Основные законы материалистической диалектики
Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развития природы, общества и познания. Буржуазные критики марксизма утверждают, будто бы Маркс выводит необходимость тех или иных экономических явлений, исходя из наиболее общих диалектических законов, т. е. игнорируя конкретный анализ всего многообразия экономических фактов. В действительности же Маркс исходит из этих фактов, вскрывает специфические законы развития капитализма и на этой основе развивает научное понимание наиболее общих закономерностей.
Яркий пример такого конкретного исследования наиболее общих законов всякого развития — данная Марксом характеристика всеобщего закона капиталистического накопления. Суть этого закона заключается в постоянно повторяющейся в условиях капитализма взаимозависимости между богатством и нищетой: чем больше накопление богатстве на одном полюсе общества, тем больше накопления нищеты на другом его полюсе, в силу чего капиталистическое накопление не только не ведет к уничтожению нищеты, но и постоянно воспроизводит ее как главное условие богатства в его капиталистической форме существования. Накопление капитала обусловливает прогрессирующую поляризацию общества на противоположные классы, концентрацию и централизацию в руках буржуазии и как следствие этого нищету пролетариата. Объективное действие всеобщего закона капиталистического накопления с необходимостью ведет к обострению противоречий между буржуазией и пролетариатом, к усилению классовой борьбы пролетариата, к приближению социалистической революции.
Анализируя этот специфический закон капитализма, Маркс исследует также различные типы противоречий' многообразие форм взаимопревращения противоположностей, противоречивое единство сущности и явления необходимости и случайности, возможности и действительности, общего, особенного и единичного и т. д. Закон единства и борьбы противоположностей является у Маркса выводом из конкретного исследования. Значение этого вывода в том, что он служит руководящей нитью, методологическим принципом конкретного исследования. Все построение «Капитала» показывает, как анализ противоречий в развитии капиталистических производственных отношений ведет к открытию специфических закономерностей этого способа производства. «У Маркса в „Капитале",— говорит В. И. Ленин,— сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой ,,клеточке" буржуазного общества) все противоречия (respective зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в Х (в сумме. — Ред.) его отдельных частей, от его начала до его конца.
Таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного общества у Маркса есть лишь частный случаи диалектики)» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 318.). В. И. Ленин, таким образом, подчеркивает, что применяемый Марксом метод исследования капиталистического процесса имеет всеобщее значение. В этом смысле Ленин говорил, что хотя Маркс в отличие от Гегеля не оставил нам «Логики с большой буквы» (т. е. систематического изложения логики), но зато он оставил нам логику «Капитала».
Развитие состоит в переходе от простого к сложному, от низшего к высшему, в становлении нового, существовавшего ранее лишь в форме возможности, зародыша, в формировании этого нового по определенным этапам, в раздвоении единого на взаимоисключающие противоположности и т.д. Все эти процессы в их конкретно-исторической форме рассматриваются Марксом в «Капитале», исследуются, начиная с их наиболее элементарных проявлений до наиболее сложных и развитых. Именно поэтому метод исследования, примененный Марксом в «Капитале», имеет всеобщее значение.
Политическая экономия у Маркса есть теоретическое обобщение экономического развития капитализма и анализ резюмирующих его понятий. Однако всякое логическое исследование развития должно быть подытожением исторического процесса. Маркс начинает исследование капитализма с его «клеточки», с товара, т. е. с такого общественного отношения, которое, с одной стороны, является наиболее простым в условиях капитализма, а с другой стороны, составляет историческую предпосылку возникновения капиталистических отношений. Точно так же всякое теоретическое исследование процесса развития должно начинаться с его исторически исходного элемента, поскольку этот элемент сохраняет свое значение в исторически сложившейся структуре исследуемого целого.
Наряду с законом единства и борьбы противоположностей Маркс разрабатывает в «Капитале» и другие законы материалистической диалектики. Так, в связи с анализом исторического развития форм стоимости Маркс показывает, как расширение сферы товарного обмена и, следовательно, массы товаров приводит к качественному изменению: превращение случайной формы стоимости в полную или развернутую и затем во всеобщую форму. В этом процессе находит свое проявление закон превращения количественных изменений в качественные. Исследование исторического процесса превращения денег в капитал также приводит к выводу, что количественные изменения (возрастание суммы денег в руках товаровладельца), достигнув определенного предела, порождают качественно новое общественное отношение капитал. Развитие производительных сил в равной мере подчиняется этому же закону: до известного предела рост производительных сил не вызывает изменения отношений существующих производственных отношений, однако рано или поздно прогресс производительных сил вызывает качественное преобразование производственных отношений. Здесь, как и везде при переходе количественных изменений в качественные, обнаруживается лежащее в основе этого процесса противоречие: в данном случае противоречие между содержанием и формой развития общественного производства. Таким образом, закон превращения количественных изменений в качественные есть необходимое специфическое выражение диалектически противоречивого характера развития, важнейшим законом которого является единство и борьба противоположностей.
Важное место в «Капитале» занимает анализ закона отрицания отрицания. Исследуя длительный исторический процесс превращения основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных производителей в капиталистическую собственность, Маркс характеризует этот процесс экспроприации мелких производителей как отрицание, т. е. уничтожение, старой формы собственности, превращение ее в свою противоположность — крупную капиталистическую собственность, предполагающую отделение средств производства от производителей. Концентрация и централизация капитала есть дальнейшее развитие этого отрицания, в ходе которого созревают предпосылки (капиталистическое обобществление средств производства) для того, чтобы это отрицание было снято, т. е. в свою очередь подверглось отрицанию. Социалистическая революция уничтожает капиталистическую собственность, и эта экспроприация эксплуататоров представляет собой одно из проявлений всеобщей диалектической закономерности отрицания отрицания. «...Капиталистическое производство, — говорит Маркс, — порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это — отрицание отрицания» ( К. Маркс и Ф, Энгельс. Соч., т. 23, стр. 773).
Маркс исходит из экономических фактов, он анализирует их, обобщает, вскрывает специфические закономерности их развития, прослеживает это развитие, подтверждающее диалектический закон отрицания отрицания и представляющее собой его своеобразное выражение. Отсюда ясно, насколько нелепы утверждения буржуазных критиков марксизма, будто Маркс выводит необходимость социалистической революции из отрицания отрицания.
Главное в Марксовом понимании закона отрицая отрицания: 1) признание отрицания как необходим формы качественного преобразования в процессе развития; 2) признание отрицания как конкретного отрицания, не отбрасывающего предшествующую ступень развития, а продолжающего его в новой форме; 3) признание отрицания отрицания как единства противоположностей и завершения исторически определенного цикла развития. Отрицание отрицания есть, следовательно, с точки зрения Маркса, закон поступательного развития в границах определенной исторической эпохи: оно характеризует ее начало и ее конец и, значит, также переход к качественно иной исторической эпохе.
- Глава IX
- Классическая немецкая философия,
- Антропологический материализм
- Л. Фейербаха
- Разложение буржуазией гегелевской философской школы
- Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
- Фейербах о задачах и предмете «новой философии»
- Критика идеалистической философии
- Критика религии
- Материалистическое понимание природы
- Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
- Глава X
- Идеология крепостнической реакции
- Славянофилы
- Дворянские просветители
- Помещичье-буржуазные либералы
- Формирование и развитие революционного демократизма в России
- Философские и социологические воззрения Белинского
- Эстетические воззрения Белинского
- Формирование революционного демократизма Герцена и Огарева
- Философский материализм Герцена и Огарева
- Диалектика – алгебра революции
- Философские и социологические взгляды петрашевцев
- Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
- Философский материализм
- Диалектика
- Эстетика
- Социологические идеи
- Н.А. Добролюбов
- Философские идеи
- Социологические идеи
- Эстетика
- Писарев д.И., Шелкунов н.В., Антонович и.А
- Философские и социологические воззрения революционных народников
- П.Л. Лавров
- П.Н. Ткачев
- М. А. Бакунин
- § 2. Философская и социологическая мысль народов ссср в XIX в.
- Украина
- Белоруссия и Литва
- Армения
- Азербайджан
- Средняя Азия
- Казахстан
- Латвия и Эстония
- § 3. Передовые течения философской и социологической мысли народов Восточной Европы в XIX в.
- Польские мыслители
- Болгарские мыслители.
- Сербские мыслители
- Венгрия
- Румыния
- § 4. Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
- Глава XI
- Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
- Религиозный карьеризм Кьеркегора
- Позитивизм о. Конта
- Учение Конта о познании и о науке
- «Закон» трех стадий исторического развития
- Классификация наук
- Социологические воззрения Конта
- Раздел второй
- Объективная необходимость возникновения научной идеологии рабочего класса
- Теоретические источники марксизма
- § 2. Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
- От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
- Критика мелкобуржуазного социализма
- Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
- Глава XIII
- § 2. Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
- § 3. Развитие диалектического материализма в экономических трудах к. Маркса 50—60-х годах
- Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
- Основные законы материалистической диалектики
- Вопросы теории познания диалектической логики
- § 4. Дальнейшее развитие исторического материализма
- Роль труда материального производства в развитии общественной жизни
- Экономическая структура общества. Базис и надстройка
- Коммунистическая общественно- экономическая формация
- Категории исторического материализма
- Глава XIV развитие диалектического и исторического материализма марксом и энгельсом после парижской коммуны
- § 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах...» и других произведениях
- § 2. Философское обобщение Марксом и Энгельсом достижений естествознания
- Марксистская разработка философских проблем естествознания
- В 70-80-е годы XIX в.
- «Диалектика природы» Энгельса
- Энгельс о единстве мира. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
- Качественная неуничтожимость материи и движения
- Энгельс о диалектическом развитии в природе
- Скачок от животного мира к человеческому обществу
- Применение диалектического материализма к математике и истории естествознания
- Естествознание и общество
- § 3. Развитие исторического материализма
- Учение о базисе и надстройке
- Глава XV распространение марксистской философии в европейских странам в конце XIX — начале XX в.
- И. Дицген
- Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
- Пропаганда ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
- Разработка вопросов исторического материализма а. Лабриолой
- Д. Благоев
- Глава XVI
- § 2. Начало марксистской деятельности Плеханова
- Критика идеализма и субъективной социологии народников
- Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
- § 3. Борьба Плеханова в 1883—1903 гг. За научное, Диалектико-материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении
- Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
- Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
- Защита материалистических основ марксисткой философии. Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
- Вопросы теории познания в сочинениях Плеханова
- Слабые стороны и ошибки в философских взглядах г.В. Плеханова
- § 4. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии
- Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
- Разработка марксистского учения об идеологии
- Разработка проблем эстетики
- Плеханов о проблемах истории философии
- Место Плеханова в истории марксистской философии
- Глава XVII
- Буржуазная философия
- В странах западной европы
- Во второй половине XIX в
- § 1. Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
- Механистический эволюционизм Спенсера
- «Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
- § 2. Махизм
- Позитивизм Маха
- Эмпириокритицизм Авенариуса
- Конвенционализм Пуанкаре
- § 3. Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Науки о природе и науки о культуре
- «Философия ценностей» как апология буржуазного общества
- § 4. «Философия жизни». Ф. Ницше
- Иррационализм и скептицизм Ницше
- Апология рабства
- Глава XVIII идеалистическая философия в россии второй половины XIX- начала XX в.
- Ф.М. Достоевский
- Л. Н. Толстой
- Философия в. С. Соловьева
- Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
- Философия «Вех»
- Религиозно-мистическая философия
- Персонализм
- Интуитивизм
- Неогегельянство
- Позитивизм в России
- Глава XIX
- § 2. Разработка проблем
- Диалектического материализма
- В трудах в. И. Ленина 1894—1917 гг.
- Борьба в.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
- Развитие Лениным диалектического материализма
- Ленин о практике и ее роли в познании
- Ленин о диалектике как теории и методе познания.
- § 3. Новейшая революция в естествознании и ее философское обобщение в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
- § 4. Защита и развитие Лениным исторического материализма