logo
Краткий очерк истории философии учебник (3)

Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом

Изучение исторических условий, теоретических источников и естественнонаучных предпосылок возник­новения марксизма, рассмотрение моментов процесса формирования философии марксизма дают возможность кратко определить, в чем заключа­ется та революция в философии, которую осуществили основоположники марксизма.

Маркс и Энгельс выработали научное мировоззре­ние, философию рабочего класса и его коммунистиче­ской партии, которая качественно отличается от всех предшествующих, в том числе и прогрессивных, фило­софских учений. Основоположники марксизма соедини­ли в единое, неразрывное целое диалектику и материа­лизм, разработали материалистическую диалектику (противоположную гегелевской идеалистической диалектике), создали материалистическую теорию общественно исторического процесса. Это и было прямым и непосредственным выражением той революции в философии которая была осуществлена Марксом и Энгельсом Основоположники марксизма неоднократно указывали, что они отрицают философию в старом смысле этого слова. Речь идет об отрицании характерного для до­марксистской философии противопоставления философ­ской теории практике (в особенности же освободитель­ному движению трудящихся), об отрицании противопо­ставления философской теории положительным наукам о природе и обществе, рассматривавшимся как знание низшего ранга, с которым философия вправе не счи­таться. Правда, уже некоторые, наиболее выдающиеся представители домарксистской философии стремились покончить с воззрением, согласно которому философия не имеет отношения к практическим интересам и огра­ничивается лишь бесстрастным изучением действитель­ности. Однако ни один из них не смог материалисти­чески обосновать единство философии с общественной практикой.

Старая философия противопоставлялась положи­тельным наукам о природе и обществе как некая «на­ука наук», которая базирует свои положения не на дан­ных конкретных научных исследований, а на принципах разума. Те из домарксовских философов, которые счи­тали такое противопоставление неправомерным и пыта­лись его преодолеть, не могли решить этой задачи; толь­ко материалистическое понимание природы и общества и диалектическая концепция развития позволяют понять действительное положение философии в системе научных знаний о природе и обществе, научно определит предмет философии и тем самым покончить с противопоставлением философского знания другим наукам Маркс и Энгельс решили эту великую задачу и благодаря этому превратили философию в подлинно научно мировоззрение.

Создание исторического материализма — важнейшее выражение революции в философии, осуществленной марксизмом. «Величайшим завоеванием научной мысли,— писал В. И. Ленин,— явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий,— из крепостничества, например, вырастает капитализм».( И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 44)

Маркс и Энгельс вскрыли действительную основу всего многообразия общественных отношений — произ­водство материальных благ, развитие которого опреде­ляет все остальные стороны общественной жизни. Ис­следование материального производства и его главной производительной силы — трудящихся масс — привело Маркса и Энгельса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории.

Выдающиеся предшественники Маркса и Энгельса ставили вопрос о необходимости создания научной фи­лософии, которую они, однако, понимали как систему раз навсегда установленных абсолютных истин. Только Маркс и Энгельс доказали, что философское познание, как и всякое знание о действительности, непрерывно развивается и никогда не получит окончательного завер­шения. Философия не может и не должна быть «абсо­лютной наукой», претендующей на «разрешение всех загадок». Нет поэтому никаких оснований для противо­поставления «философии природы» естествознанию, «философии истории» истории как науке, «философии права» правоведению и т. д.

Диалектический и исторический материализм, соз­данный Марксом и Энгельсом, не «наука наук», которая не считается с теоретическими положениями других наук. Если отдельные науки исследуют определенные формы движения материи и присущие им специфиче­ские законы, то марксистская философия — диалектиче­ский и исторический материализм —представляет собой научное мировоззрение, изучающее закономерности, об­щие и для физической, и для биологической, и для об­щественной форм движения материи. Революционный переворот в философии, осуществленный Марксом и Энгельсом, означал превращение философии в научное «мировоззрение, неразрывно связанное с освободительным движением рабочего класса и коммунистическим преобразованием общественных отношений. Благодаря марксизму философия, исчерпавшая возможности прогрессивного развития на буржуазной почве, стала великой могущественной идейной силой общественного развития.