Методические рекомендации
Цельсеминарского занятия – рассмотрение причин, хода и последствий наиболее известных восстаний рабов в древнем Риме периода республики, а также дальнейшее совершенствование навыков работы с историческими источниками и научной литературой, навыков публичных выступлений, оппонирования и рецензирования. Доклады, в основном, должны составляться на материале документов, размещенных в хрестоматии. Готовя доклад попервому вопросу, используйте учебные пособия С.И. Ковалева и Н.А. Машкина, а также сообщение Диодора Сицилийского о положении рабов накануне первого сицилийского восстания. Подберите сведения, характеризующие положение сельских и городских рабов, а также рабов, работавших на рудниках. Назовите и прокомментируйте основные черты классического (античного) рабства, покажите, как они проявлялись в древнем Риме. Сделайте вывод о причинах восстаний рабов в древнем Риме.
Доклады по второму, третьему и пятомувопросамрекомендуется составлять, в основном, по сведениям античных авторов, включенным в хрестоматию. Принимая во внимание, что продолжительность доклада не может быть более 20 минут, а сведения римских писателей обширны, следует ответственно подойти к задаче отбора необходимого материала. Кратко сообщите какие причины возникновения восстаний рабов указывают Диодор Сицилийский, Плутарх, Аппиан и Флор, и какими они были по мнению современных историков. Далее укажите, какие слои населения участвовали в восстаниях, чего добивались рабы (программа восставших). Более подробно расскажите о ходе восстания (численность армии рабов, действия восставших и правительственных войск, основные сражения и их итоги), обратив внимание на попытки создания государства в ходе сицилийских восстаний. Далее расскажите о разгроме восставших, о причинах подавления восстания и о его последствиях. Избегайте включения в доклад второстепенного материала. Для лучшего усвоения материала слушателями разделите восстания на этапы и укажите их особенности. Выясните, как относились к восставшим и их вождям античные авторы и чем, на Ваш взгляд, объясняются отличия в их характеристике. Подбирая материал почетвертому вопросу, найдите сведения о том, кто такие гладиаторы, кто становился гладиатором, на какие категории они делились, каким было их вооружение и тактика боя, как проводились тренировки гладиаторов, где и как проходили гладиаторские бои и прочее.
Выступая с докладом по шестому вопросуне следует пересказывать ход восстания Спартака (хотя материал по восстанию докладчику должен быть очень хорошо известен). Выделите лишь те аспекты восстания, которые, на Ваш взгляд неверно или искаженно представлены в современном кинематографе. Для этого Вам необходимо будет изучить античные источники, специальную литературу, после чего (с учетом полученных знаний) внимательно просмотреть и проанализировать современные зарубежные фильмы о Спартаке. Обратите внимание, в частности, на то, в чем режиссеры видят причины восстания, насколько верно и адекватно они характеризуют и показывают восставших и их вождей, вооружение и ход восстания, Доклад по этому вопросу может быть оценен до 7 баллов.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса