Методические рекомендации
Цельсеминарского занятия – изучение основных событий и особенностей культуры Крито-микенского этапа истории древней Греции, а также развитие у студентов навыков публичного выступления, оппонирования и рецензирования. За две недели до занятия трое наиболее подготовленных студентов получают задание подготовить выступление-лекцию по одному из вопросов. Продолжительность одного выступления – 20 минут. Каждый из докладов должен сопровождаться электронной презентацией. Вначале занятия студенты пишут небольшой тест по теме «Крито-микенский этап в истории Греции» (10 минут). По ходу занятия они заполняют «аттестационный лист». В конце занятия, в течение 10 минут проводится экспресс-анализ студентами докладов выступающих.
Готовясь к лекции, студенты должны обратить внимание на следующие проблемы.
История открытия и политическая история Критской цивилизации. Географическое положение и природные условия острова Крит. Артур Эванс и краткая история открытия цивилизации. Причины возникновения и расцвета Критской цивилизации. Значение морской торговли. «Средиземноморская триада». Периодизация истории Критской цивилизации. Периоды «старых дворцов» и «новых дворцов». Сущность, основные особенности дворцового государства. Дворец как центр административный, экономический и религиозный. Кносский дворец – политический центр острова в период новых дворцов. Развитие торговых отношений, строительство флота, критская колонизация Средиземноморья. Теократия как форма правления на Крите. Извержение вулкана на о. Фера и гибель Критской цивилизации. Появление на острове греков-ахейцев.
Культура Критской цивилизации и Киклад. Архитектура и живопись Кносского дворца. Светский характер живописи. Сцены тавромахии. Вазовая живопись: «стиль Камарес», «дворцовый стиль», «последворцовый стиль».Системы письма: пиктография, «линейное письмо А», «линейное письмо Б». Содержание текстов. Фестский диск. Особенности религии. Острова Киклады. Фрески Акротири.
Политическая история и культура Ахейской Греции. Периодизация древнейшей истории Балкан. Раннеэлладский период (пеласгийская эпоха): хронология, пеласги, цитадель в Лерне. Среднеэлладский период: хронология, вторжение греков-ахейцев и их расселение на Балканах. Новшества, привнесенные ахейцами. Общий упадок хозяйственной жизни. Позднеэлладский период: хронология, появление дворцовых государств. Управление и социальная структура дворцового государства (на примере Пилоса); ванака, жрецы, лавагет, коретер, басилей. Рабы в дворцовых государствах. Микены – главный город ахейцев. Шахтовые гробницы и толосы. Толос Атрея. Торговля и ахейская колонизация побережья Средиземного моря. Троянский поход: время, причины, участники, последствия. Начало вторжения дорийцев.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса