Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
Одна из важных характерных особенностей XX века — это глобализация социальных и культурных процессов. Этимологически термин глобализация связан с латинским словом «глобус», то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.
Таким образом, XX ВЕК РАСЦЕНИВАЕТСЯ МНОГИМИ УЧЕНЫМИ И ФИЛОСОФАМИ КАК ВЕК ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ, ОБЩЕПЛАНЕТАРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Однако глобализация процессов, это не только их повсеместность, не только то, что эти процессы охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху, все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Таким образом, глобальная цивилизация расценивается как качественно новый тип цивилизации, новый тип целостности духовной и материальной жизни.
Но было бы значительным упрощением истолковывать возрастающую целостность цивилизации как принятие всеми членами мирового сообщества определенной общей системы ценностей, то есть только как возрастающую унификацию различных стран и регионов Земного шара. Унификация, без сомнения, имеет место. Основой этой унификации является глобальное сотрудничество народов и регионов, создание общепланетарной системы разделения общественного труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т.д.
Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс АВТОНОМИЗАЦИИ обществ и регионов. Ученые отмечают, что реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных сообществ к сохранению собственной идентичности. Это стремление особенно сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного сознания. Поэтому следует признать, что целостность современной цивилизации не означает полной слитности, однородности, исчезновения своеобразия, специфики цивилизационных особенностей народов, государств и регионов. Напротив, целостность предполагает разнородность, гетерогенность жизнедеятельности современных сообществ. Но эти разнообразные автономные сообщества и регионы во всей возрастающей степени становятся зависимыми друг от друга в том смысле, что действия каждого из них во все возрастающей степени отражаются на положении и возможностях остальных частей системы. Таким образом, целостность глобальной цивилизации состоит не только в том, что происходит слияние всех сообществ и регионов в некую единую общность, но, прежде всего в том, что объективно, то есть независимо от сознания и воли людей происходит рост их ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ.
Такая взаимозависимость наиболее ярко проявляется в экономике. Развитие современных производительных сил, достижение приемлемого уровня экономического развития не мыслимо без активного участия в международном разделении труда, глобального обмена товарами и капиталами. Взаимопроникновение и взаимодополняемость экономик различных стран и регионов стало неодолимым требованием времени. Страны, которые в силу идеологических установок пробовали отгородиться от международного экономического взаимодействия, резко отстали от передовых индустриальных стран и в 80 – 90-х годах попали в полосу экономического и политического кризиса.
Взаимозависимость проявляется не только в экономической сфере, а во всей жизнедеятельности сообществ и регионов так, что кризисы или разлад в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабильности других ее секторов.
Всякая взаимозависимость активных субъектов предполагает их взаимодействие. Это взаимодействие происходит и в современной глобальной цивилизации. А это означает, что многие достижения цивилизационного развития, которые были осуществлены в силу определенных исторических причин в тех или иных регионах, в рамках отдельных региональных или национальных культур, в условиях глобальной целостности получают все более широкое распространение и становятся компонентами этой целостности.
Признание ведущей роли взаимозависимости и взаимодействия в современных цивилизационных процессах позволило ученым сделать вывод, что преобладающей тенденцией глобального цивилизационного развития является не унификация, а межцивилизационный диалог. Этот диалог идет по многим каналам. Значительную роль в обмене достижениями между цивилизациями принадлежит торговле, культурным связям, миссионерской деятельности, туризму, научным экспедициям и т.д. Мощным фактором переноса достижений одной цивилизации на почву другой служат завоевательные войны. Как справедливо отмечает Л-В.Семенникова, эпоха колониальных завоеваний породила особую форму межцивилизационного диалога культур — языки — трансляторы (переносчики). В качестве таких трансляторов (переносчиков) выступали испанский, французский, английский и другие европейские языки. Через них в колонии поступали достижения Западной цивилизации, культур европейских метрополий, создавая предпосылки для модернизации. Эти же трансляторы делали доступным многое из опыта и культуры колоний для европейских метрополий, в ряде случаев способствуя их духовному обогащению.
Межцивилизационный диалог во второй половине XX века приобрел всеобщий глобальный характер. Благодаря языкам-трансляторам у всех народов появилась возможность выйти на мировой уровень культуры49.
Таким образом можно сделать выводы, что в процессе межцивилизационного диалога:
Усвоение прогрессивного опыта происходило при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа.
Каждое сообщество берет из общечеловеческого опыта те формы жизни, которые оно в состоянии освоить в рамках своих экономических икультурных возможностей
Элементы иной цивилизации, пересаженные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество
В результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.
Известно, что диалог предполагает признание каких-то общих предпосылок, разделяемых всеми сторонами. Закономерно встает вопрос на базе каких предпосылок совершается современный общецивилизационный диалог? Многие историки склонны думать, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние, и следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. С этим мнением, в определенной степени, можно согласиться. В период колониальной и неоколониалистской политики происходила цивилизационная экспансия западной культуры по всему земному шару.
Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастающее значение для Запада результатов социально-экономического и культурного развития других обществ. Ярким примером такого влияния является так называемый «японский вызов», в основе которого лежит превосходство вторгающихся в западную экономику форм хозяйственной деятельности, выросших из соединения западной технологии с культурными традициями Японии. Аналогичные вызовы бросают Западу Южная Корея, Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии.
Следует указать и на ту значительную роль, которую начинает играть в современной духовной жизни культурный опыт индийской и других восточных религий в виде дзен-буддизма, кришнаизма, мунизма и т.д. Можно предположить, что эта роль будет возрастать по мере того, как в западном обществе будет происходить поиск новой системы ценностей, отличной от ценностей западной техногенной цивилизации.
Приложение 8
- Федеральное агентство связи
- Лекция №1 введение в историческую науку развитие истории как науки и возникновение основных исторических концепций.
- Классификация исторических источников и проблема субъективного фактора в изучении исторического процесса.
- Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории
- 3. Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа развития.
- Россия в мировом сообществе цивилизаций.
- Лекция №2 цивилизация древней руси. Эволюция восточно-лавянской государственности в XI - XIII вв.
- 1. Этногенез восточных славян
- 2. Экономические, социально-политические и духовные процессы в славяно-русской общности во второй половине I тыс. Н.Э.
- Предпосылки и основные направления формирования феодальных отношений и русской государственности у восточных славян.
- Лекция № 3 социально-политические изменения в русских землях в XIII — XV вв.
- 3. Основные этапы складывания Московского централизованного государства.
- Лекция №4. Московское государство: на пути к деспотии восточного типа
- Военно-политические и социальные итоги Смуты
- Петровская модернизация.
- Эпоха Екатерины II – время "просвещенного абсолютизма" в России
- §1. Мировые цивилизации в xiXвеке
- Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
- Этапы реформирования россии (первая четверть XIX в.)
- Реформы 60-70-х гг. И контрреформы 80-х - начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России.
- Лекция №8. Цивилизационый выбор российского общества в начале XX в.: революция и реформы
- Характеристика российской промышленности
- Состояние сельского хозяйства
- Положение в торговле
- Транспорт в Российской империи
- Российское общество: социальная стратификация
- Социальная стратификация населения России на 1897 г.
- Россия идейно-политическая: генезис политических партий
- Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)
- Годовые доходы офицеров европейских армий (в рублях) в 1892 г.
- Соотношение сил Японии и России на Дальнем Востоке
- Этапы революции
- Значение революции
- Расклад политических сил в III Государственная дума
- Реформы п.А. Столыпина: замыслы и реалии п.А. Столыпин: необходимы предварительные рассуждения
- П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
- ©Медвецкий а.Ф. Лекция №9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Расстановка сил на мировой арене и приоритеты внешней политики Российской империи
- Внешняя политика Российской империи (1905 – 1914 гг.)
- “Последний военный ренессанс” императорской России
- Россия в первой мировой войне
- ©Ипполитов г.М. Лекция №10. Революция 1917 года Несколько предварительных замечаний
- §1. Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения
- Революция 1917 года в России — это закономерность.
- §2. Россия, год 1917, год революционный: как это было?
- Партийный состав Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
- §3 Рождение новой государственности
- Лекция №11. Гражданская война в россии (1917 – 1922 гг.): противостояние, братоубийство и попытки строительства нового мира
- §1. Русская гражданская война: причины, периодизация, противобор-ствующие стороны
- Фазы гражданской войны в России
- Численность боевых сил белого движения на фронтах гражданской войны
- Соотношение сил белых и красных по всем фронтам (по состоянию на октябрь 1919 г.)
- §2. О роли и месте иностранной военной интервенции
- Количество средств, поставленных а.И. Деникину в 1919 – 1920 гг.
- §3. О трагедии раздвоения русского офицерства
- §4. Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России
- §5. Почему победили красные?
- §6. Гражданская война: некоторые оценки и уроки
- Национально-государственные особенности политической системы
- Причины и истоки «холодной войны»
- Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
- Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"
- Ссср на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы
- Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!
- Понятийно-категориальный аппарат
- Явления — результат влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
- Пояснения к словарю
- Приложения
- Из истории планеты и ее обитателей
- Сколько стоит смерть и жизнь
- Война и мир
- Важнейшие показатели первой и второй мировых войн
- Характерные черты тоталитаризма:
- Диалектически противоречивые проблемы сообщества мировых цивилизаций на современной этапе их истории
- Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
- Некоторые характерные черты постиндустриального общества
- Раритеты научно-справочных изданий
- Материалы русской истории
- Сергей Михайлович Соловьев "История России с древнейших времен"
- Н.М. Карамзин "История государства Российского"
- Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
- Митрополит Макарий "История Русской церкви"(оглавление)