§6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
Нам всем надо осознать, что мы единственные, живущие в этом мире, наследники и белых и красных.
Новое осмысление гражданской войны в России позволяет сделать некоторые выводы.
1.Гражданская война — это сплошной узел противоречий. Она по природе своей аморальна.
2.В гражданской войне не бывает ни победителя, ни побежденных. И военная победа красных — это «поражение в победе». В конечном итоге, в исторической перспективе, проиграли все.
Опыт Гражданской войны позволяет извлечь ряд уроков.
Главный урок. Любая историческая личность, участвующая в Гражданской войне в составе противоборствующих группировок, не сможет действовать в рамках общечеловеческих ценностей, как бы к этому ни стремилась, какими бы добродетельными качествами не обладала, под какими бы лозунгами ни боролась. Опыт Гражданской войны — это серьезное предупреждение тем силам, которые пытаются сегодня ввергнуть Россию в новую братоубийственную бойню, войну, которая может уничтожить Россию.
Второй урок. Абсолютизация силовых методов достижения целей, бескомпромиссность, нетерпимость к политическим оппонентам — верный путь к поражению.
Третий урок. Нельзя при достижении военно-политических целей слишком уповать на зарубежную помощь, потому что она всегда предполагает зависимость.
©Ипполитов Г.М.
©Медвецкий А.Ф.
Лекция №12. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 20-е—30-е гг. УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСТОЧНОГО ТИПА РАЗВИТИЯ
Сущность и содержание НЭПа. Переход к НЭПу был вынужденной мерой. Во-первых, к началу 20-х годов расчеты большевиков на мировую революцию не оправдались: надо было любыми способами просто выжить. Опираться дальше только на государственное принуждение было невозможно. Об этом свидетельствовали такие важнейшие народные выступления, как восстание в Тамбовской губернии ("антоновщина") и "мятеж" моряков в Кронштадте.
Первые шаги к НЭПу осуществлялись под руководством Ленина. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом. Это была значительная уступка крестьянству. Теперь оно должно было платить вместо продразверстки продналог, который был в два раза меньше продразверстки. Крестьяне получили право свободно сбывать оставшуюся в их распоряжении продукцию.
Целью НЭПа, по замыслам Ленина, должен быть союз рабочего класса и крестьянства, их "смычка", а средством - экономические реформы. С 1921 г. по 1925 г. проводится ряд мер по либерализации экономической деятельности. Среди них: 1) замена продразверстки продналогом; 2) введение свободной торговли; 3) денационализация, т.е. передача в частную собственность мелкой и средней промышленности; 4) перевод государственной промышленности на рыночные основы; 5) воссоздание банковской системы; 6) проведение денежной реформы; 7) снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе; 8) допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.
Все это в сочетании с такими факторами, как твердый политический режим, который обеспечивал политическую стабильность, централизованное перераспределение прибыли из легкой и пищевой промышленности в убыточную тяжелую и транспорт, неэквивалентный обмен с деревней, отказ выплачивать дореволюционную задолженность, привели к тому, что с 1921 по 1927 гг. темпы прироста промышленной продукции были довольно высокими. В 1921 г. они составили 42,1 %; в 1922 г. - 30,7 %, в 1923 г. - 62,9 %, в 1924 г. - 16,4%, в 1925 г. - 66,1 %; в 1926 г. - 43,2 %; в 1927 г. - 13,3 %.
Но чем дальше страна продвигалась по пути НЭПа, тем труднее становилось поддерживать такие высокие темпы. Это объяснялось следующими причинами. Вначале действовал так называемый, "восстановительный эффект". Его суть в том, что в промышленности использовалось уже имевшееся, но простаивавшее ранее оборудование, а в сельском хозяйстве вводились в оборот заброшенные ранее земли. В конце 20-х годов, когда закончился восстановительный период, стране потребовались большие капиталовложения в промышленность. Без таких средств реконструировать старые заводы, создать новые отрасли промышленности было невозможно.
Делу мог бы помочь частный капитал, но в силу политических соображений его не допускали в крупную и во многих случаях и в среднюю промышленность. Население, не уверенное в прочной стабилизации режима, не спешило вкладывать свои деньги в сберегательные кассы, а хранило их в тайниках или пускало в коммерческий оборот. Нельзя было рассчитывать на иностранные кредиты: для этого необходимо было уплатить царские долги.
Накопление ресурсов внутригосударственного сектора в конце 20-х годов по сравнению с1913 г. было значительно ниже. Так, фондоотдача за это время упала на 25%, прибыли в промышленности было получено на 20% меньше, на железнодорожном транспорте в 4 раза.
В сельском хозяйстве вследствие ликвидации крупных помещичьих хозяйств и дроблении крестьянских хозяйств товарность сельскохозяйственной продукции резко сократилась. Если норма товарности сельскохозяйственных продуктов (без учета внутридеревенского оборота) составила в 1913 г. около 23,8 %, то 1923/24 гг. - 16,1 %; в 1926/27 гг. - 18,3 %.
Все эти факторы негативно сказались на социальных результатах НЭПа. С социальной точки зрения от политики НЭПа в наибольшей степени, пожалуй, выиграло одно крестьянство. По сравнению с дореволюционным периодом крестьяне стали лучше питаться. Так, потребление молока выросло в 2,8 раза, картофеля - в 2,5 раза, мяса – в 2 раза, хлеба - в 1,1 раза. Рабочие оказались в худшем положении: зарплата рабочих в 1925/26 гг. в среднем по промышленности составила 93,7 % довоенного уровня. Не случайно, среди представителей рабочего класса было немало недовольных новой экономической политикой. Аббревиатура "НЭП" нередко в их среде расшифровывалась как «новая эксплуатация пролетариата". В деревне тоже находилось немало недовольных НЭПом. Это прежде всего сельская беднота (в 1927 г. 28,3 % крестьянских хозяйств РСФСР не имели рабочего скота, 31,6 % - пахотного инвентаря, 18,2 % - коров).
В 20-х годах в принципе возможны были два варианта развития НЭПа. Первый - трансформация НЭПа в рыночную модель. В этом случаи отечественный капитал устремляется в производство предметов потребления, аграрный сектор, внутриторговые операции. В таком случаи произошла бы явная стагнация производства средств производства. Второй вариант: дальнейшее сокращение рыночных начал, жесткий переход к административным методам, закрытие всех каналов перелива капиталов в аграрный сектор, концентрация всех материальных и финансовых ресурсов на производстве средств производства, оборонной промышленности. Это позволяло бы развить производство средств производства и в дальнейшем провести модернизацию производства предметов потребления и аграрного сектора. Негативным аспектом такого пути было резкое сокращение, а то и отсутствие материальных стимулов к труду, а это прямой путь к внеэкономическому принуждению, насилию над личностью, давление и всевозможные запреты.
Таким образом, к концу 20-х годов четко вырисовывалась два пути: продолжение НЭПа по первому варианту, как предлагал Бухарин и его окружение, и переход к насильственному, форсированному строительству "социализма" в городе и деревне. На такой путь направляла страну группа Сталина.
Коллективизация сельского хозяйства – экономическая основа индустриализации. Каждый из названных путей модернизации был болезненным, так как модернизация предполагает довольно высокий процент накопления, идущего на расширение воспроизводства средств производства. Для нашей страны такие осложнения были особенно болезненными, так как ни займов, ни колоний у нее не было. За счет каких же ресурсов удалось довести за годы первой (1928 - 1933 гг.) пятилетки ежегодную долю накоплений до 30-40 %, вместо 10 %, полученных в середине 20-х годов?
Важнейшим и, пожалуй, основным резервом индустриализации стало сельское хозяйство страны, точнее человеческие и материальные ресурсы, которыми располагала деревня. Гордиев узел проблем деревни: нищета, бескультурье, убогость, аграрное перенаселение и др., которое накапливалось с середины ХIХ века, большевистская партия попыталась разрешить одним простым решением - политикой коллективизации.
Сплошная коллективизация не решила, да и не могла решить социальных задач, связанных, например, с улучшением материального положения крестьянства. Хотя повышение уровня грамотности сельского населения, приобщение его к массовой культуре, положительные сдвиги в медицинском обслуживании, ликвидация всевозможных эпидемических заболеваний, характерных для дореволюционного периода, все это было налицо. Но это были как бы побочные результаты сплошной коллективизации. В целом коллективизация призвана была осуществить другие задачи. Это вытекало из идеи, что все отрасли народного хозяйства, все сферы общественной жизни должны подчиняться нуждам промышленного производства. Для создания индустриальной экономики не требовалось даже общего роста сельскохозяйственного производства. Для этого надо было, во-первых, лишь его переструктурирование и такое повышение эффективности труда, при котором можно было бы уменьшить количество занятых в сельском хозяйстве в соотношении с расширением спроса на рабочую силу в промышленности, во-вторых, поддерживать при меньшем числе занятых производство продовольствия на необходимом уровне, и, наконец, в-третьих, обеспечивать снабжение промышленности незаменяемым техническим сырьем.
За решение этих задач пришлось платить дорогую цену, в том числе и человеческими жертвами. Поздней осенью 1929 г. начались активные нападки на крупные крестьянские хозяйства. Сигнал к атаке поступил сверху. Он содержался в ряде выступлений Сталина. Призыв сверху был не только услышан, но и активно поддержан деревенскими низами.
В январе-феврале 1930 г. был принят ряд партийно-государственных документов, в которых определялась судьба раскулаченных. В постановлении ЦК ВКП(б) "О ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" (30 января) отмечалось, что в этих районах необходимо не только отменить аренду земли и закрепить применение наемного труда, но и конфисковать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке сельхозпродукции и семенные запасы.
Раскулачивание сплошь и рядом носило характер не экспроприации основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. В одном сообщении Сталину о раскулачивании в Сибири говорилось: "Работа по конфискации у кулаков развернута и идет на всех парах. Сейчас мы ее развернули так, что аж душа радуется, мы с кулаком расправляемся по всем правилам современной политики, забираем у кулаков не только скот, мясо, инвентарь, но и семена, продовольствие и основное имущество. Оставляем их в чем мать родила".
В начале 1930 г. раскулачивание становится основным средством ускорения коллективизации. Печать призывала к решительным действиям против кулаков, в числе которых оказывались не желающие вступать в колхозы середняки и даже бедняки. В самом начале коллективизации у руководства был план целенаправленного использования репрессированных в качестве дешевой рабочей силы на строительстве конкретных промышленных объектов. Отсюда запрет на "разбегание кулаков куда им угодно", т.е. на произвольно выбранные ими фабрики или заводы.
Производительные силы сельского хозяйства начали подрываться, нависла угроза полного развала сельского хозяйства. Это вынудило партийно-государственное руководство страны пойти на временные уступки. В марте 1930 г. Сталин переложил ответственность за насилие в коллективизации на местные органы власти. Было принято постановление ЦК ВКП(б) "О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении". В постановлении истинный виновник "перегибов" и "извращений" - сталинское руководство - обвиняло исполнителей собственных указаний. Местные работники, обвиненные в "перегибах", снимались с работы, исключались из партии, отдавались под суд. Начался массовый выход из колхозов. С марта по июнь 1930 г. процент коллективизации сократился с 58 до 24. Но с осени 1930 г. начался второй "подъем" колхозного движения.
В ходе хлебозаготовок зимой 1932 - 1933 гг. население ряда станиц Северного Кавказа за невыполнение плана хлебозаготовок было выселено в Сибирь, Казахстан. Разразился голод. Погибло несколько миллионов крестьян. Как уже отмечалось, раскулаченным семьям была уготована роль рабочей силы в системе ГУЛАГа.
В 1930 г. в основных зерновых районах СССР было раскулачено 337563 кулацких хозяйства и выслано в отдельные районы 115231 семья. В 1931 г. в зерновых, потребляющих районах было раскулачено 250 тысяч крестьянских хозяйств и выслано 265795 семей.
Если в 1930 г. были высланы в основном действительно зажиточные, крепкие хозяйства, то в следующем году в число высланных попали так называемые подкулачники, т.е. нередко не только середняки, но и беднота. В Северный край в 1930 г. было выслано 46 тысяч раскулаченных семей. Из них 35 тысяч подали заявление на неправильное раскулачивание. Для разбора этих заявлений была создана специальная комиссия, которая признала, что 22,3 % семей из числа подавших заявление были раскулачены и высланы "неправильно и сомнительно".
Раскулаченные семьи направлялись в отдаленные районы Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Якутии, а также внутри краев и областей. Эта кампания была спланирована и осуществлена органами ОГПУ как крупно-масштабная военная операция.
Основная масса (до 80 %) переселенцев трудилось в промышленности, на новостройках, в т.ч. на строительстве таких городов, как Магнитогорск, Новокузнецк, Хибиногорск и т.д. Около 20 % переселенцев осваивали новые земли, занимались сельским хозяйством. Их труд был жестко регламентирован. Они работали в неуставных артелях. С 1938 г. такие артели были преобразованы в колхозы.
Со второй половины 30-х годов положение в сельском хозяйстве начало постепенно стабилизироваться. В 1935 г. отменяется карточная система. В 30-е годы из сельского хозяйства высвободилось 15-20 млн. человек. Численность рабочего класса за это время выросла с 9 до 24 млн. человек. Выросла производительность труда в сельском хозяйстве. Накануне коллективизации на 150 - 155 млн. человек ежегодно производили 72 - 73 млн. тонн зерна, более 5 млн. тонн мяса, свыше 30 млн. тонн молока. В конце 30-х - начале 40-х годов на 170 - 200 млн. населения производилось 75 - 80 млн. тонн зерна, 4 -5 млн. тонн мяса, 30 млн. тонн молока. Но перед коллективизацией эту продукцию производили 50 - 55 млн. крестьян единоличников. А после коллективизации - 30-35 млн. колхозников и рабочих совхозов, т.е. на треть работников меньше.
Коллективизация гарантировала быстрое создание минимально достаточных условий индустриализации в той мере, в какой они зависят от переустройства деревни. Колхозная система в условиях жестокого административного хозяйственного механизма позволила забирать из деревни до 40 % производимого там зерна, в то время как из доколхозной деревни изымалось только 15 %. Для десятков миллионов колхозников и их детей рост этой доли оборачивался тяжелейшими испытаниями. Крестьянство в массе своей было обречено на недоедание и недопотребление вообще; права и свободы человека ущемлялись в деревне значительно сильнее, чем в городе. Главный итог экономической политики СССР в 20 -30-е годы состоял в форсированном переходе от аграрного общества к индустриальному.
За годы модернизации было преодолено качественное, стадиальное отставание промышленности страны. В конце 30-х годов Советский Союз стал одним из трех - четырех стран, которые были способны производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству. По абсолютным объемам промышленного производства наша страна в это время вышла на второе место после Соединенных Штатов Америки. Особенно поражают высокие темпы промышленного производства. Всего за шесть лет - с 1929 по 1935 гг. Советский Союз сумел увеличить выплавку чугуна с 4,3 до 12,5 млн. тонн. Америке для этого понадобилось 18 лет, Германии - 19 лет.
Несмотря на то, что СССР был огромной страной (170- 200 млн. человек) по производству промышленной продукции на душу населения он приблизился к высокоразвитым индустриальным странам: разрыв оставался в 1,5-4 раза, в то время, как в 29-е годы он был в 5-10 раз.
- Федеральное агентство связи
- Лекция №1 введение в историческую науку развитие истории как науки и возникновение основных исторических концепций.
- Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
- Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории
- 3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.
- Россия в мировом сообществе цивилизаций.
- Лекция №2 цивилизация древней руси. Эволюция восточно-лавянской государственности в XI - XIII вв.
- 1. Этногенез восточных славян
- 2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
- Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.
- Лекция № 3 социально-политические изменения в русских землях в XIII — XV вв.
- 3. Основные этапы складывания Московского централизованного государства.
- Лекция №4. Московское государство: на пути к деспотии восточного типа
- Военно-политические и социальные итоги Смуты
- Петровская модернизация.
- Эпоха Екатерины II – время "просвещенного абсолютизма" в России
- §1. Мировые цивилизации в xiXвеке
- Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
- Этапы реформирования россии (первая четверть XIX в.)
- Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-х - начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России.
- Лекция №8. Цивилизационый выбор российского общества в начале XX в.: революция и реформы
- Характеристика российской промышленности
- Состояние сельского хозяйства
- Положение в торговле
- Транспорт в Российской империи
- Российское общество: социальная стратификация
- Социальная стратификация населения России на 1897 г.
- Россия идейно-политическая: генезис политических партий
- Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)
- Годовые доходы офицеров европейских армий (в рублях) в 1892 г.
- Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
- Этапы революции
- Значение революции
- Расклад политических сил в III Государственная дума
- Реформы п.А. Столыпина: замыслы и реалии п.А. Столыпин: необходимы предварительные рассуждения
- П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
- ©Медвецкий а.Ф. Лекция №9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Расстановка сил на мировой арене и приоритеты внешней политики Российской империи
- Внешняя политика Российской империи (1905 – 1914 гг.)
- “Последний военный ренессанс” императорской России
- Россия в первой мировой войне
- ©Ипполитов г.М. Лекция №10. Революция 1917 года Несколько предварительных замечаний
- §1. Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения
- Революция 1917 года в России — это закономерность.
- §2. Россия, год 1917, год революционный: как это было?
- Партийный состав Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
- §3 Рождение новой государственности
- Лекция №11. Гражданская война в россии (1917 – 1922 гг.): противостояние, братоубийство и попытки строительства нового мира
- §1. Русская гражданская война: причины, периодизация, противобор-ствующие стороны
- Фазы гражданской войны в России
- Численность боевых сил белого движения на фронтах гражданской войны
- Соотношение сил белых и красных по всем фронтам (по состоянию на октябрь 1919 г.)
- §2. О роли и месте иностранной военной интервенции
- Количество средств, поставленных а.И. Деникину в 1919 – 1920 гг.
- §3. О трагедии раздвоения русского офицерства
- §4. Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России
- §5. Почему победили красные?
- §6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
- Национально-государственные особенности политической системы
- Причины и истоки «холодной войны»
- Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
- Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"
- Ссср на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы
- Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!
- Понятийно-категориальный аппарат
- Явления — результат влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
- Пояснения к словарю
- Приложения
- Из истории планеты и ее обитателей
- Сколько стоит смерть и жизнь
- Война и мир
- Важнейшие показатели первой и второй мировых войн
- Характерные черты тоталитаризма:
- Диалектически противоречивые проблемы сообщества мировых цивилизаций на современной этапе их истории
- Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
- Некоторые характерные черты постиндустриального общества
- Раритеты научно-справочных изданий
- Материалы русской истории
- Сергей Михайлович Соловьев "История России с древнейших времен"
- Н.М. Карамзин "История государства Российского"
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
- Митрополит Макарий "История Русской церкви"(оглавление)