“Последний военный ренессанс” императорской России
В складывавшейся внешнеполитической ситуации России необходимо было восстановить боеспособность армии и флота и привести свои вооруженные силы в соответствие с новыми требованиями военного дела, задачами внешней и внутренней политики. С этой целью в 1905 – 1912 гг. был осуществлен комплекс мероприятий, получивших название военной реформы. В литературе того времени ее иногда называли “военный ренессанс”.
В феврале 1905 г. на совещании в присутствии императора высшие должностные лица государства пришли к выводу о необходимости срочных мер по укреплению армии и флота. В июне 1905 г. был создан Совет Государственной Обороны (СГО), призванный “объединить деятельность высшего военного и морского управления и согласовать ее с деятельностью других правительственных учреждений”.
Программы военных преобразований разрабатывались примерно три года. Совет Государственной Обороны обсуждал проекты, которые представили военный министр А. Ф. Редигер, генералы М. А. Газенкампф, Ф. Ф. Палицын, А. Е. Эверт. По итогам обсуждений в 1908 г. был принят за основу проект генералов Палицына и Алексеева.
Реформирование вооруженных сил началось уже в 1905 г реорганизацией центрального военного управления. Были образованы:
1. Главное управление Генерального штаба, подчиненное непосредственно царю, которому передавались все вопросы подготовки страны к войне.
2. Морской Генеральный штаб.
3. Высшая аттестационная комиссия.
Но ввести единоначалие в армии не удалось. Большой властью располагали великие князья, генерал-инспекторы родов войск, подчиненные только императору.
Чтобы ликвидировать обособленность ведомств, в 1909 г. СГО был упразднен, Генеральный штаб подчинен военному министру, а права генерал-инспекторов ограничены.
Важной частью военных преобразований стали изменения организационной и штатной структуры войск. Проводились они без увеличения существующей численности армии и дополнительных бюджетных ассигнований. В основу организации войск был положен четверичный принцип:
— в дивизии — 4 полка;
— в полку — 4 батальона;
— в батальоне — 4 роты;
— в роте — 4 взвода.
В оперативно-стратегическом звене войска сводились в корпуса, армии и округа (фронты).
В пехоте — главном роде войск русской армии — были упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные (в крепостях) части, а их личный состав и вооружение переданы на усиление полевых войск. Боевой состав пехоты в мирное время увеличился на 142 батальона (на 13%).
В артиллерии все полевые части были переданы в пехотные дивизии, для усиления которых в бою в составе армейских корпусов стали формироваться тяжелые мортирные дивизионы. В инженерных войсках упразднялись резервные части, а полевые передавались в состав корпусов. В 1908 г. в русской армии появилась авиация, к 1914 г. было создано 18 авиаотрядов по 6 самолетов в каждом. Для формирования пяти автотранспортных частей было закуплено 360 грузовиков.
В ходе реформы в России появились железнодорожные, автоброневые и химические части, на вооружение поступили радиостанции. Была проведена передислокация войск, которая привела к увеличению их численности во внутренних округах.
Серьезные изменения произошли в системе комплектования войск. Вся территория страны была разделена на постоянные (с преобладанием русского населения) и дополнительные участки комплектования. Каждый полк 3/4 пополнения получал из закрепленного за ним основного участка, а остальное — из дополнительных. Были образованы корпусные и дивизионные районы комплектования, что облегчало проведение мобилизации. Однако в 1913 г. от территориальной системы комплектования военное ведомство отказалось.
В целях увеличения численности вооруженных сил сроки действительной военной службы были сокращены на один год и составили в пехоте и пешей артиллерии 3 года, в остальных родах войск — 4 года, во флоте — 5 лет. В связи с сокращением сроков службы в 1911 г. в стране была введена допризывная военная подготовка. По закону об изменениях в Уставе о всеобщей воинской повинности сокращались льготы и основания освобождения от службы и увеличивались льготы призывникам по образованию.
Произошли изменения и в боевой подготовке войск. Центральными в обучении и тактической подготовке были признаны взвод и рота. Основной упор в обучении делался на одиночную подготовку солдата, способного самостоятельно применять оружие и умело использовать свойства местности для достижения успеха в бою. В принятых новых уставах учитывался опыт русско-японской войны.
Русско-японская война выявила существенные недостатки в подготовке офицерского корпуса России, особенно в старшем звене. В ходе реформы системы военного профессионального образования юнкерские училища были реорганизованы в военные, в которых уровень подготовки офицеров был значительно выше. В 1912 г. офицеров на первичные должности готовили 13 пехотных, 4 артиллерийских, 3 военно-инженерных и 2 казачьих училища. Для подготовки специалистов новых родов войск открылись офицерские школы:
— электротехническая;
— воздухоплавательная;
— автомобильная;
— железнодорожная.
Ряд существовавших для поступления в военные училища сословных ограничений правительство вынуждено было отменить. Офицеры высшего звена готовились в Академии Генерального штаба, переведенной в 1911 г. на новые программы и штаты. Увеличился набор слушателей и в другие академии:
— артиллерийскую;
— инженерную;
— военно-юридическую;
— военно-медицинскую;
— интендантскую.
Несмотря на экономическое отставание от западных стран, Россия располагала достаточно мощной военной промышленностью, что позволило в годы реформы проводить перевооружение армии.
В числе нового вооружения были отечественные 76 и 107 мм пушки, 122 и 152 мм гаубицы. К 1913 г. на новые системы были переведены вся полевая скорострельная артиллерия, 86% горной артиллерии и 30% батарей тяжелой артиллерии. В полках создавались пулеметные команды, на вооружение которых поступал усовершенствованный на Тульском оружейном заводе пулемет “Максим”, превосходивший по боевым качествам английский аналог.
После утраты в русско-японской войне 69 кораблей, в том числе 18 броненосцев и 19 крейсеров, морское могущество России становилось призрачным. Коренная реорганизация флота проводилась в 1905 – 1911 гг.:
— порочная практика руководства флотами с берега (Главным морским штабом и главными командирами портов) была отменена;
— все три российских флота получили конкретную организацию, во главе их были поставлены командующие — плавающие адмиралы;
— боевая подготовка флотов стала проводиться в течение всего года, а не только в теплое время;
— команды зимой не переводились в береговые экипажи, а содержались на кораблях;
— улучшилась подготовка морских офицеров. В Морской академии, готовившей ранее технических специалистов, был введен военно-морской факультет.
В 1909 г. на российских верфях были заложены 4 линейных корабля для Балтийского флота, в 1911 г. для Черноморского флота началось строительство 3 линкоров, 2 крейсеров, 9 миноносцев. Весной 1912 г. было принято решение о строительстве еще 4 линкоров, 6 крейсеров, 36 миноносцев и 12 подводных лодок. Завершить программу строительства боевых кораблей предполагалось в 1917—1919 гг. Кроме того, Морское министерство готовило и еще более обширную программу военного судостроения, рассчитанную на 1914 – 1930 гг.
В процессе реформирования армии и флота были приняты меры по улучшению материального положения личного состава:
— повышено денежное содержание офицерам, принят новый Устав о пенсиях;
— атрибутами солдатского быта стали простыни и одеяла;
— в нормы довольствия вошел чай, увеличивалось количество мяса, хлеба и других продуктов.
В результате проведенных преобразований боеспособность армии и флота России повысилась.
В то же время:
— реформа проводилась поспешно, без учета реальных финансовых возможностей государства;
– недостаточная подготовка высшего командного состава нередко тормозила осуществление мероприятий реформы;
— общая техническая отсталость не позволила полностью перевооружить армию и флот.
Геостратегическое положение России вынуждало ее даже в мирное время содержать армию в 1,4 млн человек (то есть более 20% всех военнослужащих мира), но по такому показателю, как количество солдат в строю и в запасе на 1 тыс. жителей, она уступала, как выше уже отмечалось, Франции, Германии и Австро-Венгрии. По величине военных расходов Российская империя занимала второе место в мире после Германии, однако по уровню финансовых затрат на одного военнослужащего в 2 раза уступала Германии, в 3 раза — Англии и почти в 5 раз — США.
По всем показателям оснащения вооруженных сил, за исключением артиллерии, Россия не дотягивала даже до среднемирового уровня.
Так, по оснащению пулеметами русская армия имела в два раза меньшие показатели, чем среднемировые, и в три раза худшие, чем германская армия. Даже винтовок (5 млн шт.) не хватало для вооружения мобилизованных военнообязанных первой очереди (7 млн человек).
Поэтому военный потенциал России и ее готовность к войне не следует переоценивать.
Русский солдат всегда отличался храбростью, стойкостью, большой выносливостью. Неплохо были подготовлены к войне унтер-офицерский состав и офицеры младшего и среднего звена. Но подготовка генералитета по-прежнему оставалась слабой, и назначения на высшие должности в этом звене определялись главным образом связями и близостью ко дворцу. По оценке военного историка А. М. Зайончковского, Россия вступила в войну с хорошими полками, с посредственными дивизиями и корпусами и плохими армиями и фронтами.
- Федеральное агентство связи
- Лекция №1 введение в историческую науку развитие истории как науки и возникновение основных исторических концепций.
- Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
- Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории
- 3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.
- Россия в мировом сообществе цивилизаций.
- Лекция №2 цивилизация древней руси. Эволюция восточно-лавянской государственности в XI - XIII вв.
- 1. Этногенез восточных славян
- 2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
- Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.
- Лекция № 3 социально-политические изменения в русских землях в XIII — XV вв.
- 3. Основные этапы складывания Московского централизованного государства.
- Лекция №4. Московское государство: на пути к деспотии восточного типа
- Военно-политические и социальные итоги Смуты
- Петровская модернизация.
- Эпоха Екатерины II – время "просвещенного абсолютизма" в России
- §1. Мировые цивилизации в xiXвеке
- Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
- Этапы реформирования россии (первая четверть XIX в.)
- Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-х - начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России.
- Лекция №8. Цивилизационый выбор российского общества в начале XX в.: революция и реформы
- Характеристика российской промышленности
- Состояние сельского хозяйства
- Положение в торговле
- Транспорт в Российской империи
- Российское общество: социальная стратификация
- Социальная стратификация населения России на 1897 г.
- Россия идейно-политическая: генезис политических партий
- Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)
- Годовые доходы офицеров европейских армий (в рублях) в 1892 г.
- Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
- Этапы революции
- Значение революции
- Расклад политических сил в III Государственная дума
- Реформы п.А. Столыпина: замыслы и реалии п.А. Столыпин: необходимы предварительные рассуждения
- П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
- ©Медвецкий а.Ф. Лекция №9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Расстановка сил на мировой арене и приоритеты внешней политики Российской империи
- Внешняя политика Российской империи (1905 – 1914 гг.)
- “Последний военный ренессанс” императорской России
- Россия в первой мировой войне
- ©Ипполитов г.М. Лекция №10. Революция 1917 года Несколько предварительных замечаний
- §1. Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения
- Революция 1917 года в России — это закономерность.
- §2. Россия, год 1917, год революционный: как это было?
- Партийный состав Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
- §3 Рождение новой государственности
- Лекция №11. Гражданская война в россии (1917 – 1922 гг.): противостояние, братоубийство и попытки строительства нового мира
- §1. Русская гражданская война: причины, периодизация, противобор-ствующие стороны
- Фазы гражданской войны в России
- Численность боевых сил белого движения на фронтах гражданской войны
- Соотношение сил белых и красных по всем фронтам (по состоянию на октябрь 1919 г.)
- §2. О роли и месте иностранной военной интервенции
- Количество средств, поставленных а.И. Деникину в 1919 – 1920 гг.
- §3. О трагедии раздвоения русского офицерства
- §4. Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России
- §5. Почему победили красные?
- §6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
- Национально-государственные особенности политической системы
- Причины и истоки «холодной войны»
- Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
- Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"
- Ссср на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы
- Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!
- Понятийно-категориальный аппарат
- Явления — результат влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
- Пояснения к словарю
- Приложения
- Из истории планеты и ее обитателей
- Сколько стоит смерть и жизнь
- Война и мир
- Важнейшие показатели первой и второй мировых войн
- Характерные черты тоталитаризма:
- Диалектически противоречивые проблемы сообщества мировых цивилизаций на современной этапе их истории
- Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
- Некоторые характерные черты постиндустриального общества
- Раритеты научно-справочных изданий
- Материалы русской истории
- Сергей Михайлович Соловьев "История России с древнейших времен"
- Н.М. Карамзин "История государства Российского"
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
- Митрополит Макарий "История Русской церкви"(оглавление)