logo
учебно-методич

Методические рекомендации

Целью семинарского занятия является изучение классического рабства на территории Аттики. При подготовке к семинару следует широко использовать письменные источники – «Политику» Аристотеля и выдержки из «Законов» Платона, сочинения греческих историков (Фукидида, Ксенофонта, Плутарха) и ораторов (Демосфена, Лисия). Необходимые фрагменты, отражающие содержание исследуемой проблемы, можно найти в хрестоматии по истории древней Греции.

Доклад по первому вопросурекомендуется составить по сочинениям Аристотеля и Платона, создавшим довольно стройную теорию рабовладения. Обратите внимание, как греческие философы характеризуют раба и обосновывают необходимость рабского труда. В их представлении раб из «варваров» отличается от свободного человека - грека в психическом и физическом отношении; раб и свободный взаимно дополняют один другого, а потому быть рабом «варвару» и полезно и необходимо. Философы пытаются понять, присуща ли рабам добродетель, дают советы как разумнее содержать раба и общаться с ним. Доклад по первому вопросу должен содержать цитаты с адресными ссылками и комментарии докладчика.

Источники рабствав Аттике после реформ Солона хорошо просматриваются в сочинениях греческих историков и ораторов. Их следует изучить и по дополнительной литературе. О захвате и порабощении пленных много пишут Фукидид и Ксенофонт. Найдите цифры пленных персов, проданных в годы греко-персидских войн, расскажите о продаже рабов на рабских рынках. Следует учитывать, что греки, плененные в междоусобных войнах, не всегда становились рабами: часто их или убивали, или возвращали родным за выкуп. Демосфен, живший в период кризиса греческого полиса, свидетельствует о пиратстве как источнике рабства. Обратите внимание на его речь «Против Никострата»; выясните, как захваченный пиратами мог стать рабом и каким способом он мог обрести свободу. Прочие источники пополнения рабов в ГрецииV-IVвв. до н.э. можно изучить по предложенным монографиям и статьям. Там же найдите цифры, характеризующие количество рабов, а также соотношение численности рабов и свободных жителей.

Классическое рабство характеризуется широким использованием рабского трудаво всех сферах жизни. Выясните, насколько активно афинские рабы были задействованы в сельском хозяйстве и ремесле, какие работы в этих отраслях экономики они выполняли, каким образом был организован их труд на земле и в эргастериях, была ли специализация и кооперация труда рабов. Отдельно расскажите об использовании рабского труда в рудниках Лавриона. Рабы не были однородны, а потому необходимо выделить и отдельно рассмотреть категорию государственных рабов, находившихся в несколько привилегированном положении – полицейских, тюремщиков, глашатаев, писцов. Сведения о численности, служебных обязанностях и материальном положении полицейских – скифов в Афинах можно найти в предлагаемой статье.

Рабы являлись собственностью своего господина и относились к той ее категории, что могла приносить чистую прибыль. Расскажите о сдаче рабов в арендугосударству и частным лицам. Одной из форм повышения производительности рабского труда был отпуск рабовна оброк. Подробно расскажите об этой форме эксплуатации, обратив внимание на состав пекулия, а также имущественное и юридическое положение раба на оброке.

Доклад по четвертому вопросудолжен базироваться на изучавшемся ранее и рассмотренном выше историческом материале. Опираясь на сведения, полученные при изучении гомеровской Греции, а также курса истории древнего Востока, дайте характеристику патриархального рабства. Подумайте, какие события в истории Греции, и почему, способствовали трансформации патриархального рабства в классическое. Назовите основные черты классического рабства, прокомментировав их необходимым фактическим материалом. Дополнительные сведения по классическому рабству можно найти в монографии В.И. Кузищина. Сравните две рассматриваемые формы рабства, обратив особое внимание на процентное соотношение рабов и свободных, степень участия рабов в производительном труде, их юридическое и имущественное положение.