logo
Краткий очерк истории философии учебник (3)

«Диалектика природы» Энгельса

В 70—80-е годы XIX в. основоположники марксизма доказали, что философских проблем диалектический материализм - единственная философия, способная творчески осмыслить достижения естествознания второй полови­ны XIX в. и необходимая естество­знанию в качестве философской основы его дальнейшего развития. Неверно было бы, конечно, полагать, что до указанного периода Маркс и Энгельс не интересовались вопросами естествознания и не опирались на его достижения при выработке и развитии основных принцип диалектического материализма. Данные естественных наук о развитии природы, о материальном единств всех ее сил играли первостепенную роль уже в процессе формирования воззрений Маркса и Энгельса. Великий труд Ч. Дарвина получил высокую оценку Маркса сразу же после его выхода в свет. Маркс писал Ф. Лассалю в январе 1861 г. о «Происхождении видов»: «О значительна работа Дарвина, она годится мне как естественнонаучная основа понимания исторической борьбы классов» (К, Маркс и Ф, Энгельс, Соч., т. 30, стр. 475.). Но только в 70-е годы философские вопросы естествознания оказались в центре внимания классиков марксизма. Основную часть работы по обобщению данных естествознания взял на себя Энгельс. Но занимался этими вопросами и Маркс, в частности геологией и физиологией; Марксу принадлежат также важнейшие философские идеи в области математики

Почему усиленная разработка классиками марксизма философских проблем естествознания началась только указанный период? Укажем на три основные причины. Во-первых, к этому времени марксистская философия получила сравнительно широкую известность, а это по­требовало ее обоснования по целому ряду проблем, непо­средственно связанных с науками о природе. Во-вторых, переворот в естествознании, произведенный великими открытиями середины XIX в., в основном закончил­ся и появилась необходимость и возможность фило­софского обобщения этих открытий. Как отмечал Эн­гельс в 1886 г., ранее «естествознание находилось в том процессе сильнейшего брожения, который получил от­носительное, вносящее ясность завершение только за последние пятнадцать лет. Собрана была небывалая до сих пор масса нового материала для познания, но лишь в самое последнее время стало возможно установить связь, а стало быть, и порядок в этом хаосе стремитель­но нагромождавшихся открытий» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т, 21, стр. 288). В-третьих, в 70— 80-е годы явственно обострилась борьба в естествозна­нии по философским вопросам. Большинство естество­испытателей этого периода продолжало оставаться на позициях метафизического материализма, в целом чуж­дого диалектики. Однако, по мере того как естествозна­ние все глубже проникало в объективную диалектику процессов природы, метафизический метод мышления становился все более серьезным препятствием на пути прогресса науки. Противники марксизма из числа фи­лософов, заигрывавших с естествознанием, вроде Дю­ринга и философствующих естествоиспытателей вроде Бюхнера, отстаивали позиции материализма метафизи­ческого, а подчас и вульгарного. Поэтому в произведениях данного периода главный упор Энгельс делал на доказательство диалектического характера процессов природы.

В то же время все большее значение стала приобре­тать борьба против идеалистических и агностических концепций в естествознании. Помимо официальной религии, дань которой в той или иной форме многие ученые по-прежнему продолжали отдавать, в 70-е годы в буржуазном «образованном» обществе получает рас­пространение такой вид суеверия, как спиритизм (Уоллес, Крукс, Цельнер и др.). Усиливается влияние агностицизма: неокантианства — в Германии, юмизма в

Англии. В сознании многих естествоиспытателей (Гельмгольц, Негели) агностицизм сплетался с механистичес­ким материализмом, своеобразно «дополняя» его. Более того, склонные к неокантианству естествоиспытатели (Мюллер, Гельмгольц) ссылками на строение органов чувств человека пытались обосновать коренной тезис агностицизма о невозможности познания мира.

Еще в 1873 г. Энгельс задумал написать книгу по философским проблемам естествознания — «Диалектику природы». Он работал над ней наиболее активно в 70-ё годы. После кончины Маркса Энгельс вынужден был отложить этот труд в сторону (лишь иногда возвра­щаясь к нему), чтобы иметь возможность подготовить издание II и III томов «Капитала» и руководить быстро растущим международным рабочим движением. Энгельс собрал огромный фактический материал, отдельные раз­делы были написаны, но в целом книгу закончить ему не удалось. «Диалектика природы» нелегка для изуче­ния вследствие своей незавершенности; помимо закон­ченных статей в нее входят многочисленные заметки и фрагменты. Однако и в таком виде это произведение, впервые опубликованное в 1925 г., представляет колос­сальную ценность.

Две важнейшие идеи пронизывают эту книгу, а так­же близкие к ней по мыслям разделы других книг Энгельса, написанные в эти годы. Это идеи единства мира и исторического развития природы.