Методические рекомендации
Цельюсеминарского занятия является изучение основных событий греко-персидских войн, выявление основных причин победы греков, а также развитие у студентов навыков публичного выступления, оппонирования и рецензирования. Историческая реконструкция этого периода невозможна без использования ряда письменных источников – «Истории» Геродота, «Афинской политии» Аристотеля и написанных Плутархом «Сравнительных жизнеописаний».
Готовя доклад по первому вопросу,обратите внимание на ситуацию в Персидской державе накануне антиперсидского восстания греков Малой Азии. Выясните, как поменялось положение малоазийских греков с приходом во власть ДарияI, каковы были прочие причины восстания. Обратите внимание на неудачный поход Аристогора – тирана города Милет на о. Наксос, и на его последующие действия, вызвавшие начало восстания. Далее следует рассказать о поездке делегации Милета на Балканы с целью привлечь на свою сторону спартанцев и афинян, и ее результатах. Сообщите о походе войск коалиции на Сарды и о политике персидского царя, направленной на её раскол. Кратко расскажите о сражении при о. Лада и об осаде Милета. Выясните, как вовлеченность афинян в малоазийское восстание сказалось на распространении военного конфликта.
Подбирая материал к докладу по второму вопросу, выясните прежде всего ситуацию в Персии после подавления восстания малоазийских греков. Далее составьте рассказ о походе в Грецию армии Мардония, и о катастрофе, постигшей ее у мыса Афон. После этого следует сообщить о персидской делегации в Грецию с требованием «земли и воды». Сведения Геродота относительно этого события необходимо дополнить кратким анализом обычая предоставления «земли и воды», сделанным Э.В. Рунгом. Основная часть доклада должна быть посвящена походу 490 года, завершившемуся Марафонским сражением. Расскажите о соотношении военных сил, планах сторон и тактике Мильтиада в сражении при Марафоне, а также о значении победы с этой битве афинян. Основным источником при подготовке к первым двум вопросам является «История» Геродота.
Готовя доклад по третьему вопросу, необходимо использовать фрагменты «Афинской политии» (22, 1-8), а также биографию Фемистокла (Плутарх, Фемистокл,III-IV). Дополнительный материал можно почерпнуть в статьях В.М. Строгецкого и В.В. Шувалова, в монографии Г.В. Штоля, а также в работах Р.Ю. Виппера, С.В. Новикова, Н. Хаммонда и А.С. Шофмана. Используя источники и дополнительную литературу, рассмотрите программы Фемистокла и Аристида, определите, какие социальные слои афинского общества их поддерживали, какие формы принимала эта борьба и каковы были ее результаты. Сообщите причины победы Фемистокла, расскажите как была реализована его программа. Обратите внимание на то, как современники характеризовали причины и результаты борьбы двух партий. Подводя итог, расскажите о влиянии программы Фемистокла на исход войны с персами и на последующее развитие афинского полиса.
Готовясь четвертому вопросу, следует использовать седьмую книгу «Истории» Геродота, а также биографию Фемистокла, включенную в «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (Плутарх, Фемистокл,VI-VIII). Дополнительные сведения относительно военной организации персов и греков, политической ситуации накануне похода и хода военных действий можно найти у Р.Ю. Виппера, М.Л. Гаспарова, Т. Дюпюи, Э.В. Рунг, Н. Хаммонда и Г.В. Штоля. Не лишена интереса работа военного историка Е.А. Разина. Охарактеризуйте политическую ситуацию в Персии накануне похода, обратив отдельное внимание на его инициаторов и вынашиваемые ими планы. Приведите сведения о разногласиях между греческими полисами в их отношении к войне; дайте им оценку. Кратко расскажите о составе персидской армии (Геродот, История,VII,60-83) и о соотношении сил противников. Поскольку Геродот не знал научной статистики, в последнем случае следует опираться не на его сведения, а на выкладки современных историков. Сделайте вывод о сильных и слабых сторонах персидской и греческой военной организации. Используя «Историю» Геродота, составьте сжатый рассказ о переправе персидских войск через Геллеспонт (Дарданеллы) и о сооружении канала через Афонский перешеек. Более подробно расскажите о планах греков встретить противника в Фессалии в Тампейской долине и о сражении в Фермопильском проходе. Следует помнить, что избранный греками рубеж обороны у Фермопил был сухопутно-морским и отряд гоплитов в проходе должен был взаимодействовать с морскими силами у мыса Артемисия. Расскажите, в чем была суть подобного взаимодействия, каковы были планы и шансы на победу греков. Опираясь на сведения Геродота (VII, 172-239,VIII, 1-26) и Плутарха (Фемистокл,VI-IX), расскажите о греческих силах под Фермопилами и о ходе военных столкновений в проходе и у мыса Артемисия. Подумайте, какое влияние на исход персидского похода оказали эти сражения.
При подготовке к пятому вопросунеобходимо использовать сочинения Геродота (История,VIII, 40-98), Плутарха (Фемистокл,IX-XVII) и трагедию Эсхила «Персы». Кратко расскажите о событиях, последовавших сразу за форсированием персами Фермопильского прохода. Подробнее сообщите о разногласиях между афинянами по вопросу о судьбе Афин (обстоятельнее изложите точку зрения Фемистокла) и о переправе горожан на Саламин. Далее расскажите о сути спора между афинянами и спартанцами относительно стратегии войны. Основное внимание уделите Саламинскому морскому сражению. Внимательно проанализируйте текст трагедии «Персы», автором которой является Эсхил – современник и непосредственный участник битвы. Дополните их сведениями Геродота и Плутарха. Приведите цифры соотношения сил, расскажите о планах противников накануне морского сражения и о том, как оно проходило. Сообщите, как изменилось соотношение сил и характер военных действий после победы греков у Саламина. Докажите, что Саламинский бой стал переломным моментом в ходе войны.
Сражение у города Платеиочень обстоятельно описано Геродотом (История,IX); его подробный анализ можно найти в трудах Е.А. Разина и Т. Дюпюи. Расскажите о соотношении сил и о расположении боевых порядков противников накануне битвы, в чем была ее особенность, как она проходила, каковы были причины и последствия разгрома корпуса Мардония. Опираясь на изученный материал назовите общие причины разгрома персидской армии Ксеркса. После краткого обзора последующих событий завершите рассказ анализом Каллиева мира 449 г. до н.э.
По ходу работы студенты заполняют таблицу, а в конце занятия пишутэссена тему «Причины побед греков в греко-персидских войнах».
Дата | Событие войны | Соотношение сил перед сражением | Итоги события |
|
|
|
|
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса