logo
Краткий очерк истории философии учебник (3)

Латвия и Эстония

Присоединение Латвии и Эстонии к России в ХУ111 в. сыграло прогрессивную роль в исторических судьбах прибалтийских на­родов. Оно создало условия для развития экономики и национальной демократической культуры.

Наиболее видными представителями передовой мысли Латвии в XIX в. были П. Баллод, Э. Вейденбаум и Я. Райнис.

Петр Баллод (1839—3918) — убежденный материа­лист-атеист, вместе с русскими революционными демо­кратами вел борьбу против самодержавия, за что был сослан в Сибирь. Впоследствии оказывал помощь ла­тышским социал-демократам.

Ян Райнис (1865—1929)—великий латышский рево­люционный поэт и мыслитель. Будучи студентом Петербургского университета, он устанавливает связи с кружком революционных народников, изучает труды русских революционных демократов, принимает активное участив революционном движении. В своих произведения Райнис пропагандировал идеи материализма и диалек­тики. «Идеи моих героев,— писал он,— ничего общего не имеют с «абсолютным духом» Гегеля, который «нелучше старого боженьки». Диалектика Гегеля стояла вниз головой»» (Rainis. Kopoti raksti, S. I—XIV. Riga, 1947—1951, S. V'H.1. 551.). Развитие, говорил Райнис, происходит путем борьбы нового со старым, путем преодоления старого новым.

Старому рост не под силу, Смертью оно изменяется. Старое надо разбить. В этом лишь к новому путь. (J. Rainis. Kopoti raksti, S. I, 1.373.)

Под влиянием развития рабочего движения и изучения трудов Маркса, Энгельса, Плеханова и особенно Ленина в первой половине 90-х годов совершается по­ворот Райниса от революционного демократизма к про­летарскому социализму; но он не стал вполне последовательным сторонником марксизма, не смог подняться до диалектического материализма.

В Эстонии в XIX в. передовые философские идеи распространяли просветитель-материалист Карл Роберт Якобсон (1841—1882) и выдающийся писатель, революционный демократ Эдуард Вилде (1865—1933). В своих сочинениях Вилде критиковал капиталистический строй, призывал развивать реалистическое искусство, чтобы «познать и передать знание тем, чьи души ищут исти­ны». Как и многие другие революционные демократы Вилде испытал влияние идей марксизма, но марксистом не стал.