Методические рекомендации
Целью семинарского занятия является изучение классического рабства на территории Аттики. При подготовке к семинару следует широко использовать письменные источники – «Политику» Аристотеля и выдержки из «Законов» Платона, сочинения греческих историков (Фукидида, Ксенофонта, Плутарха) и ораторов (Демосфена, Лисия). Необходимые фрагменты, отражающие содержание исследуемой проблемы, можно найти в хрестоматии по истории древней Греции.
Доклад по первому вопросурекомендуется составить по сочинениям Аристотеля и Платона, создавшим довольно стройную теорию рабовладения. Обратите внимание, как греческие философы характеризуют раба и обосновывают необходимость рабского труда. В их представлении раб из «варваров» отличается от свободного человека - грека в психическом и физическом отношении; раб и свободный взаимно дополняют один другого, а потому быть рабом «варвару» и полезно и необходимо. Философы пытаются понять, присуща ли рабам добродетель, дают советы как разумнее содержать раба и общаться с ним. Доклад по первому вопросу должен содержать цитаты с адресными ссылками и комментарии докладчика.
Источники рабствав Аттике после реформ Солона хорошо просматриваются в сочинениях греческих историков и ораторов. Их следует изучить и по дополнительной литературе. О захвате и порабощении пленных много пишут Фукидид и Ксенофонт. Найдите цифры пленных персов, проданных в годы греко-персидских войн, расскажите о продаже рабов на рабских рынках. Следует учитывать, что греки, плененные в междоусобных войнах, не всегда становились рабами: часто их или убивали, или возвращали родным за выкуп. Демосфен, живший в период кризиса греческого полиса, свидетельствует о пиратстве как источнике рабства. Обратите внимание на его речь «Против Никострата»; выясните, как захваченный пиратами мог стать рабом и каким способом он мог обрести свободу. Прочие источники пополнения рабов в ГрецииV-IVвв. до н.э. можно изучить по предложенным монографиям и статьям. Там же найдите цифры, характеризующие количество рабов, а также соотношение численности рабов и свободных жителей.
Классическое рабство характеризуется широким использованием рабского трудаво всех сферах жизни. Выясните, насколько активно афинские рабы были задействованы в сельском хозяйстве и ремесле, какие работы в этих отраслях экономики они выполняли, каким образом был организован их труд на земле и в эргастериях, была ли специализация и кооперация труда рабов. Отдельно расскажите об использовании рабского труда в рудниках Лавриона. Рабы не были однородны, а потому необходимо выделить и отдельно рассмотреть категорию государственных рабов, находившихся в несколько привилегированном положении – полицейских, тюремщиков, глашатаев, писцов. Сведения о численности, служебных обязанностях и материальном положении полицейских – скифов в Афинах можно найти в предлагаемой статье.
Рабы являлись собственностью своего господина и относились к той ее категории, что могла приносить чистую прибыль. Расскажите о сдаче рабов в арендугосударству и частным лицам. Одной из форм повышения производительности рабского труда был отпуск рабовна оброк. Подробно расскажите об этой форме эксплуатации, обратив внимание на состав пекулия, а также имущественное и юридическое положение раба на оброке.
Доклад по четвертому вопросудолжен базироваться на изучавшемся ранее и рассмотренном выше историческом материале. Опираясь на сведения, полученные при изучении гомеровской Греции, а также курса истории древнего Востока, дайте характеристику патриархального рабства. Подумайте, какие события в истории Греции, и почему, способствовали трансформации патриархального рабства в классическое. Назовите основные черты классического рабства, прокомментировав их необходимым фактическим материалом. Дополнительные сведения по классическому рабству можно найти в монографии В.И. Кузищина. Сравните две рассматриваемые формы рабства, обратив особое внимание на процентное соотношение рабов и свободных, степень участия рабов в производительном труде, их юридическое и имущественное положение.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса