logo search
Ответы ИКЧ (Васильев)

Чувашская диаспора. Истоки формирования и современное состояние. Чувашский национальный конгресс.

В настоящее время вне территории Чувашской Республики расселено 935,4 тыс. чувашей, т. е. 50,8%. Абсолютное большинство их проживает сегодня в Поволжье (75%) и на Урале (10%), немалая часть находится в Западной Сибири (5,3%). Hаиболее многочисленно и компактно чуваши живут в Татарстане, Башкортостане, Самарской и Ульяновской областях. Значительные группы чувашей, но расселенных менее компактно, имеются в Tюменской, Волгоградской, Саратовской, Пензенской, Омской, Кемеровской, Tомской областях и Красноярском крае.В других регионах России чуваши живут крайне дисперсно и не образуют, как в первом и втором случаях локально-территориальные ареалы. По географии современная чувашская диаспора - явление масштабное: в 55 субъектах Российской Федерации насчитывается от 1000 и более чувашей.

В дореволюционное время чуваши не имели своей сколько-нибудь фиксированной, очерченной какими-либо границами территории, т. е. официально признанной отдельной административной единицы под названием "Чувашия" не существовало. Основная масса чувашского населения - 96% всей их численности - проживала на территории четырех губерний - Казанской, Симбирской, Самарской и Уфимской.

Еще в ХVIII-ХIХ вв. сложились основные зоны обитания чувашей в Поволжье и Приуралье, а к концу ХIХ - началу ХХ в. также и в Сибири. С образованием в 1920 г. Чувашской автономной области и преобразованием ее в 1925 г. в автономную республику 40% чувашей оказались за пределами вновь установленных ее границ и составили диаспору.

Диаспорные группы чувашей испытывали и продолжают испытывать сильное этнокультурное влияние окружающих народов, прежде всего русских. Проявляется это и в ослаблении этнического самосознания чувашей. Hаряду с этим расселенные в других краях чуваши - особенно потомки мигрантов раннего времени, - относительно устойчиво сохраняют некоторые элементы традиционной (особенно обрядовой) культуры, в какой-то степени уже утраченные чувашами республики. Все это придает этнокультурному облику диаспорных групп чувашей самобытный характер. Tолько лишь за пределами Чувашского края по сей день сохраняются селения с чувашским населением, не принявшим ни христианство, ни ислам (например, д. Афонькино в Самарской и Средние Алгаши в Ульяновской областях, д. д. Hовое Сережкино, Ильково и Клементейкино в Татарстане, Зириклы в Башкортостане и др.).

Несмотря на сложные социально-культурные условия обитания вне основной этнической территории и в отрыве от ядра "материнского" этноса, в диаспоре родились и выросли многие выдающиеся деятели национальной культуры, имена которых для всей нации имеют особый, знаковый характер: вTатарии- просветитель чувашского и других народов Поволжья И. Я. Яковлев, поэты H. И. IIIелеби и П. П. Хузангай, в Башкирии - поэты К. В. Иванов (автор поэмы "Hарспи") и Я. Г. Ухсай и т. д.

В первые полтора десятилетия советской власти социально-культурному развитию диаспорных групп чувашского народа уделялось серьезное внимание. Чувашская диаспора имела в 1920-1930-е гг. за пределами республики солидную базу педагогических техникумов (Белебеевский в Башкирии, Подбельский в Куйбышевской области, Аксубаевский в Татарии, Ульяновский, в Уфе, Казани), в казанских, уфимских, самарских вузах были открыты чувашские отделения для подготовки учителей и других специалистов из чувашей и для чувашей. В различных организациях и учреждениях Москвы функционировали чувашские секции (в ЦК партии и комсомола, издательстве восточных народов, в Hаркомпросе РСФСР, Российской писательской ассоциации). Для чувашских жителей всей страны в Москве выходила газета "Коммунар", а в ряде городов (Казани, Куйбышеве, Уфе и др.) энергично развертывалась национальная литературно-издательская деятельность.

Взаимосвязи региональных чувашских национально-культурных групп между собой и с государственными и общественными структурами Чувашской Республики в той или иной мере координируются Чувашским национальным конгрессом со штаб-квартирой в Чебоксарах. В четырех регионах Российской Федерации издаются республиканские и областные чувашские газеты: "Урал сасси" (Голос Урала) в Башкортостане, "Сувар" в Татарстане, "Канаш" (Совет) в Ульяновске, "Самар ен" (Самарский край) в Самаре, журнал "Шурампус" (3аря) в Казани. Кроме того, в ряде районов указанных территорий выпускаются чувашские дубляжи местных газет. Диаспора осознает себя органической частью единого этноса, проявляет стремление участвовать в культурной и общественно-политической жизни "материнской" республики.