logo
История - Конспект лекций и приложения

2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.

На основании данных археологических и письменных источников уче­ным удалось достаточно полно восстановить картину жизни восточных сла­вян.

Хозяйственно - бытовой уклад. Земледелие являлось главной отрас­лью хозяйства. Во второй половине I тыс. н.э. на смену подсечному земле­делию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Куль­тивировались рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI — VIII вв. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Наши дале­кие предки были прекрасными мастерами. Только из стали и железа они производили свыше 150 видов различных изделий.

Промыслы (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Главные торговые пути проходили по рекам Волхову — Ловати — Днепру (путь "из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке.

Товарами славяно-русов были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Вво­зились дорогие ткани, украшения, пряности.

Господство семейной общинной собственности было преобладаю­щим. Возросшая производительность различных отраслей экономики по­зволила вести самостоятельное хозяйство более мелким группам славян. В силу чего родовая община, в которой все принадлежало целому роду, рас­палась на более мелкие, семейные. Но и в ней земельные угодья, скот, ору­дия труда, строения принадлежали всей семье, а не только их главам.

Вместе с тем начинается постепенная концентрация материальных благ в руках племенной знати. Однако частная собственность не была прева­лирующей. Свободный труд общинников преобладал в хозяйстве, рабский же труд не имел широкого распространения.

Военная добыча занимала важнейшее место в числе источников сущест­вования славяно-русов. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли — тако­вы были главные цели их походов в сопредельные и дальние земли.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточно-славянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. византийский историк Прокопий из Ке­сарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX в. скандинавы называли Русь "Гардарика"— страна городов.

Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

Негородские поселения постепенно утратили свои защитные сооруже­ния, а также компактное расположение в пределах одного рода, и увеличи­вались в размерах. Все это свидетельствовало о разложении патриархально-родового строя.

Жили славяне в больших избах-клетях, где обитало 30-35 человек, то есть целая семья. Несколько таких домов составляли поселение соседской общины, а число построек в нем достигало 200 — 250.

Социально-политическое устройство славяно-русов представляло со­бой военную демократию. Она означала, как уже выше отмечалось, власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти первобытного коллективизма и демократии.

Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важ­ные вопросы жизни общины решались общим советом — вече, на которое сходились домохозяева известной округи независимо от того выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин, ответственный перед вервью.

По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начали играть более весомую роль в ее жизни. Аналогичное общинное устройство было характерно и для городов. Подчеркивая приверженность славян об­щинной демократии, Прокопий Кесарийский писал, что они не управляются одним человеком, а живут в народоправстве (демократии).

Военная организация восточных славян имела достаточно высокий уровень развития для своего времени. Ее основу составлял вооруженный народ. По решению вече и в зависимости от условий на войну выступают или весь народ, или отряд лучших воинов — дружинников (от «друг» — спутник на войне) во главе с князем.

Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал. Русы наводили страх на соседей своими частыми опусто­шительными набегами. В 551 г. славяне вторглись в Византийскую импе­рию в количестве 3 тысяч воинов и дошли до Эгейского моря и Иллирии. В 623 г.они опустошили окрестности Константинополя, в 676 году — пыта­лись взять Солунь (Салоники). В 813г. славяне во главе с новгородским князем Бравлином совершили поход на Сурож в Крыму и о. Эгина в Эгей­ском море.

В 860 или в 866 г. киевский князь Аскольд высадился у Константинопо­ля, сжег его пригороды и принудил императора Михаила заключить с роса­ми договор "мира и любви".

Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, осадные машины.

Вооружение славян составляли: мечи, луки с отравленными стрелами, копья, шиты, боевые топоры. В битвах они, как правило, строились в не­сколько глубоких колонн, составленных по родовому признаку. Бесстраш­ные славянские воины были желанными наемниками для Византии и даже входили в состав телохранителей ее императоров.

Протогосударства у восточных славян существовали в форме военно-племенных союзов, когда сложились межплеменные объединения и древние славянские города и там, где появилось государство.

В.О.Ключевский пришел к выводу о существовании в VI в. н.э. мощного племенного союза дулебов на северо-восточных склонах Карпат.

О племенных союзах VII в. Дулеба и Валинана на территории современ­ной Волыни, их вождях Вандж-Славе и Маджаке писал арабский географ Масуди.

"Повесть временных лет" сообщает о самостоятельных княжениях в VIII - IX вв. в Новгороде, Ладоге, Полоцке. Киеве, у племени древлян.

С VI века памятники позволяют говорить о собственной и в доста­точной степени определившейся культуре восточных славян. Однако, древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтни­ческих компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соеди­нения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового; трех типов образа жизни — оседлого, ко­чевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славян­ского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северо-кавказского, в пересечении влияния нескольких религи­озных потоков. Таким образом, на основной территории славяно-русского протогосударства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, — это язык.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными бо­жествами — русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра — Стрибог, Славяне думали, что их родо­словная происходит от богов. Автор "Слова о полку Игореве" называет рус­ский народ "Даждьбоговыми внуками".

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и дер­жится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в по­тусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом до­пускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожже­ния сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется "Бог бо­гов", удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии бо­гов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога — громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя бога­ми: Дружинным — Перуном (впоследствии — княжеским богом), а купцы — Белесом — богом скота (впоследствии — богом богатства и торговли).

Ментальность славяно-русского общества отличалась рядом характер­ных черт:

Итак, вышеизложенное позволяет сделать следующее обобщение: со­держание процесса этногенеза восточных славян свидетельствует об общности начального периода истории русского и других славянских народов Европы. В рамках его сложился комплекс факторов, оказавших и оказывающих долгосрочное влияние на исторические судьбы России и ее народов, самобытность российской цивилизации.

Вопросы к семинарам:

  1. Проблема этногенеза восточных славян.

  2. Проблема возникновения названий «славяне», «Русь».

  3. Экономические, социально-политические и духовные процессы вост. сл. в нач. 1-го тыс. н. э.

Литература:

  1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. М., 1991.

  2. Бердяев Н.А. Душа России//Русская идея, М.1991.

  3. Гоборев В.Г. Преыистория Руси. М., 1994.

  4. Греков Б.Л. Из истории культуры древней Руси. М., 1944.

  5. Греков Б.Л. Киевская Русь.

  6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн.1. М., 1997.

  7. Кандыба В.М. История Русского народа до ХII в. М., 1995.

  8. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

  9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.