Методические рекомендации
Цель данного семинарского занятия состоит в изучении основных особенностей экономики и социально-экономических отношений хеттского общества. Выбранная форма проведения занятия должна способствовать накоплению студентами навыков работы с источниковым материалом и дополнительной научной литературой. Исследование проблемы проводится на базе хеттских законов, размещенных практически во всех хрестоматиях по истории стран древнего Востока. Помимо этого, следует использовать специальные работы отечественных и зарубежных востоковедов, включенные в список рекомендованной литературы. Они позволяют составить общее представление об истории Хеттской державы, расширить объем фактического материала по экономике и социальной организации, узнать современную оценку многих аспектов жизни хеттского общества.
Рассмотрение целого комплекса проблем, связанных с сельским хозяйством, рекомендуется начать с изложения особенностей природно-климатических условий в Малой Азии, и обусловленного этим соотношения различных его отраслей. Систематизируя материал поживотноводству,составьте перечень домашних животных и птиц, обратите внимание на статьи, содержащие сведения о пчеловодстве. Выясните формы их содержания, сообщите, как домашние животные использовались в хозяйстве. Подбирая фактический материал по хеттскомуземледелию, определите его отдельные отрасли, используемые формы, составьте перечень культивируемых растений, сельскохозяйственных орудий труда и принадлежностей. Сравните уровень и характер развития хеттского и старовавилонского сельского хозяйства (животноводства и земледелия), подумайте, чем были обусловлены выявленные отличия. Выясните, какие социальные группы были задействованы в хеттском сельскохозяйственном производстве. Особое внимание обратите на правовое положение общинников, на то, каким образом законы защищали общинные земли и общинное имущество, в чем заключалась круговая порука и как она проявлялась в хеттском законодательстве. Обратите внимание на использование в сельском хозяйстве наемного и рабского труда. Выясните, как в законах регламентировался наем временной рабочей силы, орудий труда и рабочего скота, какие работы исполнялись наемными работниками.
Изложение вопроса, касающегося состояния хеттского ремесла, следует начать с рассмотрения его форм и ремесленных специальностей. Сообщите, какие исходные материалы для ремесла, и какие ремесленные изделия в них упоминаются. Особое внимание необходимо обратить на положение хеттских ремесленников, находившихся на царской службе. Сообщите, кто согласно хеттским законам мог стать ремесленником; расскажите об его должностных обязанностях, повинностях и имущественном положении. Проанализировав соответствующие статьи закона, выясните, что составляло должностное имущество ремесленника, каким образом оно защищалось государством, каков был порядок его наследования. Обратите внимание как распределялись обязанности и делилось имущество между ремесленником и «человеком наследственной доли».
Сравнительно подробно в хеттском кодексе законов регламентируется положение рабов. Используя статьи документа и дополнительную литературу, выясните источники рабства в Хеттском царстве и характер исполняемой рабами работы. Обратите внимание на статьи, защищающие права хозяина на своего раба. Сравните меры наказания и суммы штрафа, взимаемые с раба и свободного человека за аналогичное преступление, а также цену их жизни и здоровья, взимаемую по суду; подумайте, чем объясняются отличия. Найдите, в каких случаях, и каким образом за преступления раба отвечал его хозяин. Большой интерес представляют статьи хеттского права, регулирующие семейно-брачные отношения между рабом (рабыней) и свободным человеком. Обратите внимание на то, каковы были условия заключения «смешанного» брака, на имущественное положение такой семьи, на права рабыни в случае развода. Сделайте вывод относительно правовой и имущественной состоятельности хеттского раба. Подумайте, какие черты хеттского рабства позволяют говорить об его патриархальном характере.
Судебное производствов кодексе хеттских законов регламентировано не так обстоятельно, как в вавилонском праве. Тем не менее, его основные черты могут быть реконструированы даже в рамках семинарского занятия. Прежде, обратите внимание на перечень регламентируемых законами сфер жизни и на состав участников судебного разбирательства. Анализируя статьи, выделите меры наказания за убийство, увечье, кражу, святотатство и колдовство, за неисполнения указа царя либо чиновника в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего и преступника. Определите степень и формы коллективной ответственности общинников за совершенное на их территории преступление. Обратите внимание на дифференциацию наказания в зависимости от предумышленного либо непредумышленного характера преступления.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса