Неогегельянство
Наиболее видными неогегельянцеми в России в разбираемый период
были Борис Николаевич Чичерин (1828—1904), Николай Григорьевич Дебольский (1842—1918), Иван Александрович Ильин (1882—1954), которые, испытав сильное влияние гегелевской философии, старались «обогащать» и «развивать» ее в религиозно-мистическом направлении. Из произведений русских неогегельянцев следует отметить «Науку и религию» (1879), «Положительную философию и единство науки» (1892), «Основания логики и метафизики» (1894) Б. Чичерина; «О диалектическом методе» (1872), «Философию будущего» (1882), «О высшем благе или верховной цели нравственной деятельности» (1886), «Философию феноменального формализма» (1892—1895) Н. Дебольского; «Философию Гегеля как учение о конкретности бога человека» И. Ильина (1918).
Неогегельянцы критиковали Гегеля за то, что он принизил бога, возвышая науку, умалил роль религии, считая ее низшей ступенью философского сознания. В теории познания неогегельянцы нападали как на материалистов, так и на позитивистов. Так, по Чичерину, «философия относится к религии, как чистая мысль к живому единению, то есть как отвлеченно-общее начало к конкретному единству». Религия удовлетворяет стремление человеческого духа к живому общению с «абсолютным», а философия в высшем своем значении есть «познание абсолютного», где человек выступает «исполнителем абсолютного закона», ибо разум его есть порождение абсолютного или верховного разума. Выдвигая абсолютный разум (бога) в качестве первотворца Вселенной, Чичерин утверждал, что мир управляется «всемогущим разумом», что разум как субстанция бессмертен, бессмертна и душа человека. «Бог,— писал он,— открывается человеку по мере того, как человек способен его понимать» (Б. Чичерин. Наука и религия. М., 1879, стр. 226, 216.). Но так как умственное состояние людей разное, то различно и понимание божества, различны религии, которые развиваются, как и ум
человека.
Дебольский критиковал Гегеля за то, что из его теории вышли не только идеалисты, но и материалисты и социалисты. Необходимо, сделал вывод
Девольский, «абсолютный формализм Гегеля» заменить «махизмом феноменальным», ибо наш ум — порождение абсолютного ума и призван, познавая мир, познать « абсолют» или «сущее». «Ошибка Гегеля,— заявлял Дебольский,— состояла именно в том, что он возвел в абсолютный ум тот ум, который только феноменален, т.е. ум, проявляющийся в нашей мысли как ее форма или закон» (Н. Дебольский, Философия феноменального формализма, ч. 1. СПб., 1892, стр. 2).
В религиозно-мистическом плане трактует гегелевскую философию Ильин. Центральная задача философии, по его мнению, «вновь найти доступ к научному знанию о сущности бога и человека» (И. А. Ильин. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека, т. 1. М., 1918, стр. X.). Хотя он и заявляет, что «философское приятие мира не может состоять ни в бунтующем изобличении того, что мир лежит во зле (Платон), ни в восторженном изображении его мнимого совершенства (Лейбниц)», что «учение о мире должно быть прежде всего предметно» (Там же, стр. 258.), однако вся «предметность» сводится им к «овеществившей себя идее», к «духу, сущему во образе вещи», где совершается «самооблечение бога в чувствующую душу или созерцание душою своей божественной природы» (Там же, стр. 275). Отсюда его призыв — философия должна познать сущность божества. Что касается диалектики Гегеля, в частности его учения о противоречиях и борьбе противоположностей, то у Ильина она сводилась к «перемириям», «компромиссам» и установлению равновесия борющихся сил.
- Глава IX
- Классическая немецкая философия,
- Антропологический материализм
- Л. Фейербаха
- Разложение буржуазией гегелевской философской школы
- Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
- Фейербах о задачах и предмете «новой философии»
- Критика идеалистической философии
- Критика религии
- Материалистическое понимание природы
- Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
- Глава X
- Идеология крепостнической реакции
- Славянофилы
- Дворянские просветители
- Помещичье-буржуазные либералы
- Формирование и развитие революционного демократизма в России
- Философские и социологические воззрения Белинского
- Эстетические воззрения Белинского
- Формирование революционного демократизма Герцена и Огарева
- Философский материализм Герцена и Огарева
- Диалектика – алгебра революции
- Философские и социологические взгляды петрашевцев
- Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
- Философский материализм
- Диалектика
- Эстетика
- Социологические идеи
- Н.А. Добролюбов
- Философские идеи
- Социологические идеи
- Эстетика
- Писарев д.И., Шелкунов н.В., Антонович и.А
- Философские и социологические воззрения революционных народников
- П.Л. Лавров
- П.Н. Ткачев
- М. А. Бакунин
- § 2. Философская и социологическая мысль народов ссср в XIX в.
- Украина
- Белоруссия и Литва
- Армения
- Азербайджан
- Средняя Азия
- Казахстан
- Латвия и Эстония
- § 3. Передовые течения философской и социологической мысли народов Восточной Европы в XIX в.
- Польские мыслители
- Болгарские мыслители.
- Сербские мыслители
- Венгрия
- Румыния
- § 4. Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
- Глава XI
- Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
- Религиозный карьеризм Кьеркегора
- Позитивизм о. Конта
- Учение Конта о познании и о науке
- «Закон» трех стадий исторического развития
- Классификация наук
- Социологические воззрения Конта
- Раздел второй
- Объективная необходимость возникновения научной идеологии рабочего класса
- Теоретические источники марксизма
- § 2. Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
- От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
- Критика мелкобуржуазного социализма
- Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
- Глава XIII
- § 2. Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
- § 3. Развитие диалектического материализма в экономических трудах к. Маркса 50—60-х годах
- Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
- Основные законы материалистической диалектики
- Вопросы теории познания диалектической логики
- § 4. Дальнейшее развитие исторического материализма
- Роль труда материального производства в развитии общественной жизни
- Экономическая структура общества. Базис и надстройка
- Коммунистическая общественно- экономическая формация
- Категории исторического материализма
- Глава XIV развитие диалектического и исторического материализма марксом и энгельсом после парижской коммуны
- § 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах...» и других произведениях
- § 2. Философское обобщение Марксом и Энгельсом достижений естествознания
- Марксистская разработка философских проблем естествознания
- В 70-80-е годы XIX в.
- «Диалектика природы» Энгельса
- Энгельс о единстве мира. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
- Качественная неуничтожимость материи и движения
- Энгельс о диалектическом развитии в природе
- Скачок от животного мира к человеческому обществу
- Применение диалектического материализма к математике и истории естествознания
- Естествознание и общество
- § 3. Развитие исторического материализма
- Учение о базисе и надстройке
- Глава XV распространение марксистской философии в европейских странам в конце XIX — начале XX в.
- И. Дицген
- Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
- Пропаганда ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
- Разработка вопросов исторического материализма а. Лабриолой
- Д. Благоев
- Глава XVI
- § 2. Начало марксистской деятельности Плеханова
- Критика идеализма и субъективной социологии народников
- Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
- § 3. Борьба Плеханова в 1883—1903 гг. За научное, Диалектико-материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении
- Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
- Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
- Защита материалистических основ марксисткой философии. Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
- Вопросы теории познания в сочинениях Плеханова
- Слабые стороны и ошибки в философских взглядах г.В. Плеханова
- § 4. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии
- Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
- Разработка марксистского учения об идеологии
- Разработка проблем эстетики
- Плеханов о проблемах истории философии
- Место Плеханова в истории марксистской философии
- Глава XVII
- Буржуазная философия
- В странах западной европы
- Во второй половине XIX в
- § 1. Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
- Механистический эволюционизм Спенсера
- «Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
- § 2. Махизм
- Позитивизм Маха
- Эмпириокритицизм Авенариуса
- Конвенционализм Пуанкаре
- § 3. Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Науки о природе и науки о культуре
- «Философия ценностей» как апология буржуазного общества
- § 4. «Философия жизни». Ф. Ницше
- Иррационализм и скептицизм Ницше
- Апология рабства
- Глава XVIII идеалистическая философия в россии второй половины XIX- начала XX в.
- Ф.М. Достоевский
- Л. Н. Толстой
- Философия в. С. Соловьева
- Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
- Философия «Вех»
- Религиозно-мистическая философия
- Персонализм
- Интуитивизм
- Неогегельянство
- Позитивизм в России
- Глава XIX
- § 2. Разработка проблем
- Диалектического материализма
- В трудах в. И. Ленина 1894—1917 гг.
- Борьба в.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
- Развитие Лениным диалектического материализма
- Ленин о практике и ее роли в познании
- Ленин о диалектике как теории и методе познания.
- § 3. Новейшая революция в естествознании и ее философское обобщение в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
- § 4. Защита и развитие Лениным исторического материализма