Методические рекомендации
Ранняя история Персидской державы – одной из самых обширных в древнем мире, всегда пользовалась вниманием как античных, так и современных отечественных и зарубежных исследователей. Цельсеминарского занятия – изучить процесс возникновения Персидского государства и его формирования как империи. Подготовка к семинарскому занятию, а также выступление с докладами и сообщениями по предлагаемой теме, требует от студента кропотливой работы с большим по объему источниковым материалом (с использованием навыков из внутренней критики), выбора существенных и абстрагирование от второстепенных сведений, составление логически структурированного доклада, активного использования исторической карты и проч. Вынесенные на семинар вопросы позволят повторить материал и расширить на основе новых исторических данных понимание обстоятельств формирования и основных черт древневосточной империи.
При подготовке к первому вопросунеобходимо использовать «Историю» Геродота. В книгеIГеродот обстоятельно рассказывает о возвышении и падении Мидии, образовании и росте могущества Персидского государства. Однако его труд, несмотря на безусловную историческую ценность, требует критического отношения. Геродот, будучи греком, субъективен, поскольку жил в годы Греко-персидских войн; он часто смешивает реально произошедшее с мифами и проч. Выделить историческую основу и скорректировать почерпнутые у Геродота сведения поможет монография М.А. Дандамаева, а также размещенный в хрестоматии отрывок из вавилонской хроники. Рекомендуется кратко рассказать о причинах и исторических обстоятельствах образования и усиления Мидийской державы, реформах Дейока, военных походах мидийских правителей (их направление и итоги), назвать и показать на карте вошедшие в состав государства территории, рассказать о взаимоотношении Мидии с Вавилонией и о положении в составе державы населения захваченных земель. О персидском царе КиреII, его происхождении и борьбе за власть с Астиагом довольно подробно пишет Геродот (кн.I, 106-130). Оценивая предложенный Геродотом материал следует помнить, что борьба Персии с Мидией была во многом инициирована и поддержана мидийской знатью, не желавшей смириться со стремительным усилением власти царя. Вспомните, в каких странах древнего Востока противоречия между знатью и верховным правителем перерастали в конфликт, каковы были причины конфликтов и чем они завершились.
Походы Кира IIхорошо обеспечены источниками. Помимо «Истории» Геродота о Кире и его политике довольно подробно говорится в «Вавилонском памфлете о Набониде», «Вавилонской истории Беросса», «Цилиндре Кира», «Эдикте КираII» и др. В этом случае встает проблема не столько поиска необходимого фактического материала, сколько его отбора и критического осмысления. Предлагаемые документы сложны для понимания, их авторы часто противоречат друг другу и, предоставляя читателям произвольно отобранные сведения, дают диаметрально противоположные оценки описываемым событиям. Подумайте, чем объясняются различия в оценках персидских и вавилонских информаторов. Более всего противоречий встречается в описании завоевания КиромIIВавилонии. Обратите внимание на ситуацию в регионе накануне похода, на силы сторон, причины формирования и состав внутренней оппозиции вавилонскому царю, ход и последствия для Вавилонии персидского завоевания. Поражение Вавилона было не в последнюю очередь, предопределено религиозной политикой Набонида, сведения о которой можно найти в текстах сиппарского цилиндра и цилиндра Кира. О войне КираIIс Крезом и о захвате Лидии подробно написано в «Истории» Геродота (кн.I, 76-91). Подумайте, каково было экономическое и политическое значение присоединения Лидии к Персиде. Изложение материала по второму вопросу можно завершить кратким рассказом о гибели КираIIв походе на массагетов.
Завоевание персидским царем КамбизомII Египтаи его неудачный поход в Нубию подробно описаны Геродотом (кн.III, 4-31) и современными историками М.А. Дандамаевым, Б.А. Тураевым и др. Вспомните внутреннее и международное положение Египта накануне похода Камбиза, подумайте почему персидские цари отводили завоеванию Египта ключевое значение, в чем причина их успеха. Расскажите о ходе и последствиях персидской экспансии в северо-восточную Африку, как и почему изменился статус Египта после неудачного персидского похода в Нубию. Покажите на карте границы Персидской «мировой» державы к концу жизни Камбиза, назовите основные регионы, вошедшие в ее состав. Назовите причины образования древневосточных империй, их основные черты, положительное и отрицательное влияние на историю народов, экономические и этнополитические причины нестабильности. Проиллюстрируйте теоретический материал примерами из истории Персидской империи.
- Основные учебно-методические материалы
- I. Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Модуль 1. История Востока Ранней древности Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте
- Литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 6,7. Тема: Варны в древнеиндийском обществе
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 2. История Востока Поздней древности. Занятия 8,9. Тема: Военная экспансия Египта Нового царства
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 11. Тема:Образование державы Ахеменидов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 12. Тема: Положение женщин в странах древнего Востока (по письменным источникам)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 13. Тема: Положение рабов в странах древнего Востока: сравнительный анализ (по письменным источникам)
- Научные проблемы, выносимые на обсуждение
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 14,15,16. Тема: Защита творческого проекта по культуре древнего Востока.
- Предлагаемые темы
- Модуль 3. История древней Греции Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции
- Предлагаемые темы сообщений
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 18,19. Тема:Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура древней Спарты.
- Обсуждаемые вопросы:
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 22,23. Тема: Становление и развитие демократии в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 26. Тема: Государственное устройство Афин в V в. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 27. Тема: Классическое рабство в Аттике
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского и образование эллинистических государств.
- Темы докладов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Модуль 4. История древнего Рима Занятие 30. Тема: Римское общество по законам XII таблиц
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятие 31. Тема: Государственное управление Римской республики
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 32. Тема:Римское рабовладельческое поместье II в. До н.Э. По трактату м.П. Катона «о земледелии».
- Литература
- Методические рекомендации
- Занятия 33, 34. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. До н.Э.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 35. Тема: Реформы братьев Гракхов
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятие 36. Тема: Принципат Августа
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 37. Тема: Римская империя и варварский мир в III – середине V вв.: история отношений
- Рекомендуемая литература
- Занятие 38. Тема: Брак и семья в Римской империи (по данным Дигест)
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- Занятия 39,40,41. Тема: Защита творческого проекта в мини-группах с использованием электронной презентации
- Предлагаемые темы
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- II. Рекомендации по самостоятельному изучению тем
- Тема 1. Основные письменные источники по истории древнего Востока.
- Рекомендуемая литература к теме 1
- Тема 2. Средняя Азия в древности.
- Рекомендуемая литература к теме 2
- Тема 3. Историография истории Греции и Рима.
- Рекомендуемая литература к теме 3
- Тема 4. Пунические войны.
- Рекомендуемая литература к теме 4
- III. Виды, методические указания и темы самостоятельных письменных работ
- 1. Написание реферата
- Темы рефератов
- 1 Модуль. История Востока Ранней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 2 Модуль. История Востока Поздней древности
- I категория сложности
- II категория сложности
- 3 Модуль История древней Греции
- 4 Модуль История древнего Рима
- 2. Написание эссе
- Темы эссе
- 1 Модуль. История народов Востока Ранней древности
- 3 Модуль. История древней Греции
- 4 Модуль. История древнего Рима
- 3. Составление теста
- 4. Конспектирование научной работы
- Список работ, предлагаемых для конспектирования Модуль 3. История древней Греции.
- Модуль 4. История древнего Рима
- 5. Работа над электронной презентацией
- Анализ научно-популярного или художественного фильма по истории древнего мира
- 8. Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса