Фейербах о задачах и предмете «новой философии»
Фейербах рассматривал свою философию как завершение и вместе с тем преодоление учения Гегеля и его предшественников. Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности и потребностей, то «новая философия», или «философия будущего» — так называет Фейербах свое учение,— исходит из того, что реальным субъектом разума является человек, и только человек. Человек же в свою очередь продукт природы.
Отвергая противопоставление умозрительной философии эмпирическим наукам, Фейербах настаивает на том, чтобы философия также исходила из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Философия должна заключить союз с естествознанием.
Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия призвана на земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Философия заменяет религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реальных возможностей в достижении счастья.
Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное разрешение. «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда,— пишет Фейербах,— когда основанием, субъектом этого единства берется человек» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. I. M., 1955, стр. 199).
Науки, изучающие деятельность человека, позволяют полностью вскрыть несостоятельность спекулятивно-идеалистического представления о мышлении и духовном вообще. Эти науки, в особенности физиология, выявляют неразрывную связь мышления с материальными процессами, совершающимися в человеческом организме, с чувственным восприятием внешнего мира и т. д. Человек неотделим от природы, следовательно, и духовное не должно противопоставляться природе как возвышающаяся над ней действительность. «Новая философия,— пишет Фейербах,— превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» (Там же, стр. 202).
Таким образом, Фейербах стремится разработать материалистическую систему взглядов на базе научной физиологии и психологии человека. Конечно, такое понимание предмета материалистической философии носит односторонний характер, но в борьбе против идеалистического гегелевского учения о божественности мышления оно сыграло прогрессивную роль.
Фейербах возражал против характеристики своего учения как материалистического в особенности потому, что в 50—60-х годах XIX в. в немецкой буржуазной философии подвизались так называемые вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт), которые рассматривали мышление как особого рода вещество, выделяемое мозгом. Отмежевываясь от этих вульгаризаторов материалистической философии, Фейербах отказывался и от самого названия «материализм», что свидетельствовало о его непоследовательности в борьбе против идеализма.
Характерную особенность антропологического материализма Фейербаха составляет отрицание дуализма тела и души, признание и обоснование материалистического положения о единстве духовного и телесного, субъективного и объективного, психического и физического, мышления и бытия.
Антропологизм Фейербаха не сводится лишь к определенной постановке и решению основного вопроса философии. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по мысли Фейербаха, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Но что такое эта сущность? Это, но Фейербаху, прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью и т. д. Речь идет, следовательно, о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания, в первую очередь религию, с точки зрения заключающегося в них жизненного содержания. В этом отношении Фейербах идет дальше предшествующих материалистов, которые утверждали, что религия есть совокупность фантастических представлений и потому она лишена реального содержания. Фейербах же сводит сверхъестественное к естественному, фантастическое — к реальному, сверхчувственное — к чувственному; в этом основная черта его антропологического метода.
Антропологизм Фейербаха заключает в себе зачатки материалистического понимания истории, попытки материалистического истолкования религии как отражения реальной жизни людей. Однако эту реальную жизнь людей, сущность человека Фейербах понимает абстрактно, вне связи с определенными историческими общественными отношениями, классовым делением общества.
- Глава IX
- Классическая немецкая философия,
- Антропологический материализм
- Л. Фейербаха
- Разложение буржуазией гегелевской философской школы
- Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
- Фейербах о задачах и предмете «новой философии»
- Критика идеалистической философии
- Критика религии
- Материалистическое понимание природы
- Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
- Глава X
- Идеология крепостнической реакции
- Славянофилы
- Дворянские просветители
- Помещичье-буржуазные либералы
- Формирование и развитие революционного демократизма в России
- Философские и социологические воззрения Белинского
- Эстетические воззрения Белинского
- Формирование революционного демократизма Герцена и Огарева
- Философский материализм Герцена и Огарева
- Диалектика – алгебра революции
- Философские и социологические взгляды петрашевцев
- Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
- Философский материализм
- Диалектика
- Эстетика
- Социологические идеи
- Н.А. Добролюбов
- Философские идеи
- Социологические идеи
- Эстетика
- Писарев д.И., Шелкунов н.В., Антонович и.А
- Философские и социологические воззрения революционных народников
- П.Л. Лавров
- П.Н. Ткачев
- М. А. Бакунин
- § 2. Философская и социологическая мысль народов ссср в XIX в.
- Украина
- Белоруссия и Литва
- Армения
- Азербайджан
- Средняя Азия
- Казахстан
- Латвия и Эстония
- § 3. Передовые течения философской и социологической мысли народов Восточной Европы в XIX в.
- Польские мыслители
- Болгарские мыслители.
- Сербские мыслители
- Венгрия
- Румыния
- § 4. Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
- Глава XI
- Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
- Религиозный карьеризм Кьеркегора
- Позитивизм о. Конта
- Учение Конта о познании и о науке
- «Закон» трех стадий исторического развития
- Классификация наук
- Социологические воззрения Конта
- Раздел второй
- Объективная необходимость возникновения научной идеологии рабочего класса
- Теоретические источники марксизма
- § 2. Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
- От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
- Критика мелкобуржуазного социализма
- Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
- Глава XIII
- § 2. Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
- § 3. Развитие диалектического материализма в экономических трудах к. Маркса 50—60-х годах
- Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
- Основные законы материалистической диалектики
- Вопросы теории познания диалектической логики
- § 4. Дальнейшее развитие исторического материализма
- Роль труда материального производства в развитии общественной жизни
- Экономическая структура общества. Базис и надстройка
- Коммунистическая общественно- экономическая формация
- Категории исторического материализма
- Глава XIV развитие диалектического и исторического материализма марксом и энгельсом после парижской коммуны
- § 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах...» и других произведениях
- § 2. Философское обобщение Марксом и Энгельсом достижений естествознания
- Марксистская разработка философских проблем естествознания
- В 70-80-е годы XIX в.
- «Диалектика природы» Энгельса
- Энгельс о единстве мира. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
- Качественная неуничтожимость материи и движения
- Энгельс о диалектическом развитии в природе
- Скачок от животного мира к человеческому обществу
- Применение диалектического материализма к математике и истории естествознания
- Естествознание и общество
- § 3. Развитие исторического материализма
- Учение о базисе и надстройке
- Глава XV распространение марксистской философии в европейских странам в конце XIX — начале XX в.
- И. Дицген
- Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
- Пропаганда ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
- Разработка вопросов исторического материализма а. Лабриолой
- Д. Благоев
- Глава XVI
- § 2. Начало марксистской деятельности Плеханова
- Критика идеализма и субъективной социологии народников
- Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
- § 3. Борьба Плеханова в 1883—1903 гг. За научное, Диалектико-материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении
- Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
- Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
- Защита материалистических основ марксисткой философии. Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
- Вопросы теории познания в сочинениях Плеханова
- Слабые стороны и ошибки в философских взглядах г.В. Плеханова
- § 4. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии
- Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
- Разработка марксистского учения об идеологии
- Разработка проблем эстетики
- Плеханов о проблемах истории философии
- Место Плеханова в истории марксистской философии
- Глава XVII
- Буржуазная философия
- В странах западной европы
- Во второй половине XIX в
- § 1. Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
- Механистический эволюционизм Спенсера
- «Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
- § 2. Махизм
- Позитивизм Маха
- Эмпириокритицизм Авенариуса
- Конвенционализм Пуанкаре
- § 3. Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Науки о природе и науки о культуре
- «Философия ценностей» как апология буржуазного общества
- § 4. «Философия жизни». Ф. Ницше
- Иррационализм и скептицизм Ницше
- Апология рабства
- Глава XVIII идеалистическая философия в россии второй половины XIX- начала XX в.
- Ф.М. Достоевский
- Л. Н. Толстой
- Философия в. С. Соловьева
- Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
- Философия «Вех»
- Религиозно-мистическая философия
- Персонализм
- Интуитивизм
- Неогегельянство
- Позитивизм в России
- Глава XIX
- § 2. Разработка проблем
- Диалектического материализма
- В трудах в. И. Ленина 1894—1917 гг.
- Борьба в.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
- Развитие Лениным диалектического материализма
- Ленин о практике и ее роли в познании
- Ленин о диалектике как теории и методе познания.
- § 3. Новейшая революция в естествознании и ее философское обобщение в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
- § 4. Защита и развитие Лениным исторического материализма