logo
История - Конспект лекций и приложения

Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества

Принято считать, что ХIХ в. в России начался с воцарением Александра I в марте 1801 г. И дело даже не в особых надеждах, которые всегда возникали у россиян при смене правителя, а в том, что новое царствование совпало с усилением европейских влияний, с более быстрым развитием экономических и социальных процессов, свидетельствующих о складывании капиталисти-ческих отношений. Александр I правил огромной страной почти четверть века, с 1801 по 1825 г. Это время было заполнено бурными событиями, ожиданиями перемен в жизни страны.

В начале царствования умный и образованный император не мог не считаться с духом времени, с влиянием идей Великой французской революции. Вокруг молодого царя сложился кружок друзей, получивший наз-вание Негласного комитета. Консерваторы окрестили молодых аристократов "якобинской шайкой". В 1801-1803 гг. комитет активно обсуждал проекты реформ, отмены крепостного права и т.д. В начале века появляются новые университеты, передовые экономические и юридические сочинения, имевшие успех в Европе, переводятся на русский язык и издаются. Но серьезных результатов деятельность Комитета не принесла, хотя его участникам удалось разработать и принять, например, Закон о вольных хлебопашцах (разрешив-ший крестьянам при взаимном согласии с помещиком выпускаться на волю).

Исключительную роль в разработке реформ в последующие годы сыграл М.М. Сперанский (1772-1839 гг.). Сын бедного сельского священника, он сделал головокружительную карьеру и стал ближайшим советником императора. В 1802 г. был учрежден Комитет министров под управлением самого императора как высшее административное учреждение. По инициативе М.М. Сперанского в 1810 г. был создан Государственный Совет - высший законодательный орган при царе. Изменились функции Сената - он стал высшим органом, надзирающим за соблюдением законности в империи. М.М. Сперанский, самородок, достигший энциклопедических знаний постоянным самообразованием, с гневом и тревогой констатировал чрезвычайно низкий образовательный уровень российского чиновничества. А потому он добился у царя принятия в 1809 г. указа об "экзамене на чин", по которому все чиновники, не имевшие университетского образования, должны были подготовиться и сдать специальным комиссиям достаточно серьезный экзамен по вопросам права, экономики, истории, естествознания. Проводились и дальнейшие меры по облегчению положения крепостных. Государственных крестьян запрещалось отныне передавать в частные руки. Крестьян уже нельзя было продавать, если при этом они разлучались с семьей. В 1801-1805 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике, но при этом крестьяне, получив личную свободу, не получали земли. Даже эти достаточно скромные меры встречали среди большинства дворян, уже привыкших к монопольному положению "первенствующего сословия", яростное сопротивление. С клеймом "французского шпиона", оклеветанный М.М. Сперанский, потерявший должности и привилегии, был отправлен в ссылку.

Его царствование было наполнено великими и ничтожными событиями, процесс жизни, испытывая время от времени ощутимые внешние и внутренние толчки и потрясения, шел то бурно и быстро, то с резкими спадами, делая значительные зигзаги и отступления. Эти перепады и определили нестабильность реформирования России в первой четверти XIX в.