Методические рекомендации
Цельюданного семинарского занятия является изучение основных особенностей функционирования высшей государственной власти в древнем Египте, а также получение первичных навыков работы с историческими источниками. Попервому вопросузаслушиваются два сообщения студентов группы. Один из них готовит краткий доклад о царе и царской власти по материалу монографии А.Е. Демидчика (продолжительность – до 10 минут), другой – по статье А.О. Большакова (продолжительность – до 7 минут). Работая с монографиейА.Е. Демидчика, следует обратить внимание на два аспекта «божественности» царя, обозначавшиеся «хоровым» и «солнечным» именами, а также на два аспекта его «сакральности». Выясните, почему царь был объявлен «младшим Солнцем» и что это значило, как египтяне понимали Волю, священное Знание царя и Маат. Особое внимание обратите на то, как египтяне, по мнению А.Е. Демидчика, понимали роль царя в поддержании контактов между людьми и богами, и какое значение имели эти контакты для существования Долины (Египта) и вселенной. Изучая статьюА.О. Большакова, обратите внимание на то, как египтяне связывали своего царя с богом Гором, и как это проявлялось в египетской скульптуре. Прежде чем писать текст доклада, следует внимательно и не торопясь прочитать статью (главу монографии), понять прочитанное, выделить самое важное и изложить на бумаге основноесвоими словами,но с использованием специальных терминов. Студенты группы заслушивают и конспектируют доклады и, после 3 минут подготовки, сообщают, какие особенности староегипетской доктрины укрепляли царскую власть и стабилизировали государство.
Права и обязанности чативесьма подробно расписаны в «Предписании о служебных обязанностях верховного сановника», размещенном в хрестоматии. Это документ составлен в Новом царстве но, в основном, отражает реалии рассматриваемого времени.Готовясь дома к семинарскому занятию, внимательно прочитайте документ исоставьте развернутый план доклада, стараясь не упустить сколь либо важные аспекты. Обратите внимание, в частности, на перечень служебных обязанностей чати, как проходил прием верховного сановника, какие вопросы на нем решались, какие аспекты внутригосударственной жизни и каким образом контролировал чати, как и по каким вопросам проходила его аудиенция у царя и прочее.Последовательность пунктов плана должна определяться логикой изложения материала в будущем докладе, а не следовать слепо за содержанием документа.
На семинарском занятиистуденты вначале зачитывают свои варианты плана доклада, обосновывают и обсуждают их, после чего составляетсяобщий пландля всей группы (15 минут). Затем в течение 30 минут студенты пишут доклад, строго следуя при этом пунктам принятого плана. Доклад должен представлять развернутыйсамостоятельный рассказ, а не сводиться лишь к цитированию обширных отрывков из документа. Текст доклада должен включать вводную часть, цитаты с адресные ссылками, выводы. После окончания самостоятельной работы заслушивается и обсуждается один доклад (15 минут). Остальные доклады сдаются для проверки преподавателю.
Занятия 3,4,5. Тема: Старовавилонское общество по законам Хаммурапи
1. Исторические условия кодификации права в Старовавилонском царстве. Общая характеристика источника.
2. Имущественное и правовое положение служилых слоев общества.
А) мушкенум;
б) баирум, редум, надитум;
3. Арендные и товарно-денежные отношения.
4. Ростовщичество и долговая кабала. Положение рабов в Вавилонии.
5. Система судопроизводства. Наказания за уголовные преступления.
6. Вавилонская семья и семейно-брачные отношения.
А) юридическое оформление брака; положение женщины в семье; усыновление;
б) юридические поводы и процедура развода; наследование имущества.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса