Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) не только гениальный художник слова, чьи произведения по праву составляют гордость русского народа и всего прогрессивного человечества, но и выдающийся мыслитель.
Толстой-мыслитель прошел сложный путь идейных исканий, колебаний и сомнений, приведших его от отвлеченных просветительских идей раннего периода к созданию в 80-х годах своей оригинальной социально-философской системы, нашедшей наиболее полное выражение в «Исповеди» (1880—1882), «В чем моя вера?» (1883), «Воскресении» (1889—1899), «Так что же нам делать?» (1882—1886) и других философских, художественных и публицистических произведениях. В 80-х годах Толстой порывает с дворянской средой; он становится выразителем идей и настроений патриархального крестьянства. Если в ранних произведениях Толстого находят свое выражение абстрактные идеи прогресса, добра, всеобщего благоденствия и счастья, то в период создания «Войны и мира» (1863—1869) его занимают проблемы общественно-исторического развития, судьбы Родины, вопрос о движущих силах истории, о роли народных масс и великих личностей, свободе и необходимости, о моральных факторах. Он остро полемизирует с официальной историографией и субъективистской социальной философией, согласно которой историю делают цари, короли, полководцы. История, утверждает Толстой, имеет своим предметом «изучение движения народов и человечества, а не описание эпизодов из жизни людей» (Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 12. М. – Л., 1933, стр. 339). Гениальность исторической личности, в числе и выдающегося полководца, состоит прежде всего в умении угадывать отправной момент и исход событий а также в искусстве поднимать народ тогда, когда его деятельность должна решить сам исход этих исторических событий. Исход войны 1812 г. зависел, по Толстому не столько от поведения гениальных полководцев, сколько от морального духа народа, от его самоотверженных действий. Высокий моральный дух, величие народа проявляются ярче всего «в эпоху неудач и поражений». Толстой высказывает ряд глубоких диалектических идей о соотношении свободы и необходимости в истории, но в то же время встречаем у него и проникнутые фатализмом суждения о «законе предопределения», будто бы управляющем историей человечества.
Толстой отвергал субъективно-идеалистическое учение о свободе воли и христианское учение о божественном вмешательстве в судьбы человечества. По его мнению, мыслитель или историк призван, «отстранив понятие причин, отыскивать законы, общие всем равным и неразрывно связанным между собою бесконечно малым элементам свободы» (Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений, т.12. М.-Л.,1933, стр.339).
Когда Толстой заканчивал роман «Анна Каренина» (1877), в котором осуждается бездушие и фальшь морали господствующих классов, он находился накануне поворота в своих идейных исканиях, в своем мировоззрении. Философские воззрения Толстого, начиная с 80-x годов, представляют собой, по определению Ленина, конгломерат «пассивизма», анархизма, народничества и религии.
Своими бессмертными творениями Толстой оказал могучее и неизгладимое воздействие на развитие передовой литературы не только в России, но и во всем ре. Сильным было также и его влияние как мыслителя, выдвинувшего на первый план вопросы социальной философии, страстно ополчившегося против общественного зла, корень которого он усматривал в крупной частной собственности. Толстой протестовал против самодержавия и остатков крепостничества, против помещичье-буржуазного строя, гневно осуждал порабощение и угнетение человека человеком, клеймил официальную церковь, подкупленное царизмом духовенство и светское чиновничество, продажность суда. Его протестующий голос, голос величайшего гуманиста, мощно звучал на протяжении многих десятилетий. Недаром господствующая клика царской России, служители церкви люто ненавидели и боялись могучего слова Толстого, поносили и преследовали писателя. Но, несмотря на все происки власть предержащих, Толстой не дрогнул, не отступил от своих идей.
И как бы ни ошибался он в решении острых вопросов современности, он был искренен и честен, оставался демократом, поборником просвещения, обличителем социальной несправедливости и общественного зла.
Толстой как писатель и мыслитель крайне сложен и противоречив. Эти противоречия в его творчестве неслучайны. Они были выражением тех противоречивых условий и общественных отношений, которые сложились в России в пореформенный период, в период подготовки и совершения буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг., отражением поведения в ней крестьянских масс. Осуждая устои эксплуататорского общества, Толстой противопоставлял им труд крестьян, т. е. мелких производителей, живущих на собственной земле и собственным трудом. Но он идеализировал патриархальную деревню, мужицкий быт. Он отвергал реальные пути освобождения людей от «власти денег», отрицал классовую борьбу и революцию, полагая, что путь к свободной и счастливой жизни лежит через новую религию, через нравственное самосовершенствование людей и «непротивление злу насилием», через всепрощение и всеобщую любовь.
В своей знаменитой статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» Ленин писал о противоречия; в воззрениях великого художника: «Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе... С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; другой стороны,— юродивая проповедь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 209—210.).
Критикуя догматическое богословие и церковь, находящуюся на службе сильных мира сего, Толстой пытался создать «новую религию», религию в «истинном смысле», религию без попов и установленных ритуалов, без церквей и монастырей, доказывая, что такая религия не враждебна науке и что на нее должна опираться философия.
Толстой был объективным идеалистом. Он отрицал личного бога и говорил о «всемирном духе», который управляет нами, о боге, которого отождествлял с любовью, разумом (логосом), добром, законом, благом, совестью, сводя тем самым бога к высшим этическим ценностям. Эти нравственные принципы и должны быть, по мнению Толстого, положены в основу жизни и деятельности людей и призваны привести общество к разумному и справедливому устройству, где не будет вражды, ненависти, угнетения человека человеком.
Признавая принцип любви к человечеству и принцип смирения, всепрощения и непротивления главными движущими началами, Толстой не видел истинных причин общественного прогресса. Поэтому, когда в России разразилась революция 1905—1907 гг., великий писатель не разобрался в ее характере и движущих силах. Он не понял значения рабочего движения и его роли в борьбе самодержавием, помещиками и буржуазией, не сумел разобраться в научном социализме и его отличии от утопического социализма, хотя и читал произведения Маркса. И в то время, когда шла ожесточенная борьба народа против угнетателей, когда начались вооруженные восстания и революция, Толстой продолжал развивать теорию «непротивления злу насилием», идею всеобщей любви, нравственного совершенствования личности
В.И.Ленин указывал, что в своих художественных произведениях Толстой поставил много великих вопросов, сумел передать настроение широких крестьянских масс, придавленных господствовавшими в стране реакционными порядками, отразил силу и слабость русской революции. «Толстой,— писал В. И. Ленин,— велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции. Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки зрения,— действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции... Толстовские идеи, это — зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного мужичка»... Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого,— и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости».( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 210, 2212). В. И. Ленин, критикуя реакционные стороны мировоззрения великого писателя, одновременно учил хранить все положительное, что имеется в его многогранном наследстве, в частности толстовскую критику помещичье-буржуазного государства, церкви, частной собственности, капитализма, морали господствующих классов.
Толстой был не только гениальным писателем, но своеобразным теоретиком искусства. Его эстетические идеи составляют важный момент в истории и теории эстетических учений. Воспитанный на лучших традиция русской и мировой литературы, Толстой был противником реакционной теории «чистого искусства» и таких разновидностей, как декаданс, формализм. Он подвергал их беспощадной критике, доказывал, что это
направления чужды народу своей надуманностью, абстрактностью, вычурностью. Разница между наукой и искусством, по определению Толстого, в том, что апеллирует к рассудку, разуму, искусство же, опираясь на арсенал красок, звуков, линий, образов, слов, обращается к сердцу, к чувствам. Такое определение искусства, ограничивающееся сферой чувств, является узким, односторонним и поэтому ошибочным. И сам же своим творчеством постоянно доказывал это, обращаясь в своих художественных произведениях не только к чувствам, но и к разуму. Искусство, по Толстому, выражает духовную связь настоящего, прошлого и будущего; оно призвано проповедовать высокие нравственные идеалы, быть доступным народу. Художественное произведение должно быть гармоническим сочетанием формы и содержания, нравственного и эстетического. Толстой зло высмеял формалистов, декадентов как «художников паразитного меньшинства» в искусстве, которые заявляли, что их творения не потому отвергают, что они непонятны, а потому, что читатели, зрители, слушатели еще не доросли до них. Подобными рассуждениями писатель, художник, доказывал Толстой, «освобождает себя от всяких истинных требований всякого искусства, а с другой стороны, подписывает себе смертный приговор, подрывает в себе главный нерв искусства» (Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений, т.30. М., 1951, стр.266). Сторонник реализма и народности в художественном творчестве, Толстой связывал дальнейшее развитие искусства с осуществлением его главного назначения — служением народу, трудящимся, а не кучке «паразитного меньшинства».
- Глава IX
- Классическая немецкая философия,
- Антропологический материализм
- Л. Фейербаха
- Разложение буржуазией гегелевской философской школы
- Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
- Фейербах о задачах и предмете «новой философии»
- Критика идеалистической философии
- Критика религии
- Материалистическое понимание природы
- Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
- Глава X
- Идеология крепостнической реакции
- Славянофилы
- Дворянские просветители
- Помещичье-буржуазные либералы
- Формирование и развитие революционного демократизма в России
- Философские и социологические воззрения Белинского
- Эстетические воззрения Белинского
- Формирование революционного демократизма Герцена и Огарева
- Философский материализм Герцена и Огарева
- Диалектика – алгебра революции
- Философские и социологические взгляды петрашевцев
- Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
- Философский материализм
- Диалектика
- Эстетика
- Социологические идеи
- Н.А. Добролюбов
- Философские идеи
- Социологические идеи
- Эстетика
- Писарев д.И., Шелкунов н.В., Антонович и.А
- Философские и социологические воззрения революционных народников
- П.Л. Лавров
- П.Н. Ткачев
- М. А. Бакунин
- § 2. Философская и социологическая мысль народов ссср в XIX в.
- Украина
- Белоруссия и Литва
- Армения
- Азербайджан
- Средняя Азия
- Казахстан
- Латвия и Эстония
- § 3. Передовые течения философской и социологической мысли народов Восточной Европы в XIX в.
- Польские мыслители
- Болгарские мыслители.
- Сербские мыслители
- Венгрия
- Румыния
- § 4. Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
- Глава XI
- Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
- Религиозный карьеризм Кьеркегора
- Позитивизм о. Конта
- Учение Конта о познании и о науке
- «Закон» трех стадий исторического развития
- Классификация наук
- Социологические воззрения Конта
- Раздел второй
- Объективная необходимость возникновения научной идеологии рабочего класса
- Теоретические источники марксизма
- § 2. Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
- От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
- Критика мелкобуржуазного социализма
- Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
- Глава XIII
- § 2. Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
- § 3. Развитие диалектического материализма в экономических трудах к. Маркса 50—60-х годах
- Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
- Основные законы материалистической диалектики
- Вопросы теории познания диалектической логики
- § 4. Дальнейшее развитие исторического материализма
- Роль труда материального производства в развитии общественной жизни
- Экономическая структура общества. Базис и надстройка
- Коммунистическая общественно- экономическая формация
- Категории исторического материализма
- Глава XIV развитие диалектического и исторического материализма марксом и энгельсом после парижской коммуны
- § 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах...» и других произведениях
- § 2. Философское обобщение Марксом и Энгельсом достижений естествознания
- Марксистская разработка философских проблем естествознания
- В 70-80-е годы XIX в.
- «Диалектика природы» Энгельса
- Энгельс о единстве мира. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
- Качественная неуничтожимость материи и движения
- Энгельс о диалектическом развитии в природе
- Скачок от животного мира к человеческому обществу
- Применение диалектического материализма к математике и истории естествознания
- Естествознание и общество
- § 3. Развитие исторического материализма
- Учение о базисе и надстройке
- Глава XV распространение марксистской философии в европейских странам в конце XIX — начале XX в.
- И. Дицген
- Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
- Пропаганда ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
- Разработка вопросов исторического материализма а. Лабриолой
- Д. Благоев
- Глава XVI
- § 2. Начало марксистской деятельности Плеханова
- Критика идеализма и субъективной социологии народников
- Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
- § 3. Борьба Плеханова в 1883—1903 гг. За научное, Диалектико-материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении
- Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
- Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
- Защита материалистических основ марксисткой философии. Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
- Вопросы теории познания в сочинениях Плеханова
- Слабые стороны и ошибки в философских взглядах г.В. Плеханова
- § 4. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии
- Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
- Разработка марксистского учения об идеологии
- Разработка проблем эстетики
- Плеханов о проблемах истории философии
- Место Плеханова в истории марксистской философии
- Глава XVII
- Буржуазная философия
- В странах западной европы
- Во второй половине XIX в
- § 1. Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
- Механистический эволюционизм Спенсера
- «Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
- § 2. Махизм
- Позитивизм Маха
- Эмпириокритицизм Авенариуса
- Конвенционализм Пуанкаре
- § 3. Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Науки о природе и науки о культуре
- «Философия ценностей» как апология буржуазного общества
- § 4. «Философия жизни». Ф. Ницше
- Иррационализм и скептицизм Ницше
- Апология рабства
- Глава XVIII идеалистическая философия в россии второй половины XIX- начала XX в.
- Ф.М. Достоевский
- Л. Н. Толстой
- Философия в. С. Соловьева
- Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
- Философия «Вех»
- Религиозно-мистическая философия
- Персонализм
- Интуитивизм
- Неогегельянство
- Позитивизм в России
- Глава XIX
- § 2. Разработка проблем
- Диалектического материализма
- В трудах в. И. Ленина 1894—1917 гг.
- Борьба в.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
- Развитие Лениным диалектического материализма
- Ленин о практике и ее роли в познании
- Ленин о диалектике как теории и методе познания.
- § 3. Новейшая революция в естествознании и ее философское обобщение в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
- § 4. Защита и развитие Лениным исторического материализма