Тема 2. Средняя Азия в древности.
Форма отчетности – тестирование.
Срок отчетности – IIпромежуточная аттестация.
декабрь, 4 неделя
Средняя Азия в древности была чрезвычайно важным регионом, на территории которого происходили события, судьбоносные не только для древнего Востока, но и для античных государств. История региона начинается в VIтыс. до н.э., когда в Средней Азии возникают раннеземледельческие культуры. Обратите внимание на хозяйственную жизнь и общественную организацию племен ранних земледельцев и животноводов и на прогресс в социально - политической сфере, начавшийся сIVтыс. до н.э. Формирование раннегородской цивилизации в Малой Азии начинается сIIIтыс. до н.э. Рассмотрите культуру Алтын-депе, представляющую местный вариант древневосточного общества – структуру поселения, торговые связи с Месопотамией и долиной Инда, археологические свидетельства социального и имущественного неравенства. Богатый материал по данному периоду содержится в работе Б.И. Вайнберг и Б.Я. Ставиского. В серединеIIтыс. до н.э. основные культурные центры переместились на восток, в среднее течение Амударьи, где образовались богатые области Маргиана и Бактрия. На рубежеII-Iтыс. до н.э. в регионе расселяются степные скотоводческие племена Поволжья и Западного Казахстана, относившиеся к индоиранской языковой ветви. Выясните, какое влияние они оказали на культуру народов Средней Азии, какое значение имело распространение лошади и железа для развития экономики. Новый этап истории Средней Азии начинается с завоевания региона персидскими царями. Обратите внимание на борьбу Бактрии и кочевников с державой Ахеменидов, на положение среднеазиатских земель в составе Персидской империи. Рассмотрите, как они управлялись, какие обстоятельства способствовали расцвету экономики и городской жизни. Составьте общее представление о борьбе жителей Средней Азии с Александром Македонским, выясните последствия завоевания для народов Средней Азии. Восстановление экономики региона происходит сразу после распада державы Александра и вхождения территории в состав государства Селевкидов. Рассмотрите мероприятия Антиоха по восстановлению городов и сельского хозяйства, обстоятельства образования Греко-Бактрийского царства и его борьбу за независимость с Селевкией, расцвет городской жизни и торговых связей. В сер.IIв. до н.э. Греко-Бактрия была разрушена кочевыми племенами саков, усуней, юэчжей, и на ее развалинах возникла Кушанская держава. Рассматривая историю Кушанского царства, определите его территориальные границы, обстоятельства борьбы с китайской экспансией, уровень развития экономики, социальную организацию общества и систему государственного управления. Отдельное внимание обратите на развитие внешней торговли по Великому шелковому пути. Наиболее могущественным государством, возникшим на территории Средней Азии была Парфянская держава, долгое время служившая заслоном римской экспансии на восток. Знакомясь с историей Парфии, акцентируйте внимание на обстоятельства ее возникновения, на борьбу Аршака и МитридатаIс Селевкидами, сакскими племенами и Римом. Выясните границы государства, уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли, причины его ослабления в концеI– началеIIвв. Подумайте, какое влияние на государства древнего мира оказали Кушанское и Парфянское царства.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса