Диалектика – алгебра революции
Герцен и Огарев были диалектиками. Они высоко ценили диалектику Гераклита, Аристотеля, Бруно и особенно Гегеля, диалектические идеи, добытые естествознанием. Природа рассматривалась ими как вечный процесс обновления. Природа не любит застоя. Все застывшее обречено на гибель. Жизнь природы — непрестанное развитие, которое и составляет ее могучий стержень. Это развитие совершается во времени и пространстве, оно неискоренимо, как неискоренима сама материя.
В работе «Опыт бесед с молодыми людьми» (1858) Герцен отстаивает закон сохранения вещества и движения в природе. На отдельных примерах он показывает переход одного состояния материи в другое, одной формы движения в другую. Этот закон он называет «величайшим законом природы», замечательным открытием науки, подтверждающим не только научный
принцип неуничтожимости материи и движения, но и положение о том, что «миры возникают беспрерывно», что «одни существуют теперь, другие едва образуются, третьи кончают свою жизнь в этой форме» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. XIII. М., 1958, стр. 53). Высший продукт природы — человек, который осознает исторический путь природы, ее постепенное восхождение от простейших форм до высших.
Характеризуя Гераклита как гениального мыслителя, Герцен утверждал, что «практически мы именно гераклитовски смотрим на вещи», так как все живое есть не что иное, как «вечное брожение», все живущее находится в постоянном взаимодействии и вечном изменении. Но развитие не есть плавный и безболезненный процесс, оно совершается через борьбу противоположных начал; «борьба — это вечно у конца и вечно у начала», она закон жизни, закон развития. Борьба противоположных начал завершается отрицанием одной из сторон и торжеством другой; без отрицания нет жизни, нет развития и прогресса. Если бы при отрицании старого новым не учитывались достижения и достоинства прошлого и их значение для настоящего и будущего, то история была бы бессмысленна, ибо в ходе развития теряет значение только ложное, отжившее, несущественное.
В диалектике Герцен и Огарев видели «алгебру революции», т. е. рассматривали ее как обоснование необходимости революционных преобразований. «Теорию с практикой в деле отрицания примиряет революция. В ней отрицание не личное, не исключительное, не на выбор, не уклонение, а открытое противодействие старому и водворение нового» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. XX, книга вторая. М., 1960, стр. 603). Они видели противоречие между диалектическими принципами гегелевской философии и ее системой и упрекали Гегеля за то, что сам он из своей диалектики делал консервативные выводы в угоду сохранению конституционной монархии. У Герцена и Огарева диалектика призвана соединить философию с социализмом, доказать неизбежность уничтожения самодержавия и крепостного права в России и буржуазного строя на Западе, необходимость социальной революции, которая привела бы к торжеству социализма. «Новый век требует совершить революционный переворот в действительном мире событий», ибо современный социальный мир неразумен, не отвечает коренным интересам народа и потому безусловно нуждается в обновлении. Это обновление принесет социализм.
Обоснование Герценом и Огаревым необходимости революционного переворота, пропаганда социализма, которую они вели, сыграли великую роль в подготовке русской революции. В связи с этим Ленин писал, что «беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, стр. 261.).
Ленин дал высокую оценку философии Герцена. «В крепостной России 40-х годов XIX века — писал Ленин о Герцене,— он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя «алгебру революции». Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом. Первое из «Писем об изучении природы» — «Эмпирия и идеализм»,— написанное в 1844 году, показывает нам мыслителя, который, даже теперь, головой выше бездны современных естествоиспытателей-эмпириков и тьмы тем нынешних философов, идеалистов и полуидеалистов. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, стр. 256.).
Герцен и Огарев оставили глубокий след в русском освободительном движении, в истории русской культуры, в развитии революционных идей, материалистической философии и диалектики. Их богатейшее идейное наследие — серьезный вклад в сокровищницу мировой
культуры.
- Глава IX
- Классическая немецкая философия,
- Антропологический материализм
- Л. Фейербаха
- Разложение буржуазией гегелевской философской школы
- Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
- Фейербах о задачах и предмете «новой философии»
- Критика идеалистической философии
- Критика религии
- Материалистическое понимание природы
- Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
- Глава X
- Идеология крепостнической реакции
- Славянофилы
- Дворянские просветители
- Помещичье-буржуазные либералы
- Формирование и развитие революционного демократизма в России
- Философские и социологические воззрения Белинского
- Эстетические воззрения Белинского
- Формирование революционного демократизма Герцена и Огарева
- Философский материализм Герцена и Огарева
- Диалектика – алгебра революции
- Философские и социологические взгляды петрашевцев
- Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
- Философский материализм
- Диалектика
- Эстетика
- Социологические идеи
- Н.А. Добролюбов
- Философские идеи
- Социологические идеи
- Эстетика
- Писарев д.И., Шелкунов н.В., Антонович и.А
- Философские и социологические воззрения революционных народников
- П.Л. Лавров
- П.Н. Ткачев
- М. А. Бакунин
- § 2. Философская и социологическая мысль народов ссср в XIX в.
- Украина
- Белоруссия и Литва
- Армения
- Азербайджан
- Средняя Азия
- Казахстан
- Латвия и Эстония
- § 3. Передовые течения философской и социологической мысли народов Восточной Европы в XIX в.
- Польские мыслители
- Болгарские мыслители.
- Сербские мыслители
- Венгрия
- Румыния
- § 4. Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
- Глава XI
- Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
- Религиозный карьеризм Кьеркегора
- Позитивизм о. Конта
- Учение Конта о познании и о науке
- «Закон» трех стадий исторического развития
- Классификация наук
- Социологические воззрения Конта
- Раздел второй
- Объективная необходимость возникновения научной идеологии рабочего класса
- Теоретические источники марксизма
- § 2. Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
- От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
- Критика мелкобуржуазного социализма
- Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
- Глава XIII
- § 2. Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
- § 3. Развитие диалектического материализма в экономических трудах к. Маркса 50—60-х годах
- Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
- Основные законы материалистической диалектики
- Вопросы теории познания диалектической логики
- § 4. Дальнейшее развитие исторического материализма
- Роль труда материального производства в развитии общественной жизни
- Экономическая структура общества. Базис и надстройка
- Коммунистическая общественно- экономическая формация
- Категории исторического материализма
- Глава XIV развитие диалектического и исторического материализма марксом и энгельсом после парижской коммуны
- § 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах...» и других произведениях
- § 2. Философское обобщение Марксом и Энгельсом достижений естествознания
- Марксистская разработка философских проблем естествознания
- В 70-80-е годы XIX в.
- «Диалектика природы» Энгельса
- Энгельс о единстве мира. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
- Качественная неуничтожимость материи и движения
- Энгельс о диалектическом развитии в природе
- Скачок от животного мира к человеческому обществу
- Применение диалектического материализма к математике и истории естествознания
- Естествознание и общество
- § 3. Развитие исторического материализма
- Учение о базисе и надстройке
- Глава XV распространение марксистской философии в европейских странам в конце XIX — начале XX в.
- И. Дицген
- Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
- Пропаганда ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
- Разработка вопросов исторического материализма а. Лабриолой
- Д. Благоев
- Глава XVI
- § 2. Начало марксистской деятельности Плеханова
- Критика идеализма и субъективной социологии народников
- Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
- § 3. Борьба Плеханова в 1883—1903 гг. За научное, Диалектико-материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении
- Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
- Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
- Защита материалистических основ марксисткой философии. Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
- Вопросы теории познания в сочинениях Плеханова
- Слабые стороны и ошибки в философских взглядах г.В. Плеханова
- § 4. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии
- Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
- Разработка марксистского учения об идеологии
- Разработка проблем эстетики
- Плеханов о проблемах истории философии
- Место Плеханова в истории марксистской философии
- Глава XVII
- Буржуазная философия
- В странах западной европы
- Во второй половине XIX в
- § 1. Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
- Механистический эволюционизм Спенсера
- «Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
- § 2. Махизм
- Позитивизм Маха
- Эмпириокритицизм Авенариуса
- Конвенционализм Пуанкаре
- § 3. Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Науки о природе и науки о культуре
- «Философия ценностей» как апология буржуазного общества
- § 4. «Философия жизни». Ф. Ницше
- Иррационализм и скептицизм Ницше
- Апология рабства
- Глава XVIII идеалистическая философия в россии второй половины XIX- начала XX в.
- Ф.М. Достоевский
- Л. Н. Толстой
- Философия в. С. Соловьева
- Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
- Философия «Вех»
- Религиозно-мистическая философия
- Персонализм
- Интуитивизм
- Неогегельянство
- Позитивизм в России
- Глава XIX
- § 2. Разработка проблем
- Диалектического материализма
- В трудах в. И. Ленина 1894—1917 гг.
- Борьба в.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
- Развитие Лениным диалектического материализма
- Ленин о практике и ее роли в познании
- Ленин о диалектике как теории и методе познания.
- § 3. Новейшая революция в естествознании и ее философское обобщение в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
- § 4. Защита и развитие Лениным исторического материализма