Методические рекомендации
Целью семинарского занятия является изучение индийской варновой организации – одной из ключевых и интересных черт древневосточной цивилизации. В распоряжении студентов, приступающих к исследованию данной темы, находится широкий перечень источникового материала местного и иностранного происхождения, изданного отдельно и включенного в хрестоматии. Огромный объем информации содержат «Законы Ману» и «Артхашастра», отдельные интересные сведения можно найти в «Махабхарата» и в сочинениях античных авторов – «Географии» Страбона, «Индии» Флавия Арриана (главы 11,12), «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского (главы II.40,41). Необходимо учитывать, что упомянутые античные авторы никогда в Индии не были, их рассказ построен на записях предшественников и на свидетельствах очевидцев. По этой причине эти работы не могут стать базовым источником для доклада. Главным научным авторитетом в области древней Индии считается Г.М. Бонгард-Левин; его труды неоднократно переиздавались и рекомендуются к использованию при изучении всех вопросов данной темы.
Основным источником по второму вопросуявляются «Законы Ману». О возникновении и предназначении различных варн, о брачных отношениях между ними сказано в следующих разделах этого документа:I6, 31, 87-91;II31, 32, 35-42, 44, 46, 155, 156, 169;III12-19, 43, 44;VIII279-284, 365, 366;IX149, 229, 240-242;X4, 6, 14, 24, 30, 31, 43-45, 66, 67, 79, 80, 97. Содержащийся в законах объемный материал требует системного отбора. В словарях и в рекомендованных монографиях найдите определение древнеиндийской варны (джати), перечислите джати, сообщите, кто и почему входил в варны «дваждырожденных». Обратите внимание на то, как в «Законах Ману» трактуется происхождение каждой из джати, подумайте, как это объяснение способствовало легитимизации варнового строя.
Ответы на третий вопрос, как и в первом случае, должны базироваться на объемном документальном материале. О дхарме брахманов, их положении в обществе очень обстоятельно сказано в следующих разделах «Законов Ману»:I92, 93, 96-101,105;II135, 158;III84-87, 100, 102, 110, 116, 168, 179;IV1-11, 17, 19, 34-37, 79-81, 165-168, 195-197;V36, 37, 41, 42, 104;VI1-8, 27, 33, 36-38, 43, 85;VII133;VIII37, 102, 123, 124, 142, 267-269, 272, 276, 349, 350, 380;IX242, 244, 248;X1-3, 74-76, 81-85, 92, 112, 113, 117;XI21-26, 35, 55, 73-77, 80, 81. Собирая материал по данной проблеме, можно обратиться к «Махабхарате» (раздел «О наказании»,XIII, 15) и к «Географии» Страбона (XV, 39,59-66). При подготовке к этому вопросу следует предварительно выяснить, что древние индийцы понимали под дхармой, и каково было ее место в древнеиндийском мировоззрении. Проанализировав содержание источников и специальной литературы, отметьте, какая категория древнеиндийского общества относилась к варне брахманов, в чем заключались обязанности брахмана, каковы были его права. Найдите в документах и сообщите, какой образ жизни соответствовал дхарме брахмана, и какой образ жизни мог вести брахман, «попавший в беду». Выясните, как законами защищались честь, здоровье и жизнь брахмана и его жены. Сделайте вывод относительно места брахманов в древнеиндийском обществе.
Эта общая схема может быть применена и при подготовке сообщения относительно положения в обществе, образа жизни, прав и обязанностей кшатриев, вайшьев и шудр. О кшатриях и о дхарме царяговорится в следующих разделах «Законов Ману»:V23, 98;VII1-15, 20-25, 30, 32, 37-39, 46, 50, 51, 54-58, 77, 79, 80, 87-92, 97, 110, 111, 124, 130-133, 137, 138, 144, 212, 213;VIII306-316, 318, 346, 411, 412, 415;X77, 79, 95, 117-119;XI18. Обратите внимание на должностные обязанности индийского царя и на методы управления государством (в том числе, на роль наказания).
Материал о вайшьях и шудрахсодержится в следующих разделах «Законов Ману»:IV80, 108, 223;V92, 104;VIII21, 22, 68, 270, 272, 277, 336, 337, 374-376, 410-414, 417, 418;IX154, 157, 248, 326-335;X98-100, 121-129. Сделайте вывод относительно влияния варн на социальную структуру и систему управления в древнеиндийских государствах; дайте оценку этому воздействию.
Брачные отношения, в идеале, должны были заключаться между представителями одной варны, однако в жизни, видимо, происходило по-другому: «Законы Ману» (глава «Семья и брак») тщательно и пространно регламентируют «смешанные» браки. Отбирая материал по данной проблеме, выделите основные формы брака, выясните, какие из них соответствовали дхарме, и что это означило для супруги и детей.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса