьбы России и ее народов, самобытность российской цивилизации.
Вопросы к семинарам:
Проблема этногенеза восточных славян.
Проблема возникновения названий «славяне», «Русь».
Экономические, социально-политические и духовные процессы вост. сл. в нач. 1-го тыс. н. э.
Литература:
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. М., 1991.
Бердяев Н.А. Душа России//Русская идея, М.1991.
Гоборев В.Г. Преыистория Руси. М., 1994.
Греков Б.Л. Из истории культуры древней Руси. М., 1944.
Греков Б.Л. Киевская Русь.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн.1. М., 1997.
Кандыба В.М. История Русского народа до ХII в. М., 1995.
Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.
- Федеральное агентство связи
- Лекция №1 введение в историческую науку развитие истории как науки и возникновение основных исторических концепций.
- Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
- Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории
- 3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.
- Россия в мировом сообществе цивилизаций.
- Лекция №2 цивилизация древней руси. Эволюция восточно-лавянской государственности в XI - XIII вв.
- 1. Этногенез восточных славян
- 2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
- Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.
- Лекция № 3 социально-политические изменения в русских землях в XIII — XV вв.
- 3. Основные этапы складывания Московского централизованного государства.
- Лекция №4. Московское государство: на пути к деспотии восточного типа
- Военно-политические и социальные итоги Смуты
- Петровская модернизация.
- Эпоха Екатерины II – время "просвещенного абсолютизма" в России
- §1. Мировые цивилизации в xiXвеке
- Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
- Этапы реформирования россии (первая четверть XIX в.)
- Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-х - начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России.
- Лекция №8. Цивилизационый выбор российского общества в начале XX в.: революция и реформы
- Характеристика российской промышленности
- Состояние сельского хозяйства
- Положение в торговле
- Транспорт в Российской империи
- Российское общество: социальная стратификация
- Социальная стратификация населения России на 1897 г.
- Россия идейно-политическая: генезис политических партий
- Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)
- Годовые доходы офицеров европейских армий (в рублях) в 1892 г.
- Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
- Этапы революции
- Значение революции
- Расклад политических сил в III Государственная дума
- Реформы п.А. Столыпина: замыслы и реалии п.А. Столыпин: необходимы предварительные рассуждения
- П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
- ©Медвецкий а.Ф. Лекция №9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Расстановка сил на мировой арене и приоритеты внешней политики Российской империи
- Внешняя политика Российской империи (1905 – 1914 гг.)
- “Последний военный ренессанс” императорской России
- Россия в первой мировой войне
- ©Ипполитов г.М. Лекция №10. Революция 1917 года Несколько предварительных замечаний
- §1. Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения
- Революция 1917 года в России — это закономерность.
- §2. Россия, год 1917, год революционный: как это было?
- Партийный состав Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
- §3 Рождение новой государственности
- Лекция №11. Гражданская война в россии (1917 – 1922 гг.): противостояние, братоубийство и попытки строительства нового мира
- §1. Русская гражданская война: причины, периодизация, противобор-ствующие стороны
- Фазы гражданской войны в России
- Численность боевых сил белого движения на фронтах гражданской войны
- Соотношение сил белых и красных по всем фронтам (по состоянию на октябрь 1919 г.)
- §2. О роли и месте иностранной военной интервенции
- Количество средств, поставленных а.И. Деникину в 1919 – 1920 гг.
- §3. О трагедии раздвоения русского офицерства
- §4. Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России
- §5. Почему победили красные?
- §6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
- Национально-государственные особенности политической системы
- Причины и истоки «холодной войны»
- Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
- Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"
- Ссср на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы
- Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!
- Понятийно-категориальный аппарат
- Явления — результат влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
- Пояснения к словарю
- Приложения
- Из истории планеты и ее обитателей
- Сколько стоит смерть и жизнь
- Война и мир
- Важнейшие показатели первой и второй мировых войн
- Характерные черты тоталитаризма:
- Диалектически противоречивые проблемы сообщества мировых цивилизаций на современной этапе их истории
- Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
- Некоторые характерные черты постиндустриального общества
- Раритеты научно-справочных изданий
- Материалы русской истории
- Сергей Михайлович Соловьев "История России с древнейших времен"
- Н.М. Карамзин "История государства Российского"
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
- Митрополит Макарий "История Русской церкви"(оглавление)