Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
| Россия | Япония |
Численность армии (тыс. чел.). | 122 | 150/3755 |
Орудий (шт.). | 148 | 1140 |
Пулеметов | 8 | 147 |
Боевых кораблей | 63 | 80 |
Японская армия была вооружена современным стрелковым оружием. Артиллерия уступала русской по дальнобойности и скорострельности, но была легче, большую ее долю составляли горные орудия. Японские солдаты отличались природной воинственностью и дисциплиной, патриархальной нравственностью, патриотизмом. Уровень грамотности был выше, чем в русской армии. Японская армия строилась по германскому образцу, готовилась к решительным наступательным действиям. Личный состав учили приспосабливаться к местности, окапываться, вести меткий одиночный огонь.
Офицеры японской армии отличались трудолюбием, постоянным стремлением к самосовершенствованию, инициативой. Офицерский корпус формировался из самураев (японских дворян), воспитанных на воинских традициях своего сословия:
— преданность Родине и императору;
— беспрекословное подчинение старшим;
— готовность к самопожертвованию;
— безупречное выполнение требований кодекса чести и воинского долга.
В японском обществе война с Россией пользовалась популярностью. Это была первая война новой Японии с европейской державой. Между воспитанной в национальном духе японской армией и обществом, где также господствовали национальные ценности, существовало духовное единство. Японский народ готов был (в отличие от русского) терпеть огромные лишения ради победы.
Военные действия начались на море. Ночью 27 января 1904 г. японские миноносцы атаковали русскую эскадру на рейде Порт-Артура и серьезно повредили два броненосца и крейсер. Еще 26 января японские корабли обстреляли канонерскую лодку “Кореец”, пытавшуюся уйти из корейского порта Чемульпо (Ичхон). На следующий день командир японской эскадры потребовал, чтобы крейсер “Варяг” и “Кореец” покинули порт. Не желая подвергать опасности иностранные корабли, стоящие на рейде, командир крейсера капитан 1 ранга В. Ф. Руднев отдал приказ прорываться в Порт-Артур. Русские корабли приняли бой с вражеской эскадрой в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев. Двум японским крейсерам были нанесены тяжелые повреждения, но и “Варяг” был лишен возможности продолжать бой. Экипажи кораблей проявили героизм и самопожертвование, раненые моряки, в том числе и сам командир, не покидали своих боевых постов.
В середине апреля 1904 г. начались боевые действия на суше. Главнокомандующим всеми вооруженными силами России на Дальнем Востоке был адмирал Е.И. Алексеев, являвшийся также наместником императора в регионе. Алексеев проявил себя как бездарный стратег, он недооценил мощь японской армии и флота, не принял меры по укреплению Порт-Артура с суши. Непосредственно боевыми действиями сухопутных войск руководил командующий Маньчжурской армией генерал А.Н. Куро-паткин6.
Русское командование позволило японцам практически беспрепятственно занять Корею, и лишь на китайско-корейской границе, проходившей по реке Ялу, им был дан бой. Овладев стратегической инициативой, японское командование в конце апреля организовало успешную высадку войск на Ляодунском полуострове. Связь Порт-Артура с Маньчжурской армией была прервана, 3-я армия японцев под командованием генерала М. Ноги численностью 60 тыс. человек, с 400 орудиями начала осаду крепости. Борьба за Порт-Артур стала центральным пунктом войны. С потерей крепости Россия лишалась главной базы флота, сильнейшей эскадры.
Гарнизон Порт-Артура возглавляли бездарные генералы А. М. Стессель и А.В. Фок. Они не сумели организовать оборону на дальних подступах к городу, сдали без боя Дальний, даже не разрушив портовых сооружений. Душой обороны Порт-Артура стали адмирал С. О. Макаров7, возглавивший порт-артурскую эскадру уже в ходе войны, и генерал-лейтенант Р. И. Кондратенко8, назначенный начальником сухопутной обороны крепости. Адмирал Макаров направил моряков и снятые с кораблей орудия на сухопутный фронт, организовал дозорную службу и отражение ночных атак японских миноносцев, готовил эскадру к прорыву. В операции против японских миноносцев совершил подвиг экипаж эсминца “Стерегущий” В бою с превосходящими силами противника эсминец потерял ход, погиб почти весь экипаж. Когда японцы пытались захватить разбитый эсминец, последние двое из оставшихся в живых матросов открыли кингстоны и погибли вместе с кораблем.
Организовать прорыв эскадры во Владивосток адмиралу Макарову не удалось. В марте 1904 г. его флагманский корабль — броненосец “Петропавловск” подорвался на мине. Вместе с флотоводцем погибли известный русский художник П. Верещагин и большая часть экипажа корабля. Спасти удалось лишь 73 матроса и 7 офицеров, в том числе великого князя Кирилла Владимировича.
После гибели адмирала Макарова вся тяжесть руководства обороной крепости легла на плечи генерала Кондратенко. Он сумел, в короткий срок, заново создать систему обороны, войска под, его командованием успешно отразили 4 штурма Порт-Артура, нередко переходили в контратаки. Под руководством Кондратенко широко использовались новые средства, борьбы: ручные гранаты, минометы, электризованные проволочные заграждения и т. д. Гибель генерала в декабре 1904 г. сыграла роковую роль для обороны крепости. 20 декабря 1904 г. Стессель и Фок, вопреки мнению военного совета, сдали Порт-Артур. Впоследствии за сдачу крепости, еще имевшей возможность защищаться, Стессель был отдан под суд и приговорен к расстрелу, но Николай II заменил смертную казнь тюремным заключением.
Падение Порт-Артура было предопределено также неудачами Маньчжурской армии. В августе русская армия успешно отразила атаки японцев под Ляоляном. Но, несмотря на успешные действия русских войск, Куропаткин, опасаясь возможного обхода с флангов, отдал приказ об отступлении. В сентябре —октябре 1904 г. русские войска перешли в наступление, да реке Шахэ, но из-за нерешительности командования и оно закончилось безрезультатно. Обе стороны понесли большие потери и перешли к обороне. Образовался позиционный фронт длиной 60 км.
В Мукденском сражении в феврале 1905 г. русская армия потерпела тяжелое поражение и отошла с большими потерями на заранее подготовленные Сыпингайские позиции. Хотя русские вскоре снова получили численный перевес, успехи не последовали, так как моральный дух армии, а главное, русского общества был сломлен. Активных боевых действий на суше — до конца войны больше не велось.
Поражение России закрепил мирный договор, заключенный в американском городе Портсмуте в августе 1905 г. Переговоры с русской стороны вел Витте. Ему удалось добиться отказа Японии от требований получить весь Сахалин, контрибуцию от России и интернированные в нейтральных портах корабли. Но Россия признала Корею сферой японского влияния, уступила Японии Южный Сахалин, арендные права на Порт-Артур и Дальний, южную ветку КВЖД. Витте сумел своей открытостью для прессы и американской общественности создать в США настроение в пользу России, что немало способствовало отказу Японии от некоторых требований. За сравнительно успешное заключение мира ему был пожалован титул графа. Но русская общественность не так высоко оценила его заслуги: он получил насмешливое прозвище графа “полусахалинского”.
Результатом поражения России были территориальные, материальные и людские потери (Россия потеряла 270 тыс. человек, в том числе 50 тыс. человек убитыми; Япония столько же, но убитыми 86 тыс. человек), а также обострение революционного кризиса в стране. И эти выводы не могли быть поколеблены теми обстоятельствами, что война проходила на весьма удаленном театре военных действий, куда вела лишь одна недостроенная железная дорога, и что Япония пользовалась огромной помощью Англии и США (эти страны предоставили ей кредитов на 410 млн долларов, что покрыло 40% военных расходов).
РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 гг.В советской историографии было принято характеризовать революцию 1905 – 1907 гг. по задачам и движущим силам как буржуазно-демократическую по аналогии с революциями XVIII – XIX вв. в Западной Европе. Здесь мы имеем дело с формационным подходом к изучению истории.
Революция касалась глобальных для страны проблем, она была первой из тех, которые представляли собой попытку снизу разрешить накопившиеся противоречия и решить проблему выбора цивилизационного пути развития.
В этот период основная масса населения стояла вне политики и боролась за улучшение положения в рамках своего уклада.
1. Рабочие требовали восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы, разрешения деятельности профсоюзов, введения демократии.
2. Крестьяне выступали за охрану почвенного уклада и улучшение своего положения:
— отмену частной собственности на землю;
— ликвидацию помещичьего землевладения;
— предоставление права крестьянам самим устанавливать порядок владения землей.
- Федеральное агентство связи
- Лекция №1 введение в историческую науку развитие истории как науки и возникновение основных исторических концепций.
- Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
- Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории
- 3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.
- Россия в мировом сообществе цивилизаций.
- Лекция №2 цивилизация древней руси. Эволюция восточно-лавянской государственности в XI - XIII вв.
- 1. Этногенез восточных славян
- 2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
- Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.
- Лекция № 3 социально-политические изменения в русских землях в XIII — XV вв.
- 3. Основные этапы складывания Московского централизованного государства.
- Лекция №4. Московское государство: на пути к деспотии восточного типа
- Военно-политические и социальные итоги Смуты
- Петровская модернизация.
- Эпоха Екатерины II – время "просвещенного абсолютизма" в России
- §1. Мировые цивилизации в xiXвеке
- Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
- Этапы реформирования россии (первая четверть XIX в.)
- Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-х - начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России.
- Лекция №8. Цивилизационый выбор российского общества в начале XX в.: революция и реформы
- Характеристика российской промышленности
- Состояние сельского хозяйства
- Положение в торговле
- Транспорт в Российской империи
- Российское общество: социальная стратификация
- Социальная стратификация населения России на 1897 г.
- Россия идейно-политическая: генезис политических партий
- Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)
- Годовые доходы офицеров европейских армий (в рублях) в 1892 г.
- Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
- Этапы революции
- Значение революции
- Расклад политических сил в III Государственная дума
- Реформы п.А. Столыпина: замыслы и реалии п.А. Столыпин: необходимы предварительные рассуждения
- П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
- ©Медвецкий а.Ф. Лекция №9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Расстановка сил на мировой арене и приоритеты внешней политики Российской империи
- Внешняя политика Российской империи (1905 – 1914 гг.)
- “Последний военный ренессанс” императорской России
- Россия в первой мировой войне
- ©Ипполитов г.М. Лекция №10. Революция 1917 года Несколько предварительных замечаний
- §1. Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения
- Революция 1917 года в России — это закономерность.
- §2. Россия, год 1917, год революционный: как это было?
- Партийный состав Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
- §3 Рождение новой государственности
- Лекция №11. Гражданская война в россии (1917 – 1922 гг.): противостояние, братоубийство и попытки строительства нового мира
- §1. Русская гражданская война: причины, периодизация, противобор-ствующие стороны
- Фазы гражданской войны в России
- Численность боевых сил белого движения на фронтах гражданской войны
- Соотношение сил белых и красных по всем фронтам (по состоянию на октябрь 1919 г.)
- §2. О роли и месте иностранной военной интервенции
- Количество средств, поставленных а.И. Деникину в 1919 – 1920 гг.
- §3. О трагедии раздвоения русского офицерства
- §4. Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России
- §5. Почему победили красные?
- §6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
- Национально-государственные особенности политической системы
- Причины и истоки «холодной войны»
- Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
- Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"
- Ссср на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы
- Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!
- Понятийно-категориальный аппарат
- Явления — результат влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
- Пояснения к словарю
- Приложения
- Из истории планеты и ее обитателей
- Сколько стоит смерть и жизнь
- Война и мир
- Важнейшие показатели первой и второй мировых войн
- Характерные черты тоталитаризма:
- Диалектически противоречивые проблемы сообщества мировых цивилизаций на современной этапе их истории
- Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
- Некоторые характерные черты постиндустриального общества
- Раритеты научно-справочных изданий
- Материалы русской истории
- Сергей Михайлович Соловьев "История России с древнейших времен"
- Н.М. Карамзин "История государства Российского"
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
- Митрополит Макарий "История Русской церкви"(оглавление)