logo search
учебно-методич

Методические рекомендации

Цельсеминарского занятия – рассмотрение причин, хода и последствий наиболее известных восстаний рабов в древнем Риме периода республики, а также дальнейшее совершенствование навыков работы с историческими источниками и научной литературой, навыков публичных выступлений, оппонирования и рецензирования. Доклады, в основном, должны составляться на материале документов, размещенных в хрестоматии. Готовя доклад попервому вопросу, используйте учебные пособия С.И. Ковалева и Н.А. Машкина, а также сообщение Диодора Сицилийского о положении рабов накануне первого сицилийского восстания. Подберите сведения, характеризующие положение сельских и городских рабов, а также рабов, работавших на рудниках. Назовите и прокомментируйте основные черты классического (античного) рабства, покажите, как они проявлялись в древнем Риме. Сделайте вывод о причинах восстаний рабов в древнем Риме.

Доклады по второму, третьему и пятомувопросамрекомендуется составлять, в основном, по сведениям античных авторов, включенным в хрестоматию. Принимая во внимание, что продолжительность доклада не может быть более 20 минут, а сведения римских писателей обширны, следует ответственно подойти к задаче отбора необходимого материала. Кратко сообщите какие причины возникновения восстаний рабов указывают Диодор Сицилийский, Плутарх, Аппиан и Флор, и какими они были по мнению современных историков. Далее укажите, какие слои населения участвовали в восстаниях, чего добивались рабы (программа восставших). Более подробно расскажите о ходе восстания (численность армии рабов, действия восставших и правительственных войск, основные сражения и их итоги), обратив внимание на попытки создания государства в ходе сицилийских восстаний. Далее расскажите о разгроме восставших, о причинах подавления восстания и о его последствиях. Избегайте включения в доклад второстепенного материала. Для лучшего усвоения материала слушателями разделите восстания на этапы и укажите их особенности. Выясните, как относились к восставшим и их вождям античные авторы и чем, на Ваш взгляд, объясняются отличия в их характеристике. Подбирая материал почетвертому вопросу, найдите сведения о том, кто такие гладиаторы, кто становился гладиатором, на какие категории они делились, каким было их вооружение и тактика боя, как проводились тренировки гладиаторов, где и как проходили гладиаторские бои и прочее.

Выступая с докладом по шестому вопросуне следует пересказывать ход восстания Спартака (хотя материал по восстанию докладчику должен быть очень хорошо известен). Выделите лишь те аспекты восстания, которые, на Ваш взгляд неверно или искаженно представлены в современном кинематографе. Для этого Вам необходимо будет изучить античные источники, специальную литературу, после чего (с учетом полученных знаний) внимательно просмотреть и проанализировать современные зарубежные фильмы о Спартаке. Обратите внимание, в частности, на то, в чем режиссеры видят причины восстания, насколько верно и адекватно они характеризуют и показывают восставших и их вождей, вооружение и ход восстания, Доклад по этому вопросу может быть оценен до 7 баллов.