logo search
Краткий очерк истории философии учебник (3)

Фейербах о задачах и предмете «новой философии»

Фейербах рассматривал свою философию как завершение и вместе с тем преодоление учения Гегеля и его предшественников. Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувст­венной деятельности и потребностей, то «новая философия», или «философия будущего» — так называет Фейербах свое учение,— исходит из того, что реальным субъектом разума является человек, и только человек. Человек же в свою очередь продукт природы.

Отвергая противопоставление умозрительной фило­софии эмпирическим наукам, Фейербах настаивает на том, чтобы философия также исходила из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Филосо­фия должна заключить союз с естествознанием.

Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия призвана на земле осуществить то, что ре­лигия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Философия заменяет религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реаль­ных возможностей в достижении счастья.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фей­ербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное разре­шение. «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда,— пишет Фейербах,— когда основа­нием, субъектом этого единства берется человек» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. I. M., 1955, стр. 199).

Науки, изучающие деятельность человека, позволя­ют полностью вскрыть несостоятельность спекулятив­но-идеалистического представления о мышлении и ду­ховном вообще. Эти науки, в особенности физиология, выявляют неразрывную связь мышления с материаль­ными процессами, совершающимися в человеческом организме, с чувственным восприятием внешнего мира и т. д. Человек неотделим от природы, следовательно, и духовное не должно противопоставляться природе как возвышающаяся над ней действительность. «Новая философия,— пишет Фейербах,— превращает человека, включая и природу как базис человека, в единствен­ный, универсальный и высший предмет философии, пре­вращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» (Там же, стр. 202).

Таким образом, Фейербах стремится разработать материалистическую систему взглядов на базе научной физиологии и психологии человека. Конечно, такое по­нимание предмета материалистической философии носит односторонний характер, но в борьбе против идеа­листического гегелевского учения о божественности мышления оно сыграло прогрессивную роль.

Фейербах возражал против характеристики своего учения как материалистического в особенности пото­му, что в 50—60-х годах XIX в. в немецкой буржуазной философии подвизались так называемые вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт), ко­торые рассматривали мышление как особого рода ве­щество, выделяемое мозгом. Отмежевываясь от этих вульгаризаторов материалистической философии, Фей­ербах отказывался и от самого названия «материа­лизм», что свидетельствовало о его непоследовательно­сти в борьбе против идеализма.

Характерную особенность антропологического ма­териализма Фейербаха составляет отрицание дуализ­ма тела и души, признание и обоснование материалистического положения о единстве духовного и телесно­го, субъективного и объективного, психического и фи­зического, мышления и бытия.

Антропологизм Фейербаха не сводится лишь к определенной постановке и решению основного вопроса фи­лософии. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по мысли Фейербаха, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Но что такое эта сущность? Это, но Фейербаху, прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообра­зие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью и т. д. Речь идет, следовательно, о том, чтобы рассматривать различные формы общест­венного сознания, в первую очередь религию, с точки зрения заключающегося в них жизненного содержания. В этом отношении Фейербах идет дальше предшествую­щих материалистов, которые утверждали, что религия есть совокупность фантастических представлений и по­тому она лишена реального содержания. Фейербах же сводит сверхъестественное к естественному, фантастическое — к реальному, сверхчувственное — к чувствен­ному; в этом основная черта его антропологического метода.

Антропологизм Фейербаха заключает в себе зачатки материалистического понимания истории, попытки ма­териалистического истолкования религии как отра­жения реальной жизни людей. Однако эту реаль­ную жизнь людей, сущность человека Фейербах по­нимает абстрактно, вне связи с определенными исто­рическими общественными отношениями, классовым делением общества.