Методические рекомендации
Целью данного семинарского занятия является изучение основных отраслей древнеегипетской экономики. Подготовка к семинарскому занятию по данной теме предполагает системную и целенаправленную работу как с монографической литературой, так и с письменными источниками. Поскольку экономических трактатов в древнем Египте, по-видимому, никогда не было, следует обратиться к фрагментарным свидетельствам, содержащимся в документах политического, административного, автобиографического, дидактического характера. Последнее обстоятельство придает особую ценность гробничным рельефам с изображением сельскохозяйственных, ремесленных, бытовых сцен, сцен доставки продуктов и вещей. Их репродукции можно найти в рекомендованном атласе по истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая. Анализ предоставляемого настенными рельефами материала должен проводиться с учетом их назначения, поскольку, изображая желаемое посмертное существование, египетский рисовальщик часто запечатлевал не реальное, а идеальное вельможеское хозяйство.
Работая над первым вопросом, следует обратиться к трудам Т.Н. Савельевой, Ю.Я. Перепелкина, Б..А. Тураева и А. Эмери. Подробный экскурс в древнеегипетское сельское хозяйство и ремесло содержится в рекомендованной нами монографии В.И. Авдиева. Отдельные сведения по сельскому хозяйству (перечень выращиваемых культур и используемых орудий труда) можно найти в документах из хрестоматии – в «Надписи Мечена», «Надписи Ити из Гебелейна», «Надписи Хафхуфа», «Речение Ипусера», «Поучении царя Аменемхета». Особое внимание необходимо акцентировать на «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», содержащее перечень основных ремесленных и сельскохозяйственных специальностей и сведения по производственному процессу.
Составляя план ответа на первый вопрос, разумно, прежде всего, остановиться на географическом положении древнего Египта и природно-климатических условиях в долине Нила, предопределивших особенности сельского хозяйства. Особо следует отметить ведущие позиции земледелия в экономике Египта и большей части древневосточных государств. При отборе материала для доклада рекомендуется акцентировать внимание на сути и причинах сельскохозяйственной специализации Верхнего и Нижнего Египта, а так же ирригационной формы земледелия и бассейновой системы орошения. Следует выделить основные отрасли земледелия, составить перечень выращиваемых в Египте сельскохозяйственных культур, найти сведения об урожайности зерновых, орудиях труда, используемых в земледелии тягловых и вьючных животных и т.д. По возможности, найдите данные по условиям и технологии хранения собранного урожая и переработки сельскохозяйственной продукции (приготовлении хлеба, вина, пива и проч.). Анализируя текстовый и изобразительный материал, важно восстановить годовой цикл земледельческих работ.
Отбирая материал по древнеегипетскому животноводству и птицеводству, рекомендуется выделить отрасли животноводства, составить перечень разводимых домашних животных и птицы, обратить внимание на формы и условия их содержания, первичное и вторичное использование скота. Следует заметить, что высокоэффективное сельское хозяйство в долине Нила стало абсолютно необходимым условием успешного функционирования разветвленного государственного аппарата и надежной базой развитого ремесла. Необходимо помнить, что в древнеегипетском сельском хозяйстве и ремесле были задействованы, преимущественно, коренные египтяне, а роль рабского труда в этих отраслях экономики в период Ранней древности была крайне невелика.
Приступая к изучению второго вопроса, надлежит обратиться к работам отечественных и зарубежных востоковедов: Авдиева В.И., Кацнельсона И.С., Тураева Б.А., Эмери А. Исследование известного египтолога Лукаса А. носит узкоспециальный характер, но содержит интересное и подробное описание ремесленных технологий и способов переработки сельскохозяйственной продукции. О положении ремесленников и ремесленном производственном процессе говорится в «Надписи Ити из Гебелейна», «Поучении Ахтоя», «Речении Ипусера» и прочих документах хрестоматии. Обширный фактический материал касательно египетского ремесла требует его продуманного отбора и четкой структуризации доклада. Первоочередное внимание следует обратить на ведущие отрасли ремесла: металлургию и металлообработку, ткачество, деревообработку, гончарное производство, ювелирное дело и стеклоделие, обработку камня. Студенты должны знать, какое сырье, и с какого времени использовалось в каждой из отраслей (сорта дерева, породы камня, металлы и сплавы, исходные материалы для тканей), степень обеспеченности Египта сырьем и связанные с этим торговые отношения, технологию добычи сырья (в первую очередь, руды) и технологию производства ремесленной продукции, ее качество. Доклад рекомендуется сопровождать показом изображений образцов египетской ремесленной продукции.
Все сообщения должны содержать адресные ссылки на монографии и источники, т.е., указание автора, название документа или монографии, главы, статьи и параграфа.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса