logo
учебно-методич

Методические рекомендации

Цельюданного семинарского занятия является изучение основных особенностей функционирования высшей государственной власти в древнем Египте, а также получение первичных навыков работы с историческими источниками. Попервому вопросузаслушиваются два сообщения студентов группы. Один из них готовит краткий доклад о царе и царской власти по материалу монографии А.Е. Демидчика (продолжительность – до 10 минут), другой – по статье А.О. Большакова (продолжительность – до 7 минут). Работая с монографиейА.Е. Демидчика, следует обратить внимание на два аспекта «божественности» царя, обозначавшиеся «хоровым» и «солнечным» именами, а также на два аспекта его «сакральности». Выясните, почему царь был объявлен «младшим Солнцем» и что это значило, как египтяне понимали Волю, священное Знание царя и Маат. Особое внимание обратите на то, как египтяне, по мнению А.Е. Демидчика, понимали роль царя в поддержании контактов между людьми и богами, и какое значение имели эти контакты для существования Долины (Египта) и вселенной. Изучая статьюА.О. Большакова, обратите внимание на то, как египтяне связывали своего царя с богом Гором, и как это проявлялось в египетской скульптуре. Прежде чем писать текст доклада, следует внимательно и не торопясь прочитать статью (главу монографии), понять прочитанное, выделить самое важное и изложить на бумаге основноесвоими словами,но с использованием специальных терминов. Студенты группы заслушивают и конспектируют доклады и, после 3 минут подготовки, сообщают, какие особенности староегипетской доктрины укрепляли царскую власть и стабилизировали государство.

Права и обязанности чативесьма подробно расписаны в «Предписании о служебных обязанностях верховного сановника», размещенном в хрестоматии. Это документ составлен в Новом царстве но, в основном, отражает реалии рассматриваемого времени.Готовясь дома к семинарскому занятию, внимательно прочитайте документ исоставьте развернутый план доклада, стараясь не упустить сколь либо важные аспекты. Обратите внимание, в частности, на перечень служебных обязанностей чати, как проходил прием верховного сановника, какие вопросы на нем решались, какие аспекты внутригосударственной жизни и каким образом контролировал чати, как и по каким вопросам проходила его аудиенция у царя и прочее.Последовательность пунктов плана должна определяться логикой изложения материала в будущем докладе, а не следовать слепо за содержанием документа.

На семинарском занятиистуденты вначале зачитывают свои варианты плана доклада, обосновывают и обсуждают их, после чего составляетсяобщий пландля всей группы (15 минут). Затем в течение 30 минут студенты пишут доклад, строго следуя при этом пунктам принятого плана. Доклад должен представлять развернутыйсамостоятельный рассказ, а не сводиться лишь к цитированию обширных отрывков из документа. Текст доклада должен включать вводную часть, цитаты с адресные ссылками, выводы. После окончания самостоятельной работы заслушивается и обсуждается один доклад (15 минут). Остальные доклады сдаются для проверки преподавателю.

Занятия 3,4,5. Тема: Старовавилонское общество по законам Хаммурапи

1. Исторические условия кодификации права в Старовавилонском царстве. Общая характеристика источника.

2. Имущественное и правовое положение служилых слоев общества.

А) мушкенум;

б) баирум, редум, надитум;

3. Арендные и товарно-денежные отношения.

4. Ростовщичество и долговая кабала. Положение рабов в Вавилонии.

5. Система судопроизводства. Наказания за уголовные преступления.

6. Вавилонская семья и семейно-брачные отношения.

А) юридическое оформление брака; положение женщины в семье; усыновление;

б) юридические поводы и процедура развода; наследование имущества.