§1. Мировые цивилизации в xiXвеке
К началу XIX века стало ясным, что передовые страны Западной Европы развивались в рамках классического капитализма, основанного на теоретическом наследии Адама СМТА и Давида РИКАРДО, предполагающего максимальную экономическую свободу производителей и потребителей1.
Торжествовала промышленная революция — переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве и отчасти торговле, к экономике индустриального типа, для которой характерна концентрация промышленности в городах. Ручной труд сменялся машинным, мануфактура вытеснялась фабрикой. Изменилась и роль человека в производстве, он становится придатком машины.
Успехи промышленной революции сопровождались серьезным ухудшением жизни рабочих. Вот свидетельства очевидцев.
Томас Кардейль писал в 1830-х гг.: “Среди всего этого изобилия погибает народ”.
Бенжамин Дизраэли: “Англия разделена на две нации. Это бедные и богатые”.
Фридрих Энгельс писал о лондонских рабочих: ”Если пройтись по улицам рано утром, в то время, когда все спешат на работу, прямо изумляешься, как много встречаешь людей, которые производят впечатление чахоточных. Бледные, тощие, узкогрудые приведения со впалыми глазами”.
ВЕДУЩИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ДОКТРИНАМИ XIX ВЕКА СТАЛИ ДОКТРИНЫ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА.
Крупнейшие теоретики либерализма — Бенжамин КОНСТАН, Алексис де ТОРКВИЛЬ, Джон МИЛЛЬ — были наследниками мыслителей эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ, но в то же время и их критиками. Крайности просветительской идеологии, столь ярко проявившиеся в годы Великой французской революции, были смягчены либерализмом. Принципами либералов стали:
обеспечение политического и правового равенства граждан;
автономность личности;
неприкосновенность прав личности, гарантированная государством. “Свобода кулака одного человека общества должна ограничиваться носом другого”.
Консерваторы (Эдмун БЕРК, Жозеф де МЕСТР) больше внимания обращали на традиционность и преемственность развития. По их утверждению, общество должно строится на:
семье;
доме;
религии;
уважении к устоям.
Интересы системы, государства должны учитываться наряду с интересами личности, — вот один из основополагающих принципов консерваторов.
“Страна — не чистый лист бумаги, на котором можно написать все что угодно”, — писал Э. Берк в своих “Размышлениях о французской революции”.
Человек не способен переустроить общество на рациональных началах и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над законами, обусловленными ходом развития общества. Поэтому Берк призывал политиков сочетать способность к сохранению со способностью к улучшению.
XIX век называют веком революций, социальных потрясений. Абсолютный рекорд принадлежит Испании —6 революций. Немногим уступила Франция 4 революции. В 1848- 1849 гг. мощная волна революций прокатилась почти по всем европейским странам и остановилась у границ Российской империи.
В первой половине XIX века развитие Срединных Штатов Америки отличалось рядом характерных особенностей:
Значительное расширение территории страны (за 70 лет с 1776 г. она увеличилась в 3 раза.
Отсутствие сильных противников на континенте.
Наличие “свободных” земель на западе страны.
Быстрый рост численности населения, в том числе за счет иммигрантов.
Следствием развития индустриальной цивилизации стало возникновение в обществе так называемого среднего класса. А ведь, как известно, еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что устойчивым будет тот полис, где силен “средний класс”.
XIX век — это время расцвета утопического социализма. Известными социалистами-утопистами начала XIX века были Анри де СЕН-СИМОН, Шарль ФУРЬЕ (оба Франция), Роберт ОУЭН (Англия). Все они искали способ обеспечения социального равенства людей, обличали пороки и язвы раннеиндустриального общества.
А. Сен-Симон писал об обязательности и всеобщности труда, о необходимости внедрения принципа распределения “по способностям” и государственного планирования, ликвидации национальных различий.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ США ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В РАЗЛИЧИИ УКЛАДОВ СЕВЕРА, ГДЕ БЫСТРО РОСЛА ФАБРИЧНАЯ ПРОМЫШЛЕНОСТЬ, ВОЗНИКЛИ НОВЫЕ ГОРОДА, В КОТОРЫХ ОСЕЛА ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИММИГРАНТОВ ИЗ ЕВРОПЫ, РАЗВИВАЛИСЬ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ПЛАНТАТОРСКОГО ЮГА (БАЗИРОВАЛСЯ НА ПЛАНТАЦИОННОМ РАБСТВЕ) ПОСТАВЛЯВШЕГО НА ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ РЫНОК ХЛОПОК, ТАБАК, САХАРНЫЙ ТРОСНИК
ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ СЕВЕРОМ И ЮГОМ БЫЛО РАЗРЕШЕНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ГРАЖДАНОСКОЙ ВОЙНЫ В США (1861 – 1865 гг.). ПОБЕДИЛИ СЕВЕРЯНЕ
Ш. Фурье изобрел строй “гармонии”, при котором даже пороки человека можно использовать во благо общества (например, отправить любителя хорошо поесть работать в общественной кухне). Все должно быть общее: дети, уже с малых лет приучаемые к труду, должны воспитываться в коллективе, четко следует регламентировать время занятий умственным и физическим трудом.
Оуэн, будучи еще и богатым филантропом, попытался создать на подобных началах колонию “Новая гармония” на земле США.
Социалистические идеи развивали Жорж ПРУДОН, Луи БЛАН, Михаил БАКУНИН.
В 1840- х гг. в Европе зародился марксизм. В отличие от социалистов прошлого марксисты попытались подвести под свое учение научную основу. Охарактеризовав капитализм и показав его противоречия, К. МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС предсказали его гибель, всемирную социалистическую революцию и переход человечества к коммунизму.
Под коммунизмом эти мыслители понимали общество, “в котором созданы условия для всестороннего развития каждого и удовлетворения всех потребностей каждого”.
В конце XIX в. человечество продолжало неумолимый бег по спирали своего бытия. В эти годы многим народам еще казалось, что они могут жить и развиваться обособленно и выходить на континентальную или мировую арену лишь тогда, когда у них самих возникнет такое желание. Беды, случавшиеся в сопредельных странах, казались чужими. Открытия и изобретения, сделанные учеными одного государства, чаще использовались лишь в своих целях и т.д.
Но чем ближе человечество приближалось к XX в., тем отчетливее просматривалось, что чужие несчастья вовсе не чужие, они прямо или косвенно затрагивают интересы всех живущих на Земле. Загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий одной страны становились “достоянием” других территорий и даже частей света. Избыток производимой продукции в одной стране неизбежно требовал ее вывоза в другие государства. Нехватка или отсутствие сырья для промышленности в одних странах неминуемо приводили их, не всегда цивилизованным путем, на богатые этим сырьем территории. Научные открытия не могли реализоваться в полную силу, если они замыкались в национальной скорлупе. Люди стали все глубже видеть и понимать огромную взаимосвязь между “здоровьем” каждой в отдельности страны с общим “здоровьем” всего человечества.
Осознание данной проблемы во всем ее многообразии было подвластно лишь передовым умам, как правило, философского и научно-технического профиля. Политики же видели выход из складывающейся ситуации в переделах мира с целью обеспечения себе источников сырья, дешевой рабочей силы и рынков сбыта.
В XIX в. в мире наблюдались две основные общие закономерности:
Научно-технический прогресс.
“Демографический взрыв”. Население Земли росло по все более восходящей линии. Если с 1000 г. по 1800 г., за восемь веков, оно выросло с 275 до 906 млн. человек, т.е. в 3,3 раза, то за один XIX в. оно увеличилось на 694 млн. человек, т.е. в 2,3 раза и достигло 1,6 млрд. человек.
Рост населения требовал смены способов и культуры производства для удовлетворения потребностей человека. Решить эту проблему представлялось возможным только на основе научно-технического прогресса и отказа от сословного неравенства.
Главное детище научно-технического прогресса — ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — продолжала развиваться небывалыми ранее темпами. Причем, в первую очередь в странах, взявшим за основу своего экономического развития рыночные отношения, а политического устройства — ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА.
Одним словом, модернизация набирала обороты.
В России проблема экономической и политической модернизации решалась медленнее. Причинами тому являлись:
трудно изживаемая “почвенность”;
отсутствие демократических основ в управлении государством;
экономическая отсталость;
изолированность от конституционных стран и др.
Таким образом, для XIX века были характерными:
Интеграция экономических отношений между странами.
Передел наиболее мощными державами сфер влияния с помощью военной силы.
Научно-технический прогресс в основных областях жизни и деятельности человека.
- Федеральное агентство связи
- Лекция №1 введение в историческую науку развитие истории как науки и возникновение основных исторических концепций.
- Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
- Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории
- 3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.
- Россия в мировом сообществе цивилизаций.
- Лекция №2 цивилизация древней руси. Эволюция восточно-лавянской государственности в XI - XIII вв.
- 1. Этногенез восточных славян
- 2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
- Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.
- Лекция № 3 социально-политические изменения в русских землях в XIII — XV вв.
- 3. Основные этапы складывания Московского централизованного государства.
- Лекция №4. Московское государство: на пути к деспотии восточного типа
- Военно-политические и социальные итоги Смуты
- Петровская модернизация.
- Эпоха Екатерины II – время "просвещенного абсолютизма" в России
- §1. Мировые цивилизации в xiXвеке
- Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
- Этапы реформирования россии (первая четверть XIX в.)
- Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-х - начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России.
- Лекция №8. Цивилизационый выбор российского общества в начале XX в.: революция и реформы
- Характеристика российской промышленности
- Состояние сельского хозяйства
- Положение в торговле
- Транспорт в Российской империи
- Российское общество: социальная стратификация
- Социальная стратификация населения России на 1897 г.
- Россия идейно-политическая: генезис политических партий
- Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)
- Годовые доходы офицеров европейских армий (в рублях) в 1892 г.
- Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
- Этапы революции
- Значение революции
- Расклад политических сил в III Государственная дума
- Реформы п.А. Столыпина: замыслы и реалии п.А. Столыпин: необходимы предварительные рассуждения
- П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
- ©Медвецкий а.Ф. Лекция №9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Расстановка сил на мировой арене и приоритеты внешней политики Российской империи
- Внешняя политика Российской империи (1905 – 1914 гг.)
- “Последний военный ренессанс” императорской России
- Россия в первой мировой войне
- ©Ипполитов г.М. Лекция №10. Революция 1917 года Несколько предварительных замечаний
- §1. Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения
- Революция 1917 года в России — это закономерность.
- §2. Россия, год 1917, год революционный: как это было?
- Партийный состав Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
- §3 Рождение новой государственности
- Лекция №11. Гражданская война в россии (1917 – 1922 гг.): противостояние, братоубийство и попытки строительства нового мира
- §1. Русская гражданская война: причины, периодизация, противобор-ствующие стороны
- Фазы гражданской войны в России
- Численность боевых сил белого движения на фронтах гражданской войны
- Соотношение сил белых и красных по всем фронтам (по состоянию на октябрь 1919 г.)
- §2. О роли и месте иностранной военной интервенции
- Количество средств, поставленных а.И. Деникину в 1919 – 1920 гг.
- §3. О трагедии раздвоения русского офицерства
- §4. Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России
- §5. Почему победили красные?
- §6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
- Национально-государственные особенности политической системы
- Причины и истоки «холодной войны»
- Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
- Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"
- Ссср на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы
- Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!
- Понятийно-категориальный аппарат
- Явления — результат влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
- Пояснения к словарю
- Приложения
- Из истории планеты и ее обитателей
- Сколько стоит смерть и жизнь
- Война и мир
- Важнейшие показатели первой и второй мировых войн
- Характерные черты тоталитаризма:
- Диалектически противоречивые проблемы сообщества мировых цивилизаций на современной этапе их истории
- Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
- Некоторые характерные черты постиндустриального общества
- Раритеты научно-справочных изданий
- Материалы русской истории
- Сергей Михайлович Соловьев "История России с древнейших времен"
- Н.М. Карамзин "История государства Российского"
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
- Митрополит Макарий "История Русской церкви"(оглавление)